Литература
-
Творческий зачет на тему "Художественное своеобразие «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя" 2009
Проверка знаний по литературе не должна вступать в противоречие и с эмоциональной, эстетической стороной литературного образования. Процесс контроля может и должен иметь нестандартную, привлекательную форму. Думается, этим требованиям в определённой мере может соответствовать предлагаемый материал для творческого зачёта по литературе.
-
Литературный ринг (обобщающий урок по русской литературе для учащихся 5-го класса) 2009
Урок состоит из 5 туров: задание на выявление знаний пословиц; знания биографий писателей; рассмотрев иллюстрации, учащиеся должны узнать героев, изображенных на ней, назвать произведение и автора; задания на знание текста. В последнем туре учащимся предлагается творческое задание - подбор или составление пословиц к литературным героям.
-
Методическая разработка урока литературного чтения для 4-х классов 2009
Данный урок - это исследовательская работа учащихся, в процессе которой школьники узнают о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Они знакомятся с поэтом как с личностью, наделённой особыми чертами характера, страстями, взглядами на жизнь, на дружбу и многое другое.
-
Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Музыка астафьевской прозы" 2009
Представленный материал - внеклассное мероприятие "Музыка астафьевской прозы". Это сценарий литературно-музыкальной гостиной по творчеству известного русского писателя Виктора Петровича Астафьева, которому исполнилось бы 85 лет 2 мая 2009 года. Цель этого мероприятия - пробудить в сердцах детей любовь к художественному слову писателя, к родному краю - земле сибирской.
-
Региональный компонент на уроках литературы и во внеклассной работе: "Поэтический Север" 2009
Стихи мирнинских поэтов становятся доброй памятью о жизни в космической гавани со всеми ее событиями: грустными и веселыми, радостными и печальными. Хочется, чтобы учащиеся другими глазами увидели мир, в котором живут, чтобы научились бережно относиться к тому, что их окружает.
-
Литературный вечер, посвященный творчеству Намжила Нимбуева "Свет поэтического слова" 2009
Урок дает краткий обзор жизненного и творческого пути бурятского поэта Н.Нимбуева, способствует формированию чувства патриотизма через понимание чувств автора.
-
Урок литературы в 7-м классе "Рассказы Антоши Чехонте. «Хамелеон»" 2009
Цель урока: развитие читательских умений с использованием стратегий технологии критического мышления (чтение с остановками).
-
Страх – основа развития комедийного действия (по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор») 2009
Использование интерактивных методов обучения повышает интерес обучающихся к литературе; развивает их творческую активность; повышает интерес к информационным технологиям, обеспечивающим смену форм деятельности; формирует умение анализировать драматический текст.
-
Вводный урок по литературе в 8-м классе. Знакомство с комедией Н.В. Гоголя "Ревизор" и историей ее написания 2009
В данной разработке описан один из уроков литературы в 8-м классе, посвященный творчеству Н.В. Гоголя. Урок является вступительным при изучении комедии "Ревизор". В ходе занятия расширяются знания учащихся о жизненном и творческом пути Н.В. Гоголя, приводятся интересные факты из истории создания пьесы, углубляются знания литературных особенностей драматического произведения.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Образ грозы в стихотворении Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело…" 2009
Урок литературы в 6-м классе, при проектировании которого учитывались не только интеллектуальные особенности детей, но и межличностные отношения. Каждая группа формировалась с учётом круга желаемого общения ученика. Данный урок по типологии, разработанной Якиманской И.С., относится к учебному занятию по комплексному применению знаний и способов деятельности.
-
Урок литературы по произведению Э.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена" 2009
Нетрадиционная форма проведения урока, использование в ходе него компьютерной презентации помогают учащимся не только серьёзно поработать с текстом, готовясь к уроку, но и проявить творческие способности. Данная разработка может быть использована учителем для проведения внеклассного мероприятия по предмету.
-
Урок литературы в 7-м классе. Тема Родины в "Стихотворениях в прозе" И.С.Тургенева "Русский язык", "Деревня" 2009
Урок разработан с учетом возрастных особенностей учащихся. С целью осознанного восприятия информации использовалась схема, составленная из ключевых слов указанных текстов: великий, могучий и т.д. В нашем случае схема является не столько иллюстративным материалом, сколько ключом к решению проблемного вопроса.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Светоч русской поэзии" 2009
Данное мероприятие может быть проведено к 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина во внеурочное время на большую аудиторию в рамках торжественных мероприятий. Необходима серьёзная подготовка с детьми, так как весь вечер проводят они, под руководством педагога. Приведённый материал необходимо заранее распределить по учащимся.
-
Уроки прошлого (повесть Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат") 2009
Урок-размышление помогает сформировать у учащихся представление о философской концепции повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат"; воспитать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подводит учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.
-
Н.С. Гумилев. Поэт и его лирический герой 2009
По программе А.Г. Кутузова первая встреча учащихся с поэтом происходит в 7-м классе. Это первый урок. Его цель - познакомить учащихся с личностью поэта, сформировать читательский интерес к творчеству Н.Гумилёва, показать неразрывную связь поэта и его лирического героя, чтобы они прониклись романтикой странствий и экзотикой художественного мира, почувствовали неповторимость Гумилева.
-
Пугачев – историческая личность и литературный герой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2009
Путем сопоставительного анализа исторических материалов и художественного текста определить отношение к Пугачеву как исторической личности и художественному образу; через восприятие художественного образа Пугачева прийти к осознанию идеи повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Развивать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественным произведением.
-
Конспект урока по литературе по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина" 2009
Урок - знакомство с любовной лирикой А.С. Пушкина, ее адресатами способствует приобщению учащихся к миру прекрасного, развитию эстетического вкуса. Проводится в 9-м классе.
-
Итоговая игра по литературе "Волшебное колесо" 2009
Игра состоит из семи конкурсов, последовательность которых определяется с помощью "волшебного колеса". Конкурсы: волшебный сундучок, ромашка, галерея, библиотека, эстрада, портрет, угадай-ка. Рекомендуется использовать данный материал учителям литературы, работающим в 6-м классе по учебнику-хрестоматии для образовательных учреждений автора-составителя В.П. Полухиной.
-
Урок литературы с использованием ИКТ в 8-м классе на тему: "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова 2009
Урок-исследование по русской литературе с применением ИКТ. Цель урока: изучение биографии Лермонтова в период его пребывания на Кавказе. Исследуя биографию великого поэта, учащиеся развивают навык анализа текста, творческие способности, чувство красоты. Воспитывается любовь к чтению, литературе, толерантное отношение к людям.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "Последние песни" Ивана Сергеевича Тургенева 2009
На уроке используются разнообразные виды работ: проверка домашнего задания проводится с помощью компьютерного опроса, что позволяет индивидуализировать работу с учащимися, необычная форма творческой работы позволяет активизировать способности учащихся, презентация к уроку не просто иллюстрирует содержание, а "работает", музыка подобрана таким образом, что помогает учащимся освоить материал.
-
Урок развития речи по творчеству И.А. Крылова 2009
Автор статьи знакомит учащихся с творчеством И.А. Крылова. Учит выделять главную мысль басни, мораль; обращает внимание учащихся на язык басен, меткие выражения