Эпиграф:
«Люди мира,
Помните!
Через века, через года,
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Помните!»
(Р. Рождественский «Реквием».)
Форма занятия: урок.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели урока:
- обучающие:
- систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу;
- подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала;
- подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне
- развивающие:
- синтезировать и обобщать исторический материал;
- излагать исторический материал в виде кратких или развернутых высказываний;
- развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;
- продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;
- формировать навыки самостоятельной работы с картой, схемой, учебником;
- выработать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям
- воспитывающие:
- формировать активную гражданскую позицию;
- воспитывать нравственность, патриотизм;
- способствовать самопознанию и самовоспитанию.
Методы проведения урока: проблемный, частично-поисковый(эвристический),репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, алгоритмизации.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Словесные (дискуссии, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрация), практические (творческие задания), контроль и самоконтроль.
Основные понятия: Инцидент, рейх, эскалация, блицкриг, блокада, оккупационный режим, контратака, капитуляция, эвакуация.
Важнейшие даты:
- 22июня 1941г.-18 ноября 1942г.- начальный период войны
- 19 ноября1942г.-конец 1943г.-коренной перелом войны
- Январь 1944-8мая 1945г.- завершающий период
- С 9 августа 1945г.-особый период, война с Японией
- 2 сентября 1945г.- окончание Второй мировой войны
- 28 июля 1942г.- приказ №227 «Ни шагу назад!»
- 17 июля 1942г.-2февраля 1943г.-Сталинградская битва
- 12 июля 1943г.- крупное танковое сражение около д.Прохоровка
- 8 мая 1945г.-подписан акт о капитуляции фашистской Германии
Оборудование урока: карта «Великая Отечественная война».
Структура урока
- Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.
- Актуализация знаний: подготовка к основному этапу.
- Систематизация, обобщение и проверка знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях.
- Организация домашнего задания.
Ход урока
Учащиеся рассаживаются по группам.
Сдают домашнее творческое задание - эссе на тему «Сила мира», « Война моими глазами».
Вводное слово учителя: История человечества- это история войн . Из 5000 лет цивилизации только395 были мирными; более 4 миллиардов человеческих жизней погибло в пламени войны.
История России -история войн; половцы и печенеги, хазары и монголо-татары, Наполеон и Гитлер.
17 век - убито на войне 3млн.300тыс.
18 век - убито 5 млн. 200тыс.
19 век - убито 5млн.500 тыс.
20 век - Вторая мировая война унесла 64 млн.человеческих жизней. Ранено и искалечено 110млн., сиротами стали 42 млн.
Вопрос учителя: Какие слова у вас ассоциируются с названием темы?
На доске ученица записывает следующие слова:
Блицкриг |
|
|
З.Космодемьянская |
«Ост» |
|
|
Чуйков, Шумилов |
Сталинград |
|
|
Матросов, Жулябин |
Курск |
|
|
Корнеев, Жуков |
«Уран» |
|
|
военная экономика |
Москва |
|
|
Урал, Сибирь |
Берлин |
|
|
эвакуация |
Оккупация |
|
|
реконструкция |
Капитуляция |
|
|
победа |
Учитель: А теперь сгруппируйте написанные слова и определите основные вопросы для повторения и закрепления материала.
На доске чертится следующая схема:
Учитель: Каждая группа выбирает вопрос для подготовки и анализа, использует также материал домашней работы. ( время на подготовку 1 мин.)
- 1 группа - этапы войны
- 2 группа - подвиг солдата
- 3 группа - тыл в годы войны
Итоги войны - подводит ученик, который выслушав выступление всех групп и используя дополнительный материал обобщает итоги войны.
Каждой группе для выступления выделяется 10-13 минут (используют карту, дополнительный материал- СМИ, энциклопедию, журнал «Родина» и др., домашнее задание- воспоминания родных и близких, отрывки из эссе «Сила мира» приложение № 1-5 ).
После выступления каждая группа закрепляет на доске материл по своему вопросу и в конце урока на доске появляется панорама войны.
- 1 группа - анализирует события 3-х этапов войны, выделяя крупнейшие битвы Великой Отечественной войны, их значение, дают свою оценку ведения военных действий в Европе, определяют роль победы СССР в Великой Отечественной войне и в общих итогах Второй мировой войны.
- 2 группа - анализирует роль народа, простого солдата в годы войны, выделяя, что основная тяжесть войны легла на их плечи, и они проявили огромное мужество, храбрость и беспредельное терпение и , никакие потери не сломили его волю к победе. В выступлениях отмечают и героев электростальцев. Подводя итоги, группа высказывает свое отношение к роли личности в развитии исторического процесса.
- 3 группа - анализирует работу тыла в годы войны, переход экономики на военные рельсы, эвакуация промышленных предприятий и людей в Сибирь, на Урал и в Казахстан, выделяют роль науки, культуры в годы войны.
В конце урока итоги войны подводит ученик , который обобщает выступление всех групп.
Ответственные сдают списки своей группы с выставленными оценками.
Критерии оценок:
- участие в подготовке домашнего задания
- участие в выступлениях группы
- умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделить главное.
Самостоятельное выставление оценок формирует у учащегося умение дать оценку и самооценку своей мыслительной деятельности, а также , формирует навыки самоконтроля.
Заключительное слово учителя: Урок завершается словами из эссе « Сила мира», написанное Анпилоговой Анастасией ученицей 11 А класса:
«Если хочешь изменить мир, начни с себя»,-гласит народная мудрость. Нам не стоит забывать о ней. Если каждый человек в жизни будет руководствоваться принципами, не противоречащими идеям добра, то человечество придет к тому светлому будущему, когда в силе мира никто не сможет усомниться.
Домашнее задание: Ознакомиться с п. 58 Провести экспертизу внешней политики СССР и США в послевоенные годы.