Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Модель урока развития речи в 6-м классе по теме: "Рассуждение" 2006

    Автор: Якшина Светлана Александровна

    Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Главные цели урока – а) познакомить учащихся с типом речи – рассуждение; б) научить различать этот тип текста среди других; в) развивать устную и письменную речь учащихся. 1 этап урока – вызов с использованием приёма кластера. 2 этап – осмысление: а) работа с определением; б) работа с текстами. 3 этап – рефлексия: написание текста типа рассуждение.

  • Обстоятельства образа действия 2006

    Автор: Муртазина Фая Гильмитдиновна

    Я работаю в школе № 1 с. Аскарово Абзелиловского района Республики Башкортостан. Веду уроки русского языка и литературы в 5–11-х классах. Считаю, что применение различных игровых моментов на уроке, тестирование, новые методы и приёмы в обучении помогают развивать мышление учащихся, их интерес к языку и литературе. Стараюсь шагать в ногу со временем.

  • Программа элективного курса "Издательское дело" 2006

    Авторы: Балуева Людмила Николаевна, Новикова Ольга Николаевна

    Издательское дело – интегрированный межпредметный курс, рассчитанный на учащихся 8–9-х классов, цель которого – создать базу у учащихся в мире профессий, точнее, дать возможность получения теоретических знаний и практических навыков в создании печатной продукции. Программа курса направлена на ориентацию гуманитарного, информационно-технологического профиля. Курс рассчитан на 18 часов теоретических занятий (по 9 ч. с учителем литературы и информатики) и 16 часов практической работы (создание школьной газеты).

  • Обобщающие уроки по русскому языку. Урок-сказка в 5-м классе по теме: "Имя существительное" 2006

    Автор: Максимова Лидия Владимировна

    Обобщающие уроки русского языка разных типов предоставляют учителю возможность проверить не только теоретические, но и практические знания своих учеников по данной теме, их готовность к контрольной работе. Учащиеся 5-6-х классов любят уроки-КВНы, уроки-сказки, уроки-путешествия и лабиринты. Такие уроки вызывают у ребят интерес, помогают каждому проявить свои способности.

  • Портрет. Интегративный урок в 7-м классе по теме: "Ее глаза — как два тумана…" 2006

    Автор: Хусаинова Ильсаяр Валентиновна

    На материале повести Андреева "Иуда Искариот" делаем вывод о психологическом портрете. Писатель через элементы внешней характеристики показывает и внутренний мир героя. Описание позволяет сделать вывод о противоречивости образа героя. Сравнительный анализ "Портрета А.П.Струйской" работы Ф.Рокотова и стихотворения Н.Заболоцкого "Портрет" дает основание говорить о взаимопроникновении искусств. Создается портрет самого близкого человека - мамы.

  • Панорама нетрадиционных способов представления словарных слов на уроках литературного чтения 2006

    Автор: Глухова Елена Александровна

    На уроке литературного чтения во 2-м классе, работающего по системе Л.В. Занкова, представлены варианты организации словарной работы, которые предусматривают активное и осознанное участие детей в представлении нового слова с высокой степенью их заинтересованности, мобилизации внимания, развития мышления. Урок построен с использованием ИТ. Дополнительный материал, содержащийся в рисунках, может служить основой для составления презентации по данной теме.

  • Программа элективного курса "Виды анализа художественного текста". Модули 1, 2 2006

    Автор: Радиченко Валерия Брониславна

    Программа представляет собой углубление основного курса русского языка в 9-м классе и состоит из 2-х модулей: "Комплексный анализ художественного текста" (20 часов) и "Создание авторского текста на основе проанализированного образца" (14 часов). В данном материале представлены содержание каждого модуля, цели, задачи, учебно-методическое оснащение курса, предполагаемый результат и тематическое планирование.


  • Обобщающий урок-практикум в форме деловой игры: "Корректор" в 6-м классе (после изучения темы "Имя прилагательное") 2006

    Автор: Сивцова Людмила Александровна

    Повторительно-обобщающие уроки являются неотъемлемой частью процесса познания. Такие уроки способствуют глубокому пониманию и закреплению изученного материала. Предлагаемый повторительно-обобщающий урок-практикум в форме деловой игры "Корректор" проводится после изучения темы "Имя прилагательное". Основной целью является воспитание у школьников орфографической и пунктуационной зоркости, совершенствование правописных навыков, формирование норм правильной литературной речи. В сценарии урока практикующий учитель найдет интересный дидактический материал и методические приемы, способствующие лучшему усвоению темы.

  • Конспект урока по русскому языку на тему: "Глагол" 2006

    Автор: Шелухина Марина Ильинична

    На этом уроке формируется умение распознавать глаголы, отвечающие на вопросы: "что делает?" и "что делают?" Учащиеся работают по индивидуально-ориентированному учебному плану (технология ИОСО).

  • Комплексный анализ текста. Обобщающий урок по теме: "Причастие" 2006

    Автор: Линдт Татьяна Леонидовна

    Данный урок является завершающим по теме "Причастие". Повторение по теме проходит в форме комплексного анализа текста, который выполняется учащимися в группах. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться на уроке всем учащимся. В группах ребята оценивают свою работу, работу товарища, помогают друг другу, спрашивают и отвечают и таким образом получают возможность лучше усвоить материал.

