Литература
-
Урок-проект русской литературы по теме "Загадочная судьба М.Ю. Лермонтова". Этап представления результатов работы над проектом 2008
Конспект урока, завершающего проект, который учащиеся 9-го класса вели в течение месяца. Результаты проектной деятельности: презентация "Страницы жизни М.Ю. Лермонтова", рефераты о поворотных событиях в жизни Лермонтова, кроссворд "Лермонтов", музыкальная подборка романсов на стихи Лермонтова, "Картинная галерея" стали основой данного урока.
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 11-м классе "О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень!" 2008
Для проведения урока было выбрано малоизвестное произведение В.Николаева "Живый в помощи. Записки "афганца" и тема, которая редко затрагивается при изучении современной литературы. Открытый урок рассчитан на два академических часа и представляет собой интеграцию двух учебных предметов: литературы и православной культуры. Учащимся были предложены для прочтения отдельные главы книги.
-
Урок литературы в 7-м классе. Ермолай – Еразм "Повесть о Петре и Февронии Муромских" 2008
Урок развивающего обучения по литературе направлен на развитие познавательных потребностей: например, выявить новаторство в создании характера главной героини. Усвоение знаний проходит через повторение основных понятий, литературных терминов: "фольклор", "литературное произведение", "эпизод", "эпическое", "повесть", "сказка", "житие", "стиль писателя", "средства языка", "пейзаж", "интерьер", " зачин", " финал", "эпитет", "образ", "тема", "идея".
-
Круглый стол по теме "Проблема ХХ века с точки зрения А.Вампилова" в 11-м классе (интеграция литературы и истории) 2008
Тема урока: "Проблемы 20 века с точки зрения А. Вампилова". Интегрированный урок в форме круглого стола (литература и история) Цели урока: на основе анализа творчества А.В. Вампилова и социально-политического развития России во второй половине XX века сделать выводы о точке зрения А. Вампилова на проблемы XX века и влиянии его жизненной и творческой позиции на духовное развитие и воспитание молодежи в России.
-
Урок литературы в 10-м классе. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание". Вступительный урок. Символика романа. Знакомство с главным героем 2008
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" представляет известную сложность для учащихся. Важно с первого урока заинтересовать ребят, создать условия для внимательного чтения, а не просто слежения за сюжетом. Этому в немалой степени способствует знакомство со значимыми художественными деталями. Такими являются цветовая, числовая, топографическая символика, а также символика имен. Предварительные задания по наблюдению за использованием определенных деталей, а также подробный анализ 1 главы послужат примером вдумчивого чтения.
-
Урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души" 2008
Текст художественного произведения помогает ребятам задуматься над вечными проблемами добра и зла на земле, об ответственности человека за свои поступки, о смысле жизни. Ученик стремится активно работать сам. Эта побудительная сила и обеспечивает развитие личности. Опираясь на уроке на могучее слово писателя, я учу детей слушать и слышать других, понимать чужие страдания, активно отстаивать свою позицию в жизни.
-
Элементы театрализации на уроках литературы 2008
Что значит театрализация в рамках учебного процесса в общеобразовательной школе? Мы всегда, так или иначе, используем театрализацию, правда несколько ограниченно и в самых простых формах. Можно назвать и поставить на первое место такие элементы театрализации, как: актёрская, режиссёрская, оформительская деятельность и главное - инсценирование.
-
"Дикая собака Динго…" — книга, написанная по велению сердца 2008
Статья посвящена известному произведению Рувима Исаевича Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». В работе раскрывается история создания произведения, дана характеристика главных героев, рассказывается об особенностях изображения автором мира детской души с её необъяснимыми порывами, мечтами, восхищением жизнью, ненавистью, радостями и горестями, которые открывает перед нами писатель.
-
Сценарий литературного праздника, посвященного творчеству А.С. Пушкина 2008
Представлен сценарий литературного праздника, посвященного творчеству А.С. Пушкина. Сценарий составлен по произведениям Пушкина с использованием литературы о поэте.
-
Урок внеклассного чтения "Свет доброты и человечности" (по роману Альберта Лиханова "Мой генерал"), 6-й класс 2008
Урок позволяет через обсуждение поступков и слов главных героев донести до ребят главные нравственные уроки, воспитывать активную жизненную позицию, способность сочувствовать и неравнодушно относиться к окружающим людям.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Колодец русскости" 2008
Урок посвящен анализу книги И.С. Шмелева "Лето Господне". Основная цель урока - сформировать представление учащихся о художественной модели мира в романе, познакомить учащихся с индивидуальным стилем и языком писателя, рассмотреть изображение патриархального быта России в романе и на картинах Кустодиева. На уроке звучит музыка, под которую выразительно читаются отрывки из книги, используются компьютер и проектор.
-
Интегрированный урок МХК и литературы "Искусство в годы Великой Отечественной войны" 2008
Этот урок - первый из цикла уроков, посвященных изучению литературы периода Великой Отечественной войны.
-
Урок-зачет "Вертушка" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" 2008
Данная групповая форма проведения зачёта очень нравится старшеклассникам. Состав групп постоянно меняется. Каждый ученик за каким-то столом играет роль ведущего. Готовясь к уроку, учащиеся выполняют групповые и индивидуальные разноуровневые задания, предполагающие самостоятельное исследование, аналитическую работу. На этом уроке присутствуют и активный диалог, и дискуссия, и рассуждения, и оценка разных точек зрения. Представлены разные модели совместной деятельности.
