Литература
-
Идейно-художественное своеобразие "Повести о Петре и Февронии Муромских" 2009
Цель урока: показать значимость “Повести о Петре и Февронии Муромских” в формировании нравственных семейных ценностей. Первая часть урока – защита ученических презентаций, которые были самостоятельно созданы в группах или "историков", или "литературоведов". Оценивать проекты будет экспертный ученический совет. Вторая часть урока – дискуссия, результат – ответ на вопрос: «В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?»
-
"Свет рождественской звезды". Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика" 2009
На уроке мы не анализируем святочный рассказ Н.С. Лескова, мы разговариваем о добре и зле, об умении прощать, об ответственности за свои поступки. Очень хочется, чтобы ребята поняли: с каждым может произойти чудо, если этого захотеть. Для более образного восприятия использую презентацию в PowerPoint.
-
Развитие ключевых компетенций в проектном обучении 2009
Не секрет, что выпускник школы нуждается в умении применять знания, действовать в неопределенной ситуации, владеть ключевыми социальными и иными компетентностями в не меньшей степени, чем определениями, готовыми правилами и алгоритмами. Развить компетентности помогает, в частности, проектный метод обучения. Автор статьи попыталась обобщить свой опыт применения проектного обучения, проанализировать, какие компетентности развиваются у учеников на разных этапах осуществления учебного проекта.
-
Открытый урок по литературе в 9-м классе на тему "Сатиры смелый властелин…" 2009
Цели данного урока: 1) Акцентировать внимание на важных вопросах в изучении жизни и творчества Дениса Ивановича Фонвизина, закрепить знания учащихся. 2) Развивать монологическую и диалогическую речь, коммуникативные способности учащихся, воспитывать желание сотрудничать, прививать интерес к предмету.
-
Тема любви в лирике В.Маяковского "Любовь – это жизнь, это главное…". 11-й класс 2009
Урок раскрывает своеобразие любовной лирики В. Маяковского, определяет истинные ценности в жизни поэта, учит анализу лирического текста.
-
Литературная композиция "Я стала песней и судьбой…" 2009
Литературная композиция «Я стала песней и судьбой…» — заключительное занятие в системе уроков, посвящённых изучению поэзии А.А. Ахматовой в 11-м классе. Особенность подготовки композиции состояла в том, что текст создавался самими учениками, стихи отбирались вместе с учителем. Литературная композиция позволяет показать неразрывную связь жизни поэтессы с её творчеством, глубже проникнуться поэтическим наследием.
-
Интеллектуальная игра по литературе "Велика мудрость народа" для учащихся 5-го класса 2009
Представлена разработка интеллектуальной игры по литературе в 5-м класс. Урок помогает привить интерес к русской народной культуре, так как в фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье.
-
Урок литературы в 9-м классе на тему "Талант как божественный дар в повести Н.В. Гоголя "Портрет" 2009
Целью данного урока является ознакомление учащихся с повестью Н.В. Гоголя «Портрет», развитие навыков анализа художественного произведения, формирование правильной точки зрения на роль художника в искусстве. Повесть «Портрет» - своего рода ключ к эстетическим и духовным исканиям Н.В. Гоголя, в этом произведении отразились сокровенные мысли писателя о духовной ответственности художника за свои творения.
-
Открытый урок по русской литературе XX в. "Незнакомка": реальная женщина или мечта А.Блока? 2009
Цель открытого урока по русской литературе XX го века: показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихотворений на примере стихотворения "Незнакомка"; развивать навыки анализа лирического произведения; прививать любовь к русской поэзии, развивать эстетический вкус.
-
"Лишний человек" в русской классике 2009
Урок обобщения представляет собой литературно-музыкальную композицию в стиле "слово в музыке". Проводится в нетрадиционной форме - "литературное кафе". На основе известных литературных образов происходит повторение основных нравственных канонов общества и литературоведческих терминов.
-
Интегрированный урок-исследование "Тема судьбы и чести" по творчеству М.Ю. Лермонтова 2009
Открытый урок по лирике Лермонтова, на котором учащимся приоткрывается мир, где столкнулись желания поэта и реальность. На уроке говорится о вечном конфликте Поэта и толпы, который обретает в глазах современников прямой политический и злободневный смысл.
-
В.М. Гаршин. "Лягушка-путешественница" 2009
Урок предусматривает использование малых фольклорных жанров, пословиц, музыкального произведения Чайковского "Времена года".
-
Конспект открытого урока по литературе "Не то, что мните вы, природа…" (Концепция мира и человека в творчестве Тютчева) 2009
Урок носил комбинированный характер и совмещал в себе три нестандартные формы: творческая мастерская + урок-презентация + урок-размышление. В процессе урока учитель постарался не только познакомить коллег с наиболее рациональными способами работы с текстом поэтического произведения (как с традиционными, так и нетрадиционными – «Древо идей»), но и продемонстрировать, как такой урок сделать наиболее эффективным, плодотворным и творческим.
-
Использование информационных технологий на уроках литературы в старших классах 2009
Подготовка молодежи к будущему заключается не только в плане «готовности работать». Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс отечественной школы.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "И в небесах я вижу Бога…" (Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова) 2009
Урок входит в систему занятий по изучению поэзии М.Ю. Лермонтова. Предлагаемый материал поможет учителю обобщить знания десятиклассников по лирике поэта, увидеть жанровое многообразие его творчества, провести вектор от трагической судьбы поэта к его молитвенной лирике, стремлению к внутренней гармонии.
