Тема: Литература и искусство периода Великой Отечественной войны.
Цель:
- опираясь на субъектный опыт, дать целостное представление о литературе и искусстве периода Великой Отечественной войны;
- вызвать у одиннадцатиклассников чувство гордости за свою Родину, за свой народ, отстоявший мир от фашизма, чувство признательности и вечной благодарности тем, кто не вернулся с полей сражений, кто ценой своей жизни завоевал для будущих поколений мир и свободу;
- подготовить к восприятию произведений периода Великой Отечественной войны.
Наглядность и оборудование:
- слайды с высказываниями писателей;
- слайды с картинами: В. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!», А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», «Оборона Севастополя», А. Пластов «Фашист пролетел», И. Тоидзе «Родина – мать зовёт!»;
- Кинокольцовки: «Первые месяцы войны», «Освобождение Родины»;
- Карты;
- Грамзаписи;
- Видеофильм.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Беседа о том, что известно ученикам о войне, какие произведения на данную тему читали.
- Выявление темы и цели урока, опираясь на оформление кабинета к данному уроку.
- Музыкальное вступление к «Реквиему» Д. Кабалевского. На фоне музыки звучат строки из стихотворения Р. Рождественского:
Помните!
Через века,
Через года –
Помните!
О тех,
Кто уже не придёт никогда, -
Помните!
II. Слово учителя литературы:
62 года отделяют нас от Великой Победы. И сколько бы ещё не прошло времени, они, не вернувшиеся с полей сражений, погибшие в печах фашистских концлагерей, умершие от тяжких ран, - навсегда в наших сердцах, в нашей памяти.
Бессмертен подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Среди тех, кто защищал Отечество от врага, были писатели и поэты, деятели музыкального искусства, художники.
«Нравственные категории, писал Алексей Толстой, - приобретают решающую роль в этой войне. Глагол уже не только уголь, пылающий в сердце человека, глагол идёт в атаку миллионными штыками, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа».
-Как вы думаете, какая тема становится главной в этот период? Какова идея произведений?
-Да, события Великой Отечественной войны стали центральной темой литературы того времени. Главная идея литературы этого периода – идея мира, которую чётко выразил в своём стихотворении А. Твардовский:Бой идёт святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.- История литературы не знает такого периода, когда бы за сравнительно небольшой отрезок времени было создано столько талантливых, по-настоящему ярких произведений, как за 4 года военного лихолетья, причём произведений, различных по жанру. Это были очерки, рассказы, публицистические статьи, дневниковые записи, лирические стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести, романы.
- Как вы думаете, какова тематика произведений в этот период?- Основная задача, которую ставили писатели и поэты в военные годы, - запечатлеть события по горячим следам, помочь своим художественным словом народу в битве с врагом. Как сказал А. Толстой, «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души, души народа».
III. Сообщение ученика о публицистике в годы войны:
Писатели с самого начала войны обратились к публицистике, которая давала возможность оперативно отразить происходящие события. В публицистике передавался героический пафос борьбы народа, его непреклонная вера в победу над фашизмом.
Например, публицистика А. Толстого периода войны продолжала основные линии его антифашистской публицистики довоенного времени и в то же время несла в себе новые черты. Она отражала конкретные события войны: подмосковную битву, битву на Волге, героизм воинов на всех фронтах. В основе статей лежал острый конфликт – столкновение двух миров – социализма и фашизма. Художник выразил свои страстные симпатии народу, ведущему справедливую освободительную войну, и пламенную ненависть гитлеровским поработителям.
Его публицистические статьи сразу же нашли отклик в сердцах сражающихся людей. Воины Западного фронта писали: «Ваши разящие статьи,- «Кровь народа», «Я призываю к ненависти», - приняты на вооружение в частях Красной Армии. Они поднимают боевой дух бойцов и командиров, зажигают гневом и ненавистью наши сердца, помогают закалке для решительных боёв с полчищами немецких оккупантов».
В статье «Что мы защищаем», написанной на пятый день войны, А. Толстой поставил важнейшие вопросы защиты Родины. Он показал, что программа нацистов чудовищна. Фашисты хотят завоевать Европу, Азию и другие материки и провозгласить себя высшей расой. Ради этого льются потоки крови, горят города, истребляются миллионы людей. Толстой страстно говорил о том, что на наш народ легла великая миссия – освободить мир от коричневой чумы. Писатель раскрывает особенности характера русского человека, его потенциальные героические качества. Статья пронизана чувством огромной любви к Родине. «Это моя Родина, моя родная земля, моё отечество, - и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе».
Публицистика А. Толстого многопроблемна. Но идейным стержнем публицистики является его вера в народ и победу нашей Родины. Многие статьи вскрывают источники этой победы, единство фронта и тыла, дружбу народов, героизм Советской Армии.