-
Павел Петрович Бажов — уральский сказитель. Сказ "Медной горы Хозяйка" (урок по литературе в 5-м классе) 2008
Представленный урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова, с его сказом «Медной горы Хозяйка». На материале сказа показано стремление писателя донести до читателя мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа.
-
Интегрированный урок литературы в 7-м классе на тему "Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева, в музыке Ф.Листа и в картинах И.И. Левитана" 2008
Проблема интеграции стала одной из ведущих на уроках русского языка и литературы, так как перспективная цель таких уроков – показать ученикам глубокую взаимосвязь разных наук, развить общеучебные умения и навыки. Интеграция расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.
-
Изучение лирики С.А. Есенина в 11-м классе якутской школы 2008
В 11-м классе якутской школы изучение творчества С.Есенина можно проводить в сопоставлении с поэзией якутского поэта А.И. Софронова. Лирическая поэзия Софронова близка к есенинской по тематике, по ритмическому строю. Проведённые уроки по сопоставительному анализу подтвердили эффективность обучения русской литературе во взаимосвязи с родной литературой.
-
Преподавание литературы. Внеклассная работа 2008
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 10-го класса, на котором учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством поэтов-сибиряков И.Д. Рождественского и К. Лисовского. Данный классный час – первый в цикле, посвященный поэтам Сибири.
-
"Уездный город N в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2008
Урок-путешествие по теме "Уездный город N в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" разработан для учащихся 7–8-го классов (в зависимости от программы, по которой работает учитель) и направлен на то, чтобы обобщить знания о героях комедии, их поступках; познакомить учащихся с особенностями построения сочинения в жанре путевых заметок.
-
Статья "Павел Васильев. Забвению не подлежит" 2008
30-е годы XX века – самые кровавые и страшные в истории советской России. Невозможно быть счастливым человеком в обществе, которое построено на расправе с инакомыслящими. Об опальном поэте Павле Васильеве идёт разговор в данной статье.
-
Система уроков изучения творчества Б.Пастернака в 11-м классе 2008
Творчество Б.Пастернака в школе предлагается к изучению в 11-м классе, начиная с перестроечного периода. За последние двадцать лет создано и опубликовано немало методической литературы по данному вопросу. Представлен сценарий двух спаренных уроков по творчеству Б.Пастернака, в ходе которых предполагается изучение основных особенностей лирики поэта, его биографии, а также обращение к некоторым главам романа "Доктор Живаго".
-
Зачетный урок по теме "Литературные течения XX века" 2008
Урок проводится после изучения трёх литературных течений Серебряного века. Он способствует проверке усвоения материала учениками. Работа проводится в виде ролевой игры между группами.
-
Интеллектуальная игра на уроках литературы 2008
Интеллектуальные игры развивают самостоятельность. В 5-м классе в игре предлагаются задания по тексту, выразительное чтение, конкурсы грамотеев и художников. В 9-м классе игра по биографии и комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" проводится на более сложном и объемном материале. С режиссурой урока учителю помогают коллеги или старшеклассники.
-
Литературная гостиная "С любовью в сердце. С.Есенин" 2008
Представлен элективный курс "В литературу с любовью и пониманием". Литературная гостиная "С любовью в сердце", С.Есенин.
-
Лейтмотив утраты в повести В.Маканина "Где сходилось небо с холмами". 11-й класс 2008
В отличие от всей литературы постмодернизма рефлексирующий герой которой одинок, лишён надежды и часто бездеятелен, в повести Маканина герой осознаёт свою утрату и пытается искупить вину любой ценой, даже такой дорогой, как смерть.
-
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова 2008
Представлен конспект урока-семинара по литературе в 9-м классе "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова" (2 часа).
-
Обособление обстоятельств (на материале творчества С.А. Есенина) 2008
Работа знакомит с изучением обособленных обстоятельств (по произведениям С.Есенина).
-
Авторская песня "Обыкновенное чудо" Булата Окуджавы 2008
Цель внеклассного мероприятия познакомить учащихся с авторской песней на примере творчества Б.Окуджавы. В ходе беседы стимулируется развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся. Используя силу воздействия авторской песни, решается задача формирования личности учащихся, нравственных убеждений, патриотизма.
-
Человек и война (по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда") 2008
При проведении данного урока используются элементы модульной технологии. Объем содержания, методов, приемов работы способствует более полному освоению новых знаний всеми категориями учащихся на пределе возможностей каждого с учетом личностного выбора учебной деятельности. Данный урок является вторым в теме «Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия», поэтому построен на интеграции двух предметов (литературы и истории).
-
Что там, за горизонтом? (Урок-обобщение по учебнику Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой "Шаг за горизонт", 5-й класс) 2008
Вашему вниманию предлагается урок-обобщение на тему "Шаг за горизонт".
-
"Под звуки нежные романса…" Сценарий вечера русского романса второй половины XIX века для учащихся старших классов 2008
Современные старшеклассники не знают о романсе ничего, считают этот жанр просто скучным, не интересным сегодняшней молодёжи. Подготовка к мероприятию помогла старшеклассникам открыть для себя по-настоящему неизведанные страницы русской классики и вокального искусства романса. Вечер рассчитан на 1 час, но при желании можно добавить ещё несколько произведений.