  • Конспект урока на тему: "Сочинение по картине К.Ф. Юона "Августовский вечер. Последний луч. Лигачево" 2006

    Автор: Возженникова Надежда Васильевна

    Урок разработан для проведения в седьмом классе. Учащимся предстоит потрудиться по картине со сложной композицией, передать свое отношение к ней и найти яркие, эмоциональные слова, помогающие зрительно представить себе то, что изобразил художник. Опираясь на яркие, запоминающиеся образы художественных картин, учащиеся учатся раскрывать тему и основную мысль высказывания, собирать и систематизировать материал, находить доказательства, совершенствовать написанное и создавать текст сочинения.

  • Урок-лекция "Словосочетание. Предложение" (с соблюдением требований к урокам ИОСО) 2006

    Автор: Ксиво Альбина Александровна

    Использование информационно-коммуникационных технологий удачно сочетается с технологией ИОСО (индивидуально-ориентированной системой обучения). Компьютер служит как демонстрационное средство наглядности, учащихся заинтересовывает работа с динамическими таблицами, опорными схемами, презентациями. По-своему интересна работа с программой виртуальной школы "Кирилла и Мефодия". Она используется чаще для уроков-лекций и закрепления нового материала.

  • "Интеллектуальный бой" — одна из нетрадиционных форм урока русского языка 2006

    Автор: Кирпитнева Лариса Борисовна

    Постоянное совершенствование учебного процесса, поиск новых форм обучения языку, умелое сочетание их с традиционными формами - задача каждого учителя. Автор предлагает вашему вниманию одну из форм нетрадиционного урока - "Интеллектуальный бой" по теме "Лексика", проводимого в 5-м классе. "Лексика" является одним из самых интересных и увлекательных для детей разделов науки о языке. Расширить знания, повысить интерес к изучаемому материалу поможет такая форма работы, как "Интеллектуальный бой".

  • Мастер-класс по элективному курсу "Период" на тему: "Сложный период" 2006

    Автор: Конова Наталья Борисовна

    Введение предпрофильной подготовки в выпускном классе основной школы призвано стать важным средством для выбора профиля обучения в старших классах. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка - это две главных части одной системы - подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Мой элективный курс, который я провожу в рамках профильного и предпрофильного обучения, называется "Период".


  • Тема урока: "Бить челом. История одного фразеологизма" 2006

    Автор: Блинова Елена Александровна

    Каждому человеку нередко приходится слышать и самому применять выражения, получившие названия фразеологизмов: идиомы, пословицы и поговорки, крылатые слова. Знакомство с историей возникновения фразеологизма является не только увлекательным занятием, но и способствует развитию культуры речи, воспитанию чувства патриотизма и пробуждению интереса к истории своего народа.

    земной поклон, религиозное поклонение, падение ниц, символика поклона, коленопреклонение

  • Подготовка к сочинению-миниатюре "Мой любимый цветок" 2006

    Автор: Зайцева Тамара Михайловна

    Изучение имени прилагательного немыслимо без ознакомления с тем, какую роль оно играет в нашей речи и особенно в художественном произведении. В связи с этим было проведено сочинение с предварительным анализом текстов-образцов в классе. Для работы была взята тема "Мой любимый цветок".

  • Урок русского языка в 7-м классе на тему: "Разряды союзов по значению" 2006

    Автор: Савельева Лариса Аркадьевна

    Урок русского языка в 7-м классе на тему "Разряды союзов по значению" выстроен в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Представлена оригинальная система заданий для самостоятельной работы учащихся на каждом этапе урока.

  • Урок русского языка в 3-м классе (1—4) по теме: "Род имен существительных" 2006

    Автор: Сайфуллина Наталия Владимировна

    Вниманию читателей предлагается урок по программе "Школа ХХI века" Н.Ф.Виноградовой. Урок выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Использован проблемно-поисковый метод. Создается алгоритм действий, что пробуждает интерес к изучаемому вопросу, развивает монологическую речь учащихся. Содержание данного урока способствует созданию ситуации успеха за счет доступности заданий и учета возможностей каждого ученика, снимает у детей состояние тревожности, утомляемости.

  • Давайте понимать друг друга с полуслова 2006

    Автор: Колчина Елена Ивановна

    В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Настоящий проект направлен, прежде всего, на развитие культуры речи учащегося, т.к. ученик должен иметь четкое представление о том, какая речь вредит человеку, становится его врагом.

  • Как развивать интерес к родному языку 2006

    Автор: Клюева Людмила Петровна

    Если каждый отдельный ученик определит для себя, что ему необходимо знать русский язык, чтобы жить в обществе, быть личностью, возникнет и интерес к языку, к уроку. Каждый ребенок должен определить для себя, что на уроке русского языка он не просто учится грамотно писать по-русски, что немаловажно для современного человека, но и учится излагать свои мысли, говорить публично, познает действительность и приобщается к национальной культуре русского народа, т.е. он учится жить в обществе.