Свои последние статьи А. Толстой посвятил наступлению наших войск на всех фронтах в 1944 году. Он пишет о том, что наступающая Красная Армия в упорных боях преодолевает укреплённые рубежи Днепра, Буга, Днестра, Прута и приближает желанную победу.
- Выводы (учитель совместно с учащимися): Публицистика войны не утратила своего значения и до наших дней – она и сейчас помогает бороться с идеологией фашизма.
IV. Учитель литературы:
Для рассказов, повестей и романов военных лет по сравнению с публицистикой было характерно стремление более широко и глубоко охватить события войны. Пристальное внимание авторы уделяли созданию героических характеров, ставили проблемы подвига и массового героизма. Таковы произведения: «Морская душа» А. Соболева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Они сражались за Родину» М. Шолохова.
1. Сообщение ученика о прозе военных лет.
2. Совместные выводы:
Проза военных лет занимает в литературе особое место. В ней с наибольшей силой отразилось стремление писателей создать героический эпос о народной борьбе с фашизмом, о героических подвигах людей на оккупированной территории, о единстве фронта и тыла. Традиции военной прозы нашли широкое воплощение в произведениях о войне, созданных в последующие годы.
V. Учитель литературы:
Своеобразной была и лирическая поэзия военных лет, потому что традиционные темы любви, пейзажа, дружеского послания приобретают черты эпоса, так как он выражал глубокие чувства, общие для миллионов сограждан, для судеб Отечества. В годы Великой Отечественной войны было создано много стихотворений и поэм о Родине, о родных местах.
1. Просмотр слайдов на военную тематику. Голос за кадром читает стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».
2. Учитель литературы:
Разнообразной по тематике и жанрам были стихотворения М. Исаковского. Это стихотворения о любви к Родине, о непобедимости, о молодости, стихотворения, выражающие чувство мести. Были стихи, в которых поэт создал обобщённые образы русского солдата и женщины – труженицы.
3. Ученик читает стихотворение М. Исаковского «Слово о России».
4. Выводы:
Поэзия сыграла огромную роль в духовной жизни народа. Она укрепляла веру в победу, давала силы перенести суровые испытания, помогала людям жить.
VI. Просмотр слайдов с кадрами военных лет. Музыкальный фон – песня «Священная война».
1. Слово учителя музыки о музыкальных произведениях, созданных и звучавших в период Великой Отечественной войны.
2. На экране кадр – плакат Ираклия Тоидзе «Родина – мать зовёт!», звучит запись седьмой симфонии Д. Шостаковича.
3. Слово учителя истории о блокаде Ленинграда, сопровождающееся грамзаписью и показом кинокольцовки.
VII. Учитель рисования:
Великая Отечественная война прервала мирное течение жизни нашего народа. Художникам, как и всем людям, необходимо было в кратчайший срок перестроить свою деятельность на военный лад. Как и в годы гражданской войны, особое значение получил плакат. Уже на второй день войны на улицах Москвы появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
1. Сообщения учеников:
- Одним из самых популярных в годы войны стал плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, СПАСИ!», выполненный способом фотомонтажа. В центре плакатного листа изображена молодая женщина, прижимающая к груди ребёнка, защищая его от окровавленного фашистского штыка. На её лице нет страха: оно выражает гнев и презрение к врагу – чувства, которые владели всеми людьми и на фронтах, и в тылу. В тексте плаката большими буквами выделено слово «СПАСИ!». Что способствует повышению его эмоционального звучания.
- Сообщение об «Окнах ТАСС» в годы войны.
2. Рассказ учителя истории об обороне Севастополя, сопровождаемый демонстрацией картины А. Дейнеки «Оборона Севастополя».
3. Просмотр фрагментов кинофильма.
4. Совместные выводы:
Плакаты и картины военных лет отображали то, чем живёт народ в годы войны, звали на борьбу с врагом.
С той поры прошло много лет, выросло новое поколение художников, в творчестве которых нашла своё достойное отражение военная тематика, но произведения искусства, выполненные в годы войны, не утратили своего значения, но обрели ещё большую историческую ценность, как памятники героизму и мужеству великого народа, проявленным в годы Великой Отечественной войны.
VIII. Обобщение учителя литературы.
Многонациональная армия писателей, деятелей музыкального искусства и художников с честью выполнила свой патриотический долг в суровые годы войны. «Нет большей чести для литератора, - писал А. Фадеев,- и нет более высокой задачи у искусства, чем повседневное и неустанное служение оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы». И сегодня деятельность всего нашего искусства направлена на служение народу.
Звучит грамзапись песни на стихи Р. Гамзатова и музыку Я. Френкеля «Журавли».