Литература
-
Что ни гора, что ни озеро – всюду легенды об этой зачарованной земле 2013
Десятки ученых посвятили свою жизнь разгадыванию многих загадок, связанных с происхождением и духовной культурой северных аборигенов, однако и до сих пор исследователям далеко не все ясно. Самобытная материальная и духовная культура саамов представляет большой познавательный и научный интерес.
-
Открытый урок по литературе на тему "А.П. Чехов. Чехов и липецкий театр" 2013
Урок изучения нового материала построен в виде лекции с элементами беседы с целью дать учащимся представление об общественно-политической жизни конца XIX века, показать переломное состояние литературы и человечества; познакомить учащихся с биографией А.П. Чехова, с влиянием его творчества на развитие Липецкого академического театра драмы им. Л.Н. Толстого.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО + информатика ) по теме "Портрет литературного героя". 6-й класс 2013
Урок подводит учащихся к пониманию образа литературного героя через его портретную характеристику. Формирует умение передавать при изображении персонажа его характер, душевные качества через конструкцию, формы и пропорции головы с помощью графических материалов. Развивает образное видение на основе восприятия художественного текста, навыки изучающего и рационального чтения. Способствует развитию навыков в работе с интернет-ресурсами.
-
Урок литературы по теме "Гуманизм рассказа Ю.П. Казакова "Тихое утро" с использованием технологии РКМЧП. 7-й класс 2013
Урок литературы в 7-м классе по рассказу Ю.П. Казакова "Тихое утро" разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо и успешно проведен на методической неделе в гимназии. Задача урока – воспитать на материале художественного текста гуманистические чувства: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.
-
Материалы к урокам по рассказам В.М. Шукшина "Быть человеком" 2013
Работа представляет собой текстовой материал и две презентации к первому знакомству с творчеством В.М. Шукшина, а также более подробно с рассказом «Чудик».
-
Урок литературы. И.Бунин "Господин из Сан-Франциско" 2013
Урок направлен на создание условия для определения идейного и художественного своеобразия образа времени в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
-
Урок литературы по теме "Павел Иванович Савин – поэт-земляк" 2013
Литература - полноводная, могучая река. Она течет, вбирая воды других больших и малых рек, речушек и ручейков. И прирастает, и полнится, и ширится скорее как раз за счет талантов, родившихся в «глубинке», взлелеянных российскими просторами. Одним из таких звонких, чистых и лучезарных речных потоков, питающих нашу великую русскую литературу, является большой безгранный талант нашего поэта-земляка Павла Ивановича Савина.
-
Урок литературы по теме "Художественный мир Андрея Платонова". 11-й класс 2013
Урок представляет собой лекцию с презентацией по биографии и творчеству А.А. Платонова. Сочетание лекции и презентации позволяет на одном уроке совместить разговор о биографии, творчестве и сложном художественном мире Андрея Платонова.
-
М.Ю. Лермонтов. Жизнь, творчество. Мотивы вольности, одиночества в лирике поэта 2013
В ходе урока ученики получают четкое представлении об этапах творчества М.Ю. Лермонтова, темах и мотивах его лирики, а также совершенствуют умения анализировать лирическое произведение.
-
Урок литературы по повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" 2013
В ходе урока школьники знакомятся с особенностями звучания темы Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». Учащиеся работают с текстом произведения и приходят к выводу, что Петербург с его Невским проспектом – это город, в котором «все обман».
-
Анализ русской народной сказки "Царевна-лягушка" 2013
Первый урок в изучении русской народной сказки «Царевна-лягушка». На уроке учащиеся анализируют сказку: определяют сюжет, выявляют героев, анализируют язык (средства выразительности). Урок построен на основе технологии Способа диалектического обучения (СДО). Поэтому в основе анализа произведения положена работа с карточками философских категорий СДО. Выполняя задания, учащиеся формулируют вопросы-понятия и вопросы-суждения, на которые дают ответ.
-
"Журнал Печорина" как средство самораскрытия характера главного героя 2013
Урок обобщения изученного материала в 10-м классе направлен на создание условий для осмысления (анализа, сопоставления фактов) литературного произведения. Т.к. времени на обобщение и повторение произведения немного, то целесообразной является групповая форма работы. В ходе урока используются разные виды работы, систематизирующие знания учащихся, помогающие последовательно прийти к выводу, ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
-
Приемы социализации учащихся на уроках литературы 2013
Необходимое условие успешной социализации учащихся – повышение общей и коммуникативной культуры. Работа в парах и микрогруппах на уроках литературы дает возможность для развития и практического применения коммуникативных умений. Она позволит учителю включить в учебную деятельность на уроке каждого ученика. В статье представлены образцы заданий для работы в парах на уроках литературы в старших классах по произведениям И.С. Тургенева «Отцы и дети», Л.Н. Толстого «Война и мир».
-
Бинарный урок - мастерская "Наш Маяковский" 2013
Цель занятия - рассмотреть творчество поэта в синтезе различных видов искусств в контексте современного звучания его поэзии.
-
Интегрированный урок (физика + литература) по теме "Экспериментальное изучение явления преломления света". 7-й класс 2013
Урок закрепление материала по теме: «Отражение света», «Преломление света». Учащиеся совершенствуют навыки проведения эксперимента, учатся формулировать выводы из эксперимента; знакомятся с сущностью наблюдаемых природных явлений, описываемых в литературе, объясняют их на основе физических законов и теорий: «раскрывают тайны» оптических явлений.
