Русский язык
-
Урок развития речи "Письма пишут разные" (8-й класс) 2009
На уроках развития речи проявляется активность и творческие способности каждого ученика. Использование живописи, музыки, поэтических текстов способствует особой атмосфере, пробуждая интерес к гуманитарным предметам.
-
Урок русского языка по теме "Правописание корней -гор, -гар" (5-й класс) 2009
Использование традиционных методов обучения приводит к тому, что сильным ученикам неинтересно учиться, а слабым – очень сложно. Дифференцированный подход предполагает необходимость разноуровневого обучения для сильных, средних и слабых учеников. Именно это позволит заинтересовать всех учащихся процессом обучения.
-
Выразительные возможности фонетики русского языка. Обучение анализу фонетической организации речи 2009
Наибольшие затруднения для выпускников при сдаче экзамена в форме ЕГЭ по русскому языку вызывает задание № 8 части 2 – соотношение термина и примеров языковых особенностей текста (в 2008 году справились только 25% обучающихся). Урок даёт возможность актуализировать следующие литературоведческие понятия: благозвучие, неблагозвучие, аллитерация, ассонанс, звукопись; обучает редактированию текста с точки зрения его фонетической организации; совершенствует навык анализа фонетических средств выразительности речи.
-
Модульный урок в 8-м классе. Обобщение изученного по теме "Односоставные предложения" 2009
Подробный сценарий модульного урока. Приведены контрольные тесты и ключи к ним. Использована методика самооценки выполненной работы учащимися. Даны критерии для такой самооценки. Работа снабжена необходимыми комментариями для организации деятельности учащихся.
-
Урок-исследование по теме "Деепричастие" 2009
Предложенный урок являет собой образец построения учебного занятия по развивающему обучению (система Занкова). В данной системе необходимо строить уроки так, чтобы все его компоненты давали ребёнку возможность самостоятельно ставить перед собой цель, находить возможные варианты решения возникающих перед ним задач, делать необходимые выводы. Тип урока – исследование.
-
Рассказ о рассказе 2009
Урок построения новых знаний с использованием элементов технологии мастерской. На этом уроке представлена также интеграция предметов «Русский язык» и «Риторика».
-
Урок развития речи в 9-м классе "Учимся делать газету" 2009
Данный урок пройдёт в форме деловой игры. Он будет способствовать не только развитию связной письменной речи учащихся через введение новой лексики, но и даст возможность побывать ребятам в роли работников газеты: журналистов, корректоров, собкоров, секретарей, и, наконец, главного редактора. В конце сдвоенного урока ученики сами создадут продукт - собственную газету.
-
Использование морфологических и синтаксических тренажеров при подготовке к ЕГЭ 2009
На экзамене выпускники часто не справляются с тем или иным заданием только потому, что не умеют определять части речи и не понимают зависимости морфологической принадлежности слова от контекста. Это объясняется отсутствием достаточной практики. Чтобы помочь каждому ребенку поверить в себя, в свои способности, использую морфологические тренажеры, которые разработаны на все части речи.
-
Разработка урока русского языка в 5-м классе "В мире синонимов" 2009
Урок грамматических задач помогает совершенствовать знания учащихся по теме, проконтролировать полученные знания. Включение в урок игровых моментов позволяет привить интерес к языку.
-
Предложения с однородными членами 2009
На уроке учащиеся изучают данную тему посредством выполнения небольших заданий и упражнений. Учителю помогает презентация, используемая на занятие.
-
Программа элективного профильного курса по русскому языку "Грамматическая стилистика русского языка" 2009
Содержание данного профильного курса направлено на развитие и совершенствование навыков и умений всех видов речевой деятельности учащихся на основе самостоятельной работы с текстами. Курс состоит из пяти основных разделов: 1) грамматическая стилистика как наука; 2) функциональные стили и грамматика; 3) грамматика и нормы; 4) части речи; 5) речевые ошибки и стилистические недочеты.
-
Урок русского языка на тему «Правописание гласных "е — и" в окончаниях существительных» для учащихся 10—11-х классов 2009
Форма проведения урока – по плану. Используется с целью повышения уровня мотивации и структурирования деятельности, способствует развитию навыка самостоятельной работы. Учащиеся получают возможность выбирать задания по уровню сложности. Каждый ученик в начале урока получает заранее приготовленный план и весь раздаточный материал, который будет использован на уроке.
-
Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике А.С. Пушкина 2009
Интегрированный урок русского языка и литературы направлен на изучение "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина и одновременно усвоение темы "Обращение". Урок воспитывает любовь к поэзии; учит детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией 2009
Цель данного урока - повторение и обобщение изученного по теме "Имя прилагательное. Отработка умения правильного написания НЕ с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксах прилагательных и сложных прилагательных". Итоговое повторение готовит ребят к выполнению контрольной работы. Для лучшего усвоения материала используется презентация.
-
Подготовка к сочинению по картине В.Е. Маковского "Свидание" 2009
Урок для 7-го класса по УМК М.М. Разумовской во время изучения темы «Наречие» с целью закрепления навыков написания сочинения-описания по картине и выработки умения употреблять наречия в письменной речи.
