Литература
-
Интегрированный урок-семинар татарской и русской литературы в 11-м классе по произведениям М.Магдеева "Человек уходит, песня остается" и В.Распутина "Живи и помни" по теме: "Раздумья писателей о трагических судьбах и противоречивых характерах их героев" 2007
Интегрированный урок - семинар татарской и русской литератур в 11-м классе по произведениям татарского прозаика М.Магдеева "Кеше китэ, жыры кала" ("Человек уходит, песня остается") и В.Распутина "Живи и помни" по теме "Раздумья писателей о трагических судьбах и противоречивых характерах их героев". Цель урока: через сопоставление произведений развивать навыки критического мышления, находить общее и выделять главное, правильно оценивать общественные исторические процессы.
-
Интегрированный урок в 6-м классе по теме: "Портрет в искусстве" 2007
Сегодня каждый человек живет в среде синтетических искусств. Это требует от ученика понимания, что существует проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство. Необходимо помочь учащимся понять и важность развития фантазии, воображения для восприятия произведения искусства, и что от самих читателей, слушателей и зрителей зависит, будет ли искусство великим. (Искусство будет великим только при наличии великих читателей, слушателей, зрителей.) Помочь учащимся получить представление о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
-
"И где мы были, куда глядели?" Интерпретация стихотворения Владимира Гузия "День брусники" 2007
Урок литературы в 10-м классе в системе уроков краеведения, направленных на изучение литературы Приамурья, особый, так как построен на материале стихотворения нашего земляка, тындинского поэта Владимира Гузия. Это урок-интерпретация с использованием презентации, выполненной в Power Point. Шрифт, его размер, цвет слайдов, анимационные эффекты позволяют акцентировать внимание учащихся на слове, размышлениях лирического героя о смысле жизни, о гармонии с природой, о бережном, внимательном отношении к ней, а значит, к себе.
-
Разработка урока внеклассного чтения по литературе "Образ М.Ю. Лермонтова в сказе кубанского писателя В.А. Попова "Правильный поручик". 9-й класс 2007
Сказ кубанского писателя В.А. Попова "Правильный поручик" отражает период первой ссылки М.Ю. Лермонтова на Кавказ. Своеобразие сказа в том, что образ Лермонтова-офицера дан через восприятие рядовых солдат и казаков. Герой-рассказчик заостряет внимание на тех чертах характера поэта, которые высоко ценились и ценятся в народной среде, подчеркивает единство взглядов на военные действия на Кавказе поручика Лермонтова и рядовых солдат.
-
Разработка урока литературы "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи 2007
"Слово о полку Игореве" - живое явление не только литературы древней, но и новой - XIX–XX веков. Образы "Слова" использованы в стихах о России А.Блока и в произведениях И.Бунина, в стихах Прокофьева, Тычины, Рыльского, Бажана и многих других. "Слово" как основа сюжета оперы А.П. Бородина "Князь Игорь". Обращение к "Слову" художников Н.Рериха, В.Васнецова и В.Фаворского. Власть "Слова о полку Игореве" над временем.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме: "Проявление русского национального характера в Великой Отечественной войне" 2007
Цель урока – определить, как проявился русский характер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского характера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной (М.Шолохов. «Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука «Судьба человека».
-
Интегрированный урок история + литература "Личность княгини Ольги" 2007
Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для характеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра.
-
"Искусство как зеркало самопознания". Интегрированный урок МХК и литература 2007
Интегрированный урок литературы и МХК в 11-м классе показывает на широком историко-культурном и литературном материале различных исторических эпох развитие представлений человека о себе самом и своем месте в окружающем мире, прослеживает преемственность философских идей и их отражение в искусстве и литературе от античности до Нового времени, развивает представления о едином мировом культурном и литературном пространстве.
-
Проблемы этико-правового компонента пособий "Вокруг тебя - Мир…" на уроках литературы 2007
Цель данного спецкурса - помочь учащимся взглянуть на произведения русской и зарубежной литературы не только с традиционных точек зрения, но и с позиций этических норм Международного гуманитарного права.
-
"Наставникам, хранящим юность нашу…". Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу Ю.Бондарева "Простите нас" 2007
Рассказ Юрия Бондарева "Простите нас!", соотнесённый с библейской и пушкинской нравственной традицией, поможет ученикам задуматься о памяти, совести, долге, благодарности, нравственных понятиях, без которых трудно считать себя человеком.