  • Развитие творческого воображения и ассоциативного мышления учащихся на уроках развития речи 2006

    Автор: Малюгина Галина Николаевна

    Работая с произведениями живописи на уроках развития речи, дети учатся наблюдать, проникать в существо предметов, явлений окружающего мира. Использование музыкальных записей по теме урока - развивает творческое воображение, ассоциативное восприятие, воспитывает эмоции, развивает культуру учащихся.


  • Урок-игра "Что мы знаем о В.И. Дале" 2006

    Автор: Кулагина Ирина Владимировна

    Имя В.И. Даля как составителя "Толкового словаря" хорошо знакомо и взрослым, и детям. Но далеко не все знают, как многогранен был этот великий человек. Датчанин по происхождению, но истинно русский душой и сердцем, Даль был и кадетом морского корпуса, и лекарем, и чиновником, и конструктором, и этнографом, и писателем, и составителем словаря. Жизни и деятельности этого человека и посвящен сценарий лекции-игры.

  • Нетрадиционные задания по русскому языку 2006

    Автор: Кулагина Ирина Владимировна

    В данной работе предлагаются некоторые нетрадиционные задания по русскому языку, которые можно использовать и в начальной школе, и в средней. Например, "волшебные картинки", лабиринты, ребусы, перевертыши и др., которые требуют от ученика аккуратности, терпения, умения устанавливать логические закономерности, размышлять. Эти задания имеют положительное эмоциональное воздействие на ребенка, да и сложный материал усваивается гораздо легче. Большинство заданий развивают у детей наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, логику, то есть те психические процессы, которые необходимы для успешного усвоения и других учебных предметов.

  • Интегрированный урок риторики и русского языка в 6-м классе по теме "Употребление деепричастий в речи" 2006

    Автор: Маевская Ольга Станиславовна

    Как показывает практика, речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастий, являются типичными, распространенными, искажающими смысл сказанного. Так как деловой стиль личного официального письма требует точности и насыщен деепричастиями, то особенно важно интегрировать эти важные темы на этапе завершения их изучения.

  • Урок русского языка в 11-м классе по теме: "Тире между подлежащим и сказуемым" (на материале поэзии символистов) 2006

    Автор: Маевская Ольга Станиславовна

    В статье на материале стихотворений В.Брюсова "Юному поэту" и Д.Бедного "Мой стих" раскрываются причины постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.

  • Тексты публицистического стиля при подготовке к изложению 2006

    Автор: Саакян Сильва Макичевна

    Учащимся 11-го класса в конце учебного года дано право выбора: сдавать письменный экзамен по русскому языку и литературе в форме сочинения или изложения с элементами сочинения. Данная разработка открытого урока посвящена подготовке к изложению с элементами сочинения. Мною для этого выбрано упр. 74 из учебника-практикума по русскому языку (авторы А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова). Данный текст предоставил большую возможность повторения и особенностей публицистического стиля, и орфографии, и пунктуации. Дополнительный вопрос, сформулированный в последнем предложении текста, позволяет учащимся проявить свои творческие способности.

  • Творческое взаимодействие учителя и учащихся при обучении русскому языку 2006

    Автор: Панова Галина Афанасьевна

    В работе "Творческое взаимодействие учителя и учащихся при обучении русскому языку" рассказывается о "карточках-близнецах". Ученики находят в речи товарищей грамматические и речевые ошибки и недочеты, обыгрывают их в стиховой форме и создают правильный вариант. В эту работу с интересом включаются и родители учащихся. В работе также говорится о том, как старшеклассники изучают эвфемистические способы выражения - огромный пласт языка, где эвфемизмы - "законное" средство языкового выражения - имеют четкий, нормативный статус и в культуре речи человека играют немаловажную роль.

  • Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?" 2006

    Автор: Шарагина Светлана Алексеевна

    Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения.


  • Урок русского языка в 7-м классе: "Обобщение по теме "Причастие" 2006

    Автор: Гусева Любовь Анатольевна

    Повторяя материал, мы не должны "повторяться". Наша цель - помочь увидеть новое в давно известном. Таков очередной урок обобщения по теме "Причастие" в 7-м классе. Это урок - деловая игра, которая ярко и логично может завершить трудную тему.

  • Урок-коммуникация на тему: "Функционально-смысловые типы речи в структуре художественного текста (на примере произведения И.С.Тургенева "Последнее свидание")" 2006

    Автор: Ноздрина Алите Владосовна

    Уроки русского языка в старших классах имеют свою специфику. Знания, приобретённые в среднем звене, позволяют учащимся 10–11-х классов перейти на более высокий уровень обучения - творческое владение языком. Поэтому нельзя ограничиваться только повторением орфографических, пунктуационных правил, отработкой навыков грамотного письма, напротив, необходимо формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся. Кроме того, качественно новую ступень психологического развития человека представляет собой и возраст старшеклассников. В этот период юноши и девушки включаются в индивидуально-личное, стихийно-групповое общение. В социальной деятельности подростков, в развитии их личности главенствующую роль имеет речевое общение.