Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Интегративный урок (математика + литература) в 9-м классе по теме: "Мировоззрение и творчество А. С. Пушкина в свете математических законов" 2005

    Авторы: Митрофанова Нина Васильевна, Шохалова Наталья Павловна

    На уроке рассматриваем следующие понятия: сходство научных понятий "прогресс" и "прогрессия". "Движение вперёд" в философском и математическом смысле; условно "арифметическая прогрессия" в творчестве А.С. Пушкина "Тема похищения героини" (Людмила из романтической поэмы "Руслан и Людмила", Мария из южной романтической поэмы "Бахчисарайский фонтан", Дуня из реалистической поэмы "Станционный смотритель"); пентаграмма Пифагора как наглядное пособие для сравнительного анализа начального и конечного вариантов сборника А.С. Пушкина "Повести Белкина"; "золотое сечение" в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама", понятие о "золотом сечении" и один из способов деления отрезка в "золотом" отношении; числа Фибоначчи, числовая последовательность Фибоначчи в поэзии А.С. Пушкина; письменный блиц - опрос по одной из прочитанных глав романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

  • Урок-молитва по творчеству Леонида Андреева "Иуда Искариот" 2005

    Автор: Гребелюк Наталия Николаевна

    Урок в 11 классе по творчеству Л.Андреева рассчитан на 2 часа, завершает раздел "Серебряный век русской литературы". В повести Л.Андреев обращается к вечным проблемам доброго и злого в человеке, любви и предательства. Урок предоставляет учащимся возможность формирования навыков самостоятельной деятельности, литературных исследований, решения познавательно-проблемных задач.

  • Интерактивное обучение на уроках литературы. Дебаты по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2005

    Автор: Попова Анна Юрьевна

    Умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить. Дебаты - это своеобразные тренинги общения, способствующие развитию коммуникабельности, становлению активной субъективной позиции учащихся в учебной (и иной) деятельности. На интерактивных занятиях развитие коммуникативных умений и навыков учащихся происходит как в общении микрогруппы, так и в диалоге между группами. Эффективность работы каждой группы зависит от того, насколько удастся реализовать две основные функции обучения в диалоговом режиме: решение диалоговых задач и оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. В интерактивном обучении возникает потребность в пересмотре привычной оценки деятельности учащихся. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведшую к просчётам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс.

  • Интегрированный урок "литература + психология" по теме: "Дружба, влюбленность, любовь" 2005

    Автор: Богатырева Ирина Ивановна

    Интегрированный урок литература + психология по теме "Дружба, влюбленность, любовь". Целью урока является раскрыть значимость дружбы, любви как высших человеческих чувств, воспитание культуры чувств. Содержание урока строится на литературном материале: стихи В. Высоцкого, Вс. Рождественского, Ф. Тютчева, А. Фета, письма и воспоминания Дидро, Штиглица, И. Тургенева, Л. Толстого и других.

  • Работа с учебниками на уроках литературы в 11-м классе 2005

    Автор: Панов Борис Александрович

    Сравнение статей об одной и той же личности или литературном направлении из разных школьных учебников по литературе, издававшихся на протяжении 20 века, дает прекрасный материал для анализа и характеристики официальной идеологии в момент написания учебного пособия. На уроках литературы (и, вероятно, истории) возможен новый вид работы - сравнение учебников.

  • Урок литературы в 9-м классе по теме: "Горные вершины"(тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова) 2005

    Автор: Костылева Елена Николаевна

    Проблемно-поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. Такая организация урока способствует формированию познавательной активности. Главное -поиск истины, собственные открытия в художественном произведении.

  • Враги и люди в рассказе В.Быкова "Одна ночь" 2005

    Автор: Андреева Ольга Николаевна

    Урок является составной частью цикла «Военная проза» и представляет собой анализ рассказа, проведенный в форме диалога между учителем и учениками с опорой на демонстрационный материал. Выбор рассказа обусловлен его гуманистической идеей и несомненными художественными достоинствами. Итогом работы детей на уроке станет сочинение-РАФТ «Враги и люди». Посвящается памяти моих родных, не вернувшихся с войны.


