Литература
-
Интегрированный урок (литература + математика) "Волшебная сказка. Волшебная цифра" (волшебные цифры в сказках), 5-й класс 2009
Интегрированный урок литературы и математики, который ученики 5-го класса проводят на площадке «чужого» класса. Уроку предшествует подготовительный этап, во время которого ученики делятся на творческие (оформители, фотографы, художники) и актерские группы. На уроке прослеживается связь между литературными произведениями (сказками) и математикой, а именно ролью цифр в сказках.
-
Литературно-музыкальная композиция "У войны не женское лицо" 2009
Внеклассная работа способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства гордости за страну, истинного патриотизма; осознанию своей жизненной позиции, ответственности перед семьёй, коллективом, Отчизной; утверждению нерасторжимой связи поколений, неизбывной памяти народа; воспитанию нравственного идеала, тонкого эстетического вкуса.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина 2009
Анализ двух стихотворений А. С. Пушкина: «Я помню чудное мгновенье…» и «Мадонна». Рассказывается история создания 1-го стихотворения, выясняется его композиция, формулируется основная мысль, выявляются выразительные средства. Во 2-м стихотворении анализируется лексика, разбираются признаки сонета.
-
Конспект урока "А.А. Фет. Поэт-музыкант. Поэт-художник", 10-й класс 2009
Урок проводится с целью формирования у учащихся понятия о художественном методе поэта, его импрессионистическом видении мира. Он поможет научить выявлять общие черты импрессионизма в произведениях живописи, музыки, литературы; развивать навыки стилистического анализа текста; воспитывать «чувство поэзии», восприятие и постижение прекрасного.
-
Сонет в эпоху Возрождения 2009
Цели урока: познакомить учащихся с особой стихотворной формой, получившей широкое распространение и достигшей небывалого расцвета в эпоху Возрождения; создать условия для творческой работы самих учащихся над завершением одного из сонетов Шекспира.
-
Урок-соревнование по произведению А.Грина "Алые паруса" 2009
На уроке вызывает интерес не только содержание изучаемого материала, но и форма организации его изучения, что требует использования интерактивных форм обучения. Поэтому особую важность имеют уроки игровой формы, благодаря которым повышается интерес к предмету, активизируется деятельность школьников различных типов мышления, учитывающая особенности восприятия информации.
-
Природа "необычного" в литературе. Литературное чтение (2-й класс) 2009
Работа направлена на формирование познавательной активности учащихся 2-х классов на уроке литературного чтения.
-
Народ и война в "Севастопольских рассказах" Л.Н. Толстого 2009
Материал представляет определенную ценность для молодых педагогов, любителей русской словесности. В ходе урока применяются такие методические приемы, как рассказ преподавателя, сообщения учащихся, выразительное чтение текста произведения. При подготовке к уроку учащиеся пользуются различными источниками для получения информации, учатся обобщать факты и делать выводы. В ходе урока используется презентация, выполненная в Power Point.
-
Знакомство с Библией в 5-м классе 2009
Библия - неотъемлемая часть мировой культуры. Изучая Библию в школе, мы продолжаем линию российского образования на расширение границ национального художественного наследия, приобщаем учащихся к духовному потенциалу человечества. Материал данного урока способствует преодолению трудностей при непосредственном знакомстве с Библией как "ключевым" текстом. Урок составлен с учётом программы А.Г. Кутузова, но может быть адаптирован к другим государственным стандартным программам.
-
"Для чего создан человек?" (по рассказу В.Г. Короленко "Без языка") 2009
Одна из главных тем художественного творчества Короленко - путь к "настоящему народу". Раздумья о народе, поиски ответа на загадку русского народа тесно связаны с вопросом, который проходит через многие его произведения. "Для чего, в сущности, создан человек?" - так поставлен вопрос в рассказе "Парадокс". "Человек рожден для счастья, как птица для полета", - отвечает в этом рассказе существо с исковерканной судьбой.
-
Открытый урок по теме "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки” 2009
Урок даёт возможность шире раскрыть роль музыки в литературных жанрах: басне и сказке.