-
Три урока по творчеству В.П. Астафьева 2007
Одна из задач современной школы - формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры учащегося. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком на уроках русского языка и литературы. Так на художественных текстах отрабатываются навыки выразительного чтения, умения находить языковые средства, создающие художественную ткань произведения. Хорошим материалом для формирования указанных навыков и умений, на мой взгляд, являются небольшие по объёму "Затеси" В.П.Астафьева.
-
"Уроки совести и правды". Вечер в литературной гостиной, посвященный юбилею В.Г. Распутина 2007
Данная разработка - это разработка нетрадиционного урока в 11-м классе, который посвящен творчеству Валентина Распутина. На уроке учащиеся выступают в роли биографов, консультантов, литературных критиков, литературоведов. Это позволит глубже и эмоциональнее понять произведения писателя-сибиряка.
-
"Есть времена, есть дни, когда ворвётся в сердце ветер снежный…" (Снежная стихия в творчестве А.С.Пушкина). Материалы к уроку 2007
На примере программных произведений, изучаемых в разных классах, рассматривается использование мотива зимней бури, вьюги, метели как способа выражения обуреваемых поэта чувств и страстей, а также размышлений о собственной судьбе и о судьбе России. Данный материал может быть использован перед изучением романа "Капитанская дочка", как самостоятельная тема в творчестве Пушкина или на уроке повторения в старших классах.
-
Дети "удалого века". Образ времени и человека в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2007
Материал статьи может быть использован на заключительном этапе изучения повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Учащиеся выявят основную идею повести, проведут сравнительную характеристику героев. В ходе урока можно воспользоваться компьютерной презентацией с иллюстрациями художников, репродукцией картины И.Е.Репина "Запорожцы". Интерактивная игра способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроке литературы, позволяет вовлечь в работу всех учащихся.
-
Поэт-декабрист Рылеев 2007
Цель данного урока - ознакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Ф. Рылеева, отработать навыки анализа художественного текста и выразительного чтения, воспитывать такие нравственные качества, как гражданственность, патриотизм.
-
Интегрированный урок "Баллада" 2007
Урок разработан в соответствии с темой "Богатство и разнообразие музыкальных и литературных жанров" для 6-го класса и способствует реализации основной задачи данного этапа обучения — формированию понятий "литературный жанр" и "музыкальный жанр". Содержание и форма проведения урока направлены на формирование ассоциативного мышления, нравственного становления личности.
-
А.С. Пушкин. "Станционный смотритель" 2007
На уроке по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" рассматривается не только проблема "маленького человека", но и актуальная во все времена проблема "блудных" детей. Внимательное прочтение текста, выделение ключевых слов помогает детям представить тяжелую жизнь станционных смотрителей. Музыкальное сопровождение (произведения Мусоргского) создает необходимую эмоциональную обстановку, а репродукции картин художников вызывают живой интерес школьников к проблеме "блудных" детей, заставляют задуматься об отношении к близким людям.
-
Семинар-диспут по литературе в 11-м классе. "Тема праведничества в русской литературе XIX–XX веков 2007
Урок-семинар позволит каждому учащемуся определить своё отношение к проблеме национального русского характера. Знания, усвоенные в процессе дискуссии, более прочны, а подготовка к семинару-диспуту способствует развитию умения владеть аудиторией, отстаивать свои суждения, формированию навыков самообразования.