  • Художественный мир Л. Н. Толстого 2005

    Автор: Евстратова Наталия Алексеевна

    Проводимые уроки по творчеству Л. Н. Толстого призваны помочь учащимся найти свой путь к творчеству и личности Л. Толстого, осознать его религиозные и эстетические взгляды, попытаться проникнуть в его духовный и художественный мир.

  • Урок литературы в 10 классе. Тема: Разнообразие функций пейзажа в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" 2005

    Автор: Ширяева Ирина Григорьевна

    Данный урок не только помогает закрепить изученный ранее материал, но и углубляет понятие о пейзаже в литературном произведении, развивает эстетический вкус учащихся. Кроме того, он является одним из составляющих в системе многолетней работы учителя над методической темой "Эстетическое воспитание учащихся на уроке русского языка и литературы".

  • Осуществление личностно-ориентированного подхода на уроках литературы в 6-х классах 2005

    Автор: Гульянц Софья Михайловна

    Литература – тот предмет, где каждый по-своему прав, даже если в чем-то ошибается. Главное – думать, читать, высказываться. Отсюда берет начало мой метод – общение, дающий свой эффективный путь к знанию – личностный, творческий, коммуникативный; Диалог – преобладающий стиль общения на уроке. Важно научиться слушать друг друга, выражать свою позицию, стремиться достичь успеха собственными усилиями.

  • Урок литературы по теме: "А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке". Сравнение с "Легендой об арабском астрологе" В. Ирвинга", 7-й класс 2005

    Автор: Едренникова Светлана Ивановна

    Основной этап урока - сравнение "Сказки о золотом петушке" А.С. Пушкина с "Легендой об арабском астрологе" В. Ирвинга и определение особенности пушкинского произведения - реализуется через применение личностно ориентированной технологии, технологии групповой работы, а также локальной технологии исследования текста художественного произведения.

  • Открытый урок "Мы идем во МХАТ!" 2005

    Автор: Клятченко Виктор Фомич

    В данной статье на примере урока “Мы идем во МХАТ!”, в котором интегрируется материал по разным дисциплинам – москвоведению, искусствоведению, театроведению, истории и общекультурным дисциплинам, рассматривается использование ИКТ в обучении, которое увеличивает возможности преподавателя по эмоциональному воздействию на слушателей при изучении дисциплин, связанных с нравственно-эстетическим воспитанием.

  • Методическая разработка для проведения интегрированного урока литературного чтения и музыки (3-й класс) 2005

    Автор: Мельникова Марина Олеговна

    В статье представлена методическая разработка интегрированного урока литературного чтения и музыки для 3-го класса по теме “Осенняя природа в произведениях И.А. Бунина “Листопад” и П.И. Чайковского “Времена года””. Интеграция позволяет развивать умение сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию и выделять главное.

  • Викторина по творчеству А.С.Пушкина 2005

    Автор: Якуничкина Татьяна Григорьевна

    Девятиклассники заканчивают курс основной средней школы с именем поэта, одиннадцатиклассники, как правило, на выпускном сочинении имеют возможность еще раз вспомнить Пушкина. К Пушкинским датам можно проводить викторину по творчеству А.С. Пушкина. Учащиеся демонстрируют свои знания, находчивость, внимательность; особенно, если сделать мероприятие интересным, занимательным.


  • Литературный журнал как средство для раскрытия творческих способностей учащихся школы 2005

    Автор: Скоморохова Светлана Михайловна

    Журнал раскрывает творческие способности и таланты учащихся школы, способствует углублению литературных знаний через знакомство с жизнью и творчеством поэтов и писателей. Прививает детям любовь к русскому языку и обогащает их речь. Позволяет приобрести опыт работы с литературными текстами, словарями, критическими статьями. Даёт навыки общения в дискуссиях, умение правильно и понятно выражать свою точку зрения, и аргументировано отстаивать её.