-
Подготовка к сочинению-описанию трудовых процессов по картине И.П. Индюхова "Хлеб Татарстана" ("На колхозном току") 2009
Данный урок проводится в 8-м классе после повторения темы "Стили и типы речи". Работа над описанием действий развивает у детей наблюдательность, внимание к окружающему, умение видеть особенные, характерные черты того или иного действия или процесса, обогащает речь. Кроме того, знакомство с трудовыми действиями опытных, умелых мастеров способствует воспитанию чувства уважения к труду.
-
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку "Упражнения на распознавание стилистических ресурсов текста" 2009
Типы упражнений и тестов, предложенные в статье, направлены на распознавание и нахождение изобразительных средств анализируемого текста. Предлагается "Краткий словарь тропов и фигур речи" в работе над текстом. Выработанные умения и навыки помогают учащимся не только успешно выполнять задания В8 тестов ЕГЭ по русскому языку, но и охарактеризовать эстетическую ценность текста.
-
Сочинение-рассуждение на основе исходного текста в 11-м классе 2009
Данный урок представлен как урок-обобщение по написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста в 11-м классе при подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку и является одним из уроков спецкурса "Подготовка к ЕГЭ: выполнение заданий варианта С".
-
Урок–игра (презентация) по теме "Лексика"(5—8-е классы) 2009
Урок-презентация предназначен для проведения урока русского языка по теме «Лексика» в 5—8-х классах, а также может быть использован в качестве внеклассного мероприятия, посвящённого русскому языку. Приложение поможет без проблем сориентироваться в построении занятия. Презентация отличается продуманной системой навигации по слайдам, содержит элементы анимации и звукового оформления.
-
Интегрированные уроки русского языка "Путь к формированию гармонично развитой личности" 2009
Серьёзнейшей проблемой сегодняшней школы является падение интереса к русскому языку. Интегрированные уроки обеспечивают приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям. Помогают осмыслить национальное своеобразие родного языка, способствуют формированию личности ребёнка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать.
-
Урок "Типы речи в русском языке" 2009
Урок, проводимый в 5-м классе, обучает навыкам различения типов речи; совершенствует устную речь, воспитывает творческий подход к созданию собственных текстов.
-
Подготовка к НФА по русскому языку в 9-м классе. Тестовые задания 2009
При подготовке учащихся 9-х классов к новой форме итоговой аттестации по русскому языку многие учителя испытывают трудности в подборе учебно-тренировочного материала. В статье предлагаются 4 варианта тестовых заданий для проведения в школе пробного (репетиционного) экзамена.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку "В стране Грамматике". 6-й класс 2009
Данное мероприятие направлено на усвоение учащимися грамматических норм русского языка. Участники должны показать свои знания и по морфемике, и по морфологии, и по синтаксису. Также в ходе мероприятия ребятам предлагаются творческие задания и задания, к решению которых необходимо подойти нестандартно.
-
Проект "Дороги, которые мы выбираем" в 11-м классе (риторика, МХК) 2009
Статья представляет описание блока уроков в рамках проекта "Дороги, которые мы выбираем" в 11-м классе. Предметом исследования и творческого осмысления становятся человеческие грехи и пороки. В проект включены вопросы теоретического характера, проблемный анализ, творческие задания. Результаты работы представлены поурочно.
-
Разработка урока русского языка "Хирургическая мастерская" 2009
На уроке класс делится на три группы, в каждой группе ученикам отводится особая медицинская роль. Далее каждая команда выполняет различные устные и письменные задания по данной теме, получает рекомендации от учителя и отметки.
-
Применение ИКТ на уроках развития речи. Сочинение по картине И.И. Шишкина "Зима" 2009
Цели урока: обучение творческому подходу при описании уголка природы, умение отобрать нужную лексику; развитие творческого воображения, творческих способностей учащихся; воспитание наблюдательности, бережного отношения к природе, любви к творчеству великого русского художника И.И. Шишкина.
-
6-й класс. Русский язык. Урок развития речи. Творческая мастерская "Праздничная карусель" 2009
Цель занятия: развитие речи и мышления учащихся.
-
Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки в 5-м классе. Тема: "Классические произведения XIX века. Поэма А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Связь литературы с музыкой" 2009
Литература и музыка – дисциплины, требующие творческого отношения не только от учителя, но и от ученика. На этом уроке повторения и обобщения изученного материала мы особое внимание учеников обратили на творчество великого русского поэта А.С. Пушкина, постарались подвести детей к формулированию темы самостоятельно, нашли связь с современной музыкой, используя запись песни «Богатырская наша сила» во время проведения физкультминутки.
-
Переход от традиционной системы обучения на адаптивную систему обучения. Технология развивающего метода на уроках 2009
При переходе на адаптивную систему обучения каждый компонент учебно-воспитательного процесса имеет свое специфическое назначение, а в целом все они «работают» на общую цель – развитие личности.
-
Урок русского языка в 10-м классе (в рамках подготовки к ЕГЭ) по теме "Правописание приставок. Правописание на стыке приставки и корня" 2009
Урок построен на основе ранее изученного материала с использованием метода проекта. Учащиеся самостоятельно систематизируют материал, подбирают задания творческого и исследовательского характера. Итогом станет тематическое тестирование, позволяющее определить уровень усвоения материала. Учитель выполняет роль консультанта, сопровождающего работу проектной группы.