-
Урок литературы в 7-м классе по рассказу О.Уайльда "Кентервильское приведение" 2009
Урок литературы разработан согласно программе Т.Ф. Курдюмовой в разделе "Зарубежная литература". Урок рассчитан на 1 час, он сочетает в себе практический и теоретический материал. В уроке имеют место творческие задания для активизации мыслительной деятельности, а также задания творческого характера с использованием видеосюжета фильма по изучаемому произведению.
-
Урок литературы в 6-м классе "По страницам любимых произведений" 2009
Повторно-обобщающий урок литературы был проведен 16 марта 2007 года. На уроке-аукционе ребята учились разбираться в сложной финансовой категории, мероприятие способствовало развитию мышления и познавательной активности учащихся. На уроке были использованы разные приемы работы с текстом: нахождение тропов, определение стихотворного размера, составление характеристики из ключевых слов, викторина "Кто это сказал?".
-
Конспекты уроков по рассказу И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" 2009
Занятия способствуют развитию художественного восприятия, истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей. На уроках используются активные формы деятельности, которые позволяют развить навыки анализа литературных героев, названия текста, символических образов, навыки творческого пересказа.
-
Роль внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе в формировании познавательного интереса учащихся, в повышении их культурного уровня 2009
Работа представляет собой обмен опытом и рассказывает о деятельности учителя и учащихся во внеурочное время. На конкретных примерах показаны формы совместного творчества педагога и его учеников. Указаны аспекты и пути формирования интереса к урокам русского языка и литературы посредством проведения внеклассных мероприятий.
-
Художественное своеобразие романа И.А. Гончарова "Обломов" 2009
Урок-обобщение о художественных особенностях романа, на котором формируются умения анализировать текст и делать выводы. Рассматриваются своеобразие жанра, роль быта, детали психологического портрета, внутренних монологов, пейзажа, особенности речевой характеристики, а также фольклорно-сказочные мотивы и музыкальный мотив «Casta diva». Весь материал или его фрагменты можно использовать на уроке литературы в 10-м классе после изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» или провести семинарское занятие.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу Ю.Яковлева "Баваклава" 2009
Цель урока состоит не только в том, чтобы дать учащимся основы литературоведческого анализа художественного текста, но и помочь разобраться в таких нравственных качествах, как любовь к ближнему, уважение, забота об окружающих, помочь выяснить, какую роль в их жизни занимают родные и близкие.
-
Интегрированный урок немецкого языка и литературы 2009
Урок проводится с целью развития познавательного интереса к литературе страны изучаемого языка; расширения круга страноведческих знаний о творчестве Гёте; развития эстетических взглядов и чувств учащихся; обучения аудированию; систематизации лексического материала и подготовки учащихся к сообщению по теме с опорой на межпредметные связи.
-
"Сказка — ложь, да в ней намек…". Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина в 5-м классе 2009
Занятию предшествует текстуальное изучение нескольких сказок на уроках (сюжет, основные образы, конфликт персонажей, мораль (“урок”) сказок, языковые средства и поэтическая форма) и внеклассное знакомство с теми сказками, которые не были охвачены вниманием на уроках. Урок проходит в виде игры по сказкам Пушкина. Игра даёт школьникам возможность продемонстрировать не только свои познания, но и смекалку, находчивость, ощутить радость и азарт командного соревнования.
-
Творческие искания Л.Н. Толстого. "После бала" - одно из последних произведений писателя. Урок-презентация 2009
Урок-презентация представляет собой вводное занятие при изучении творчества Л.Н. Толстого в 8-м классе, включает в себя задания проблемного и творческого характера (эвристические вопросы), словарную работу, элементы театрализации, составление сводной таблицы. Занятие составлено и проведено с использованием информационных технологий, поэтому обладает достаточной информационной нагрузкой и великолепной наглядностью.