  • Использование приемов и методов технологии развития критического мышления. Тема: "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" 2005

    Автор: Архипова Любовь Викторовна

    Урок разработан с использованием элементов технологии развития критического мышления. Учащиеся, самостоятельно работая с текстом, используя инсерт, изучают биографию писателя, анализируют сказку, учатся давать характеристику литературному герою, находить приемы создания комического, составляют кластеры, синквейны, сравнительные таблицы, работают в парах.

  • Открытый интегрированный урок по теме: "Образы мадонн в творчестве А.С. Пушкина и Рафаэля" 2005

    Авторы: Денисенко Андрей Евгеньевич, Измалкова Людмила Яновна

    Открытый интегрированный урок по русской литературе и изобразительному искусству, проводимый в форме творческой лаборатории, мастерской - своеобразная попытка обучать учащихся постигать прекрасное, талантливые произведения гениальных художников слова и искусства через углубленное их изучение методом наблюдения, анализа, рецензирования; а здоровая конкуренция, соперничество, спортивный азарт в соревновании двух команд - дополнительный стимул к серьёзному и вдумчивому отношению к изучаемой теме в тесной взаимосвязи искусства и литературы.

  • Герои Шекспира на экране и в жизни 2005

    Автор: Чернова Татьяна Николаевна

    Урок ориентирован на учащихся 11-го класса и рассчитан на 80 минут учебного времени. Его можно по желанию сократить до 40 минут, убрав просмотр сюжетов из киноверсий, минитеатр и обсуждение песни (пункты 8, 9 и 10 статьи). Урок составлен по материалам книги для чтения к учебнику для школ с углубленным изучением английского языка В.В.Сафоновой, И.П.Твердохлебовой, Е.Н.Солововой.

  • "Помните, как мы на Каме…" В.Боков и Б.Пастернак: штрихи к литературному портрету 2005

    Автор: Чикрина Вера Александровна

    Опираясь на краеведческий и мемуарный материал, переписку В. Бокова, мы попытались воссоздать взаимоотношения ярких представителей русской литературы 20 века, их связь с нашим городом. Отдельные стихи и письма, использованные в статье, ранее не публиковались, являются частью личного архива литературного краеведа Н.С.Харитоновой.

  • "Я узнаю бессмертье на легком листе". Поэзия М.Петровых военных лет. 11-й класс 2005

    Автор: Чикрина Вера Александровна

    Воспоминания чистопольцев, писателей, самой Петровых дают учащимся возможность представить и понять, какой была Мария Сергеевна в жизни, как начинался ее путь в поэзии, ведь именно в Чистополе произошло ее становление как поэта, состоялось ее первое публичное выступление с чтением стихов, здесь ее приняли в члены ССП.

  • Своеобразие поэтического стиля Николая Клюева 2005

    Автор: Чаплыгина Юлия Александровна

    В предложенных материалах к уроку по творчеству Николая Клюева рассматривается место лирики Н. Клюева в русской крестьянской поэзии, основные темы его творчества. Более подробно освещаются особенности поэтического стиля Н. Клюева (использование цветописи, употребление окказиональных слов, сложных эпитетов, формирование символов).


  • Эпиграммы М.Ю. Лермонтова на уроке литературы в 6-м классе 2005

    Автор: Рогалева Ирина Евгеньевна

    Статья содержит конспект урока литературы в 6-м классе. Ход урока: * Повторение предыдущей темы и проверка домашнего задания (краткие биографические сведения о М. Ю. Лермонтове; основной мотив лирики поэта). * Знакомство учащихся с новым жанром лирики (работа с материалами учебника; знакомство с эпиграммой Лермонтова и её анализ; самостоятельная работа учащихся). * Творческое домашнее задание. * Выводы по уроку.