-
Литературно-историческая гостиная. Тема: "Музы вели в бой" 2009
Автор статьи формирует у учащихся чувства патриотизма, воспитывает любовь к Родине, к отечественной истории и литературе через обзор поэзии Великой Отечественной войны. Показывает, что поэзия соединила высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; показывает огромную роль поэзии военных лет в духовной жизни народа; пробуждает у обучающихся интерес к данному историческому периоду страны.
-
Интегрированный урок в 6-м классе. Тема: "Вот и пришла матушка-зима" 2009
Урок продолжает цикл тематических уроков, объединенных темой "Природа моего края" и предполагает через приобщение к природе воспитывать чувство любви к своей Родине, учит видеть прекрасное в обыденном, наблюдать красоту поэтического слова, закрепляет навык использования в речи прилагательных-определений и умение составлять словосочетания типа "сущ.+ прилаг.".
-
Разработка урока литературы. Тема: "Сатирическое изображение действительности в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" 2009
Данный урок предполагает повторение жанров сатиры, анализ повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" с целью выявления особенностей данного произведения, раннего творчества писателя, раскрытия картин действительности 20-х годов двадцатого столетия. Через анализ эпизодов повести совместно с учениками понять отношение автора к событиям в жизни России в начале века. Одноимённый фильм по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" режиссёра Владимира Бортко, эпизоды которого используются на уроке, поможет в достижении поставленных целей.
-
"Умники и умницы" по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" 2009
Урок-игру предлагается проводить после изучения пьесы "Ревизор". Игра помогает проверить знание учащимися текста произведения, понимания характеров персонажей. Игра формирует коммуникативные навыки, позволяет проявить свои личностные качества, способствует развитию воли, самообладания, концентрации внимания, собранности, формирует конкурентоспособную личность.
-
Литературная гостиная "Неизвестный Некрасов" 2009
Литературная гостиная «Неизвестный Некрасов» знакомит школьников с его лучшими произведениями, представляет поэта как человека глубоко верующего, через страдания нашедшего свой путь в Храм. Выразительное чтение, музыкальное исполнение романсов и песен, инсценировка фрагмента из поэмы «Русские женщины» - все это позволяет на школьной сцене провести яркое, эмоциональное, зрелищное мероприятие по творчеству Н.А. Некрасова.
-
Урок литературы в 10-м классе.Тема: "Оставить по себе хоть крохотную сказку…" (по рассказу Ф.А. Абрамова "В Питер за сарафаном") 2009
Представлена разработка урока литературы в 8-м классе по изучению рассказа Ф.А. Абрамова "В Питер за сарафаном" с использованием кластера, синквэйна и тройного дневника. Урок сопровождается презентацией.
-
Урок-праздник в 5-м классе "Что за прелесть эти сказки!" 2009
Представлен план мероприятия, в котором подводятся итоги изучения детьми русских народных сказок.
-
Программа (проект) "Открытого урока чтения" в рамках Международного фестиваля "Библио Образ 2007" 2009
В целях развития у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера непосредственного восприятия ими художественного текста и в рамках международного фестиваля "Библио Образ 2007" в ГОУ СОШ № 258 был разработан, организован и проведён "Открытый урок чтения" для разных возрастных категорий обучающихся.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Своеобразие восприятия картины природы" 2009
Представленный урок является уроком внеклассного чтения. Направлен на развитие у учащихся навыка анализа пейзажных зарисовок, умения интерпретировать художественный текст.
-
Урок литературы в 11-м классе по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2009
Цели урока: показать роль ершалаимских глав в структуре романа; расширить представления о нарисованных автором характерах; формировать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении; развивать интерес к творчеству М.Булгакова.
-
Урок русского языка. Знаменитые люди России: к 200-летию В.И. Даля 2009
Урок-игра, посвященный 200-летию В.И. Даля, на котором ученики обучаются комплексному анализу текста, тренируясь в разных видах разбора. Перед уроком проводится подготовительная работа: дети должны ознакомиться с биографией В.И. Даля, его деятельностью, поработать с четырёхтомным словарём, выписать понравившиеся пословицы, нарисовать иллюстрации к ним.
-
Люди праведные "глухой поры" (вводный урок литературы по рассказу Н.С. Лескова "Кадетский монастырь", 7-й класс) 2009
Представлен конспект вводного урока литературы в 7-м классе якутской школы по изучению рассказа Н.С. Лескова «Кадетский монастырь». Литература как вид искусства рассматривает своим объектом изображения саму жизнь. И в данном ракурсе изучение художественных произведений не может быть представлено без связи с историей.
-
Читательская конференция по повести К.Г. Паустовского "Золотая роза" 2009
Предложенная схема построения читательской конференции или ее отдельные элементы могут быть использованы учителями при проведении читательских конференций и уроков с обзорным изучением творчества отдельных писателей, знакомства с новым писателем, итоговых уроков по изучению монографической темы или по анализу художественного текста.
-
Урок литературы в 11-м классе "Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт" 2009
Урок посвящён творчеству двух замечательных поэтов Серебряного века. Цель урока - формирование любви и уважения к литературе Серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К. Бальмонта. На уроке используются компьютерные презентации, в которых отражён богатый материал.
-
Урок литературы в 6-м классе по лирике А.С. Пушкина по теме "Природа в поэзии А.С. Пушкина («Бесы», «Зимняя дорога»)" 2009
"Природа в поэзии А.С. Пушкина. Зимний цикл ("Бесы", "Зимняя дорога")" - урок, который важен, потому что создание стихотворения "Бесы" связано с Нижегородской землей. Стихотворение "Зимняя дорога" имеет несколько музыкальных вариантов, что позволяет учителю решать проблему взаимодействия слова и музыки на уроке литературы.