-
Урок-мастерская по литературному чтению по произведению Л.Н. Толстого "Лев и собачка" 2009
Урок литературы разработан в технологии творческой мастерской. Учащиеся совершенствуют речевой, коммуникативный навыки, продолжают учиться работе с текстом. Такая форма построения урока позволяет проявить творческие способности, фантазию детей. Работа в группах развивает навыки взаимодействия. Изучаемое произведение позволяет содействовать воспитанию в учащихся чувства милосердия, сочувствия.
-
"Красота героев пушкинских сказок" (по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях") 2009
Сказки А.С. Пушкина изучаются после устного народного творчества. К моменту изучения сказок дети знакомы с понятием жанра, с законами сказки, знают, что такое конфликт, могут характеризовать сказочных героев. Предложенный урок по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" ставит перед учащимися непростые вопросы, и в ходе анализа характеров героев, их поступков учащиеся приходят к выводу о том, что такое внутренняя красота человека.
-
Интегрированный урок литературы и географии с элементами ролевой игры "Природа в рассказе М.М. Пришвина «Кладовая солнца»" 2009
Многочисленные наблюдения над особенностями восприятия "Кладовой солнца" М.М. Пришвина современными школьниками убеждают в том, что при самостоятельном чтении учащиеся осознают сюжетную канву сказки-были, воспринимают отдельные описания природы. Однако без помощи учителя школьники не раскрывают отношение автора к природе и людям, у них не возникает желания раскрыть смысл заглавия. Поэтому перед учителем стоит сложная задача - помочь детям проникнуться философией М.М. Пришвина.
-
Урок литературы на тему "Старинный град Борисоглебск… Стоит, как страж, который век…" 2009
Данный урок является неотъемлемой частью при изучении литературы родного края. Учащиеся знакомятся с творчеством поэтов-земляков, основными мотивами их лирики. Встреча и беседа с поэтами расширяет кругозор, развивает творческие способности восьмиклассников, помогает понять, что нет ничего "милей бесценного родного края...".
-
Формирование социальной компетентности школьников средствами искусства и музейной педагогики 2009
Идеи гуманизации и гуманитаризации образования предусматривают приобщение школьников к мировой культуре, истории, искусству, духовным ценностям. Современная педагогика направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности, становление духовного мира человека, создание условий для формирования личности в непрерывном совершенствовании. Основной целью школьного образования становится обучение школьников решению нестандартных задач, к числу которых можно отнести исследовательские, творческие, мировоззренческие.
-
Басня И.А. Крылова "Зеркало и Обезьяна" 2009
Урок литературного чтения построен на материале басен И.А. Крылова. Цель урока определена не только формированием умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, но и познакомить с животными - обезьянами и дать представление об их поведении, привычках, а также рассказать об истории появления зеркала, как необходимого в наши дни предмета.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "И.С. Тургенев. Слово о писателе" 2009
Урок призван ввести учащихся в атмосферу внутренней жизни и творчества писателя; развивать познавательную активность, творческие способности учащихся, умение анализировать художественное произведение; вызвать интерес к личности писателя и к его творчеству.
-
Проблема Дома и рода в повести В.Распутина "Последний срок" (внеклассное чтение, 9–10-е классы) 2009
Дом - это спокойствие, душевное тепло, женская любовь и верность, детство, мать; это привязанность к тому месту на земле, где родился. Об этом повесть В.Г. Распутина "Последний срок"; разрушены традиции деревенского дома. На уроке внеклассного чтения идет заинтересованный разговор о кровной, неразрывной связи малого и великого, человека и семьи, семьи и государства.
-
Сатирическое изображение событий и героев в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2009
Проект пытается сориентировать учителя в многоплановом и обильном литературном потоке, сфокусировать его внимание на главном, которое заключается в постижении глубинной сущности творчества автора, в понимании, зачем создано произведение и почему оно так гармонично укладывается в яркую мозаику, называемую литературным процессом.
-
"Элементы лингвистического анализа текста на примере повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Урок развития речи в 7-м классе 2009
На уроке идет обучение приёмам лингвистического анализа художественного текста, показано мастерство Гоголя – художника слова и особенности использования изобразительно-выразительных средств в повести.