  • Интегрированный урок литературы и МХК на тему: "Петербург Ф.М. Достоевского" (по роману "Преступление и наказание") с использованием компьютера 2005

    Автор: Романова Марина Владимировна

    Интегрирование уроков открывает широкие возможности для комплексного повторения, компьютер как современное техническое средство способствует интенсификации учебного процесса, развивает интерес учащихся к предмету.

  • Открытый урок: Анализ стихотворения Б. Пастернака "Рождественская звезда" 2005

    Автор: Аслиян Ирина Геннадьевна

    Цели урока: выявить особенности композиции произведения, а также образный ряд, показывающие читателю картину рождения нового мира; рассмотреть аналогичные композиционные приемы в других видах искусства (живопись, кино, архитектура).

  • Урок–тест для 7 класса по творчеству Г.Р. Державина 2005

    Автор: Серёгина Татьяна Григорьевна

    Нетрадиционные уроки помогают избегать однообразия, схематизма, обеспечивают интенсивную работу учащихся, снимают вопрос о дисциплине, позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Одним из таких уроков является разработанный мною урок-тест для 7го класса по творчеству Г.Р.Державина.

  • Интегрированный урок химии и литературы "Д.И. Менделеев и А. Блок в истории России" 2005

    Авторы: Тарасюк Эльвира Павловна, Фисенко Галина Витальевна

    В статье дано содержание интегрированного урока химии и литературы, рекомендуемого для проведения в 8-м классе в конце изучения темы "Строение атома. Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева, целью которого является расширение знаний по истории классической науки с использованием межпредметных связей; развитие творческих способностей и познавательного интереса.

  • "Быть познанием мира вне рассудочных форм"(проект создания сборника стихотворений поэтов-символистов) 2005

    Автор: Соколенко Наталья Михайловна

    Проект создания сборника стихотворений поэтов-символистов.Внедрение развивающих технологий на основе метода проекта позволяет создать ситуацию успеха у детей с различным уровнем понимания этой сложной темы и проявить таланты в других областях. Кроме того, предисловие эквивалентно сочинению, поэтому может считаться итоговой проверочной работой по теме.

  • Открытый урок на тему: "Поэзия серебряного века" 2005

    Автор: Подлинных Ольга Евгеньевна

    Основные цели урока - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Поэзия серебряного века”; развивать умения анализировать и систематизировать материал по изученной теме; воспитывать любовь к русской литературе.


  • Урок литературы в 6-м классе по теме: "Долгая дорога домой"(по рассказу Джека Лондона "Любовь к жизни") 2005

    Автор: Веременникова Ирина Петровна

    Основные задачи урока - учиться читать, правильно понимать текст посредством анализа произведения; пересказывать текст; выражать впечатления от текста, формулировать вопросы по тексту на основе собственных впечатлений, ориентироваться в тексте, отвечая на вопросы, обобщать наблюдения. Немаловажными являются и воспитательные задачи: воспитывать человека сострадающего, заразить верой в возможность человека побеждать в безвыходных ситуациях, в минуты смертельной опасности.

  • Путешествие в мир К.И.Чуковского (внеклассное мероприятие для 5-х классов) 2005

    Автор: Голиченко Елена Юрьевна

    1.Путешествие по стране Детства. Эта страна получила такое название потому, что знакомство с К.И. Чуковским начинается в те младенческие годы, когда Корней Иванович для нас скорее не сочинитель сказок, а очевидец и участник происходящих в них событий. 2.Океан сюрпризов. Ребята слушают грамзапись сказки К.И.Чуковского "Федорино горе", сказку читает сам Чуковский. 3. Мастер литературного перевода. На этом этапе учащиеся узнают, что К.И.Чуковский не только сказочник, но и критик, литературовед, переводчик, теоретик перевода. Благодаря ему мы читаем великолепные английские, американские романы, повести, стихотворения. Проводится викторина по произведениям, которые перевёл К.И.Чуковский.