-
Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся 2013
В статье представлены исследовательские проекты учащихся по темам: «Какими картами и в какую игру играли герои поэмы А.С. Пушкина «Пиковая дама»; «Предчувствие любви»; «Мой дедушка».
-
Урок литературы по теме "Деревня, где скучал Евгений…" 2013
Второй урок в разделе изучения романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Цель урока: определение роли 2-й главы в развитии образа главного героя. В ходе урока появляется схема с тремя ключевыми словами, которые помогают анализировать развитие образа Евгения Онегина: дружба – любовь – деятельность.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Восстание декабристов в судьбе русских женщин" 2013
Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края.
-
Однородные члены предложения. 8-й класс 2013
Урок повторения и систематизации знаний об однородных членах предложения. Цели урока: совершенствовать умения находить однородные члены предложения, составлять схемы предложений с однородными членами и расставлять знаки препинания при однородных членах; выявить уровень правильного интонирования и определения стилистической функции предложений; формирование приема «диалог с текстом».
-
Урок внеклассного чтения "Слеза несбывшихся надежд…" 2013
Цель урока: проследить традиционные мотивы военной прозы и поэзии советских писателей и поэтов в рассказе кузбасского писателя В.А. Корсукова «Отцвела сирень». На уроке проводится параллель между рассказами М.Шолохова «Судьба человека» и В.А. Корсукова «Отцвела сирень». Этот урок призван обратить внимание на творчество писателей-земляков, так как они поднимают в своих произведениях не менее важные проблемы, нежели именитые писатели.
-
Урок литературы по теме "Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога". 6-й класс 2013
Урок целенаправлен на помощь учащимся разобраться в композиции стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога".
-
Литературно-музыкальная композиция "Мне дали имя при крещении – Анна…" 2013
Литературно-музыкальная композиция посвящена жизни и творчеству А.А. Ахматовой. В ней также просматривается завершенная линия взаимоотношений А.Ахматовой и А.Гумилева. О поэтессе словами из стихотворений, писем и воспоминаний рассказывает она сама и ее современники. Цель мероприятия – приобщение старшеклассников к творческому наследию русской поэтессы.
-
Идейно-нравственная основа романа П.В. Санаева "Похороните меня за плинтусом" 2013
Цель урока: обучение анализу образа героя и системы образов в целом; обучение выявлению идейной сути произведения. Задачи урока: познакомить с биографией писателя; проанализировать основные образы произведения; обсудить проблемы, поставленные автором; учить систематизировать, выделять главное, обобщать. Основные этапы занятия: слово учителя; брейншторм с элементами беседы; подведение итогов.
-
Урок литературы по теме "Чудо поэтического слова. Анализ поэтического текста". 6-й класс 2013
Работа над лирической классикой – это реальный путь к воспитанию читателя. Небольшой объём, краткость и эмоциональность лирики позволяют привлечь к литературе подростков, не любящих читать. Цели урока: учить чувствовать и понимать художественное слово, пробуждать интерес к лирике; развивать воображение, учить строить высказывание о произведении.
-
Фантастическое и реальное в произведениях Н.В. Гоголя. Повесть "Пропавшая грамота". 5-й класс 2013
На уроках литературы учащиеся знакомятся с произведением Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота". Урок способствовал развитию у учащихся фантазии, воображения, речи, имел большое значение в нравственном мировоззрении, в укреплении дружеских отношений в классе, сплочении коллектива. Немаловажными являются задачи, решаемые во время игры: желание выступить в какой-либо роли, добровольно подчиняясь игровым правилам.
-
Литературная игра по сказам П.П. Бажова. 5-й класс 2013
Литературная игра по сказам П.П. Бажова позволит учителю проверить глубину усвоения учебного материала по теме, а также активизирует интерес учащихся к изучению литературы, позволит проявить творческие способности.
-
Литературная гостиная. Стихи русских поэтов XX века о любви. "Верь в великую силу любви!.." (С.Надсон) 2013
Как научить ребёнка сознательно выстраивать свою жизнь на основе традиционных моральных норм? Как сформировать нравственные идеалы, в основе которых – понимание того, что семья – один из источников нравственности, а такие чувства, как любовь, верность – это основа семейных отношений? Главный помощник учителя в работе в данном направлении – русская классическая литература.
-
Анализ поэтического текста как средство развития мотивационных и познавательных факторов в рамках формирования творческой активности студентов колледжа на уроках литературы 2013
В предлагаемой статье речь пойдет о системном анализе поэтического текста, в основе которого – осмысление целостности художественных явлений на макроконтекстном и микроконтекстном уровнях (взаимодействие образных, лексико-фразеологических и стиховых средств в стихотворении В.Маяковского «Стихи о советском паспорте»).
-
Вечер-портрет "Некрасов и Костромской край": "Да, только здесь могу я быть поэтом!" 2013
Работа содержит материалы проведения вечера на тему «Да, только здесь могу я быть поэтом», посвященного жизни и творчеству Н.А. Некрасова. Литературный вечер-портрет позволяет включить личность обучающегося в деятельность в самых разных социальных ролях.
-
Роль детализации в анализе художественного произведения 2013
Материал основан на детальном анализе художественного произведения (Н.В. Гоголь. "Мертвые души"). Представленная работа очень важна в плане подробного рассмотрения художественного произведения, исследования художественных особенностей, детализации.