-
Игровые технологии в преподавании литературы. Игра "Умницы и умники" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" 2007
Представленный урок - это маленькая возможность прикоснуться к великой теме "Родина, народ, победа". Каждый год наш народ отмечает День Великой Победы в войне с фашистской Германией. Любовь к Родине не рождается вместе с появлением человека на свет, она не усваивается вместе с пищей любовь к Родине воспитывается целенаправленно, терпеливо и долго.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме: "Уездный город и его обитатели в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Заседание актерской труппы" 2007
Урок построен в форме заседания актерской труппы. Для глубокого постижения замысла автора дается исторический и психологический комментарий к «Замечаниям для господ актеров». Учащиеся учатся характеризовать героев на основе авторских примечаний. Итогом урока являются первые актерские пробы.</p>
-
Программа элективнго курса по литературе "Литературный Усть-Илимск" 2007
Элективный курс "Литературный Усть-Илимск" предназначен для гимназий, лицеев, колледжей, а также школ с гуманитарным уклоном и рассчитан на 34 часа. Программа курса обладает новизной, так как в ней изучаются жизнь и произведения писателей города Усть-Илимска, творчество которых не входит в обычную школьную программу. При обучении используются технология концентрированного обучения, технология сотрудничества, а также всевозможные приёмы активных форм обучения: диспуты, коллективное решение проблемы и т.д. Теоретический аспект курса является хорошим дополнением к знаниям, полученным на уроках словесности.</p>
-
"Леонардо да Винчи - титан эпохи Возрождения" 2007
Театральный урок в 9-м классе поможет учащимся задуматься над тем, что в изобразительном искусстве и литературе эпохи Возрождения человек предстал самым прекрасным творением природы, совершенным и сильным, нежным и гневным, веселым и задумчивым, познакомит с жизнью и творчеством Леонардо да Винчи.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "С чего начинается Родина?" 2007
Внеклассное мероприятие по литературе "С чего начинается Родина?" проводится в рамках изучения темы "Поэты XX века о родине, родной природе"; разработано на основе регионального компонента и является итогом творческого поиска учащихся. Сведения о поэтах помогли проникнуться гордостью за свою малую родину. Встреча с поэтами своего поселка способствовала формированию творческого начала.
-
Роль иконы и иконопочитания в жизни и творчестве Л.Н. Толстого. По роману "Война и мир" 2007
Русские писатели очень часто обращались в своих произведениях к иконописи. Неожиданно для всех "чёрные доски" открыли духоносные краски: её отношения с реальным физическим пространством. Испокон веков к иконе предъявляли одно главное требование - молитвенность. В целом литература XIX века высоко оценивает икону как неотъемлемую часть православной духовности, храмового убранства, домашней молитвы, православного быта. Но тот же век дал и первые примеры несколько другого отношения к иконе, в основном, возможно, через личностное восприятие духовенства. Например, в творчестве Льва Николаевича Толстого.
-
Литературно-музыкальная композиция "Яркие страницы жизни и творчества Сергея Есенина" 2007
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Сергея Есенина. В сценарии акцент сделан как на основные события в жизни поэта, так и на музыкальное оформление композиции (указаны музыкальные произведения, отрывки из них, исполнители, а также возможное исполнение песен на стихи поэта).
-
Тема любви и смерти в рассказе И.Бунина "Легкое дыхание" 2007
Данный урок - один из нескольких, посвященных творчеству И.Бунина. Это анализ рассказа "Легкое дыхание". Своеобразие этого урока в том, что он предполагает работу в группах, которые получают свои задания заранее и имеют возможность выполнить предварительную подготовку к уроку, что делает разговор на уроке более содержательным. Сам И.Бунин всегда декларировал свою приверженность классической литературе. Ни к каким литературным течениям, столь популярным в начале XX века, он никогда не принадлежал. Тем не менее его творчество не было чуждо художественным поискам начала века. Некоторые художественные приемы, использованные Буниным, близки модернизму, что мы и пытаемся выявить на этом уроке. Выявление "эффекта легкого дыхания" - вот, образно говоря, главная задача, которую вместе с учениками мы решаем на уроке.
-
В театре Ивана Андреевича Крылова 2007
Урок-мастерская проводится в актовом зале с учащимися 6-х классов. Проведена предварительная работа по изучению басен И.А. Крылова: чтение, обсуждение, викторины. Участниками являются все присутствующие: актеры (специально подготовленные ученики), участники конкурсов, зрители.
-
Прощание с Матерой 2007
Работа над повестью В. Распутина "Прощание с Матерой" в 11-м классе - часть процесса рассмотрения темы "Человек и природа, человек и мир, его окружающий, в русской литературе 70-90-х годов. Главная задача, которая ставится перед учащимися, - проникнуться авторской идеей воскрешения мира в душе человека, понять абсолютную значимость авторского слова, внимательное отношение к которому окажется ключом к разного рода "открытиям" читателя, увидеть мотивное многообразие произведения и проследить связь между мотивами и их развитие.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме: "Жанровое и художественное своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2007
На уроке литературы в 8-м классе учащиеся анализируют произведение М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
-
А.С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького человека" в повести "Станционный смотритель" 2007
Основная цель урока — ввести учащихся в мир «маленького человека» пушкинской прозы, пробудить сочувствие и сострадание к герою повести; выявить ключевую идею; показать особенности сюжета и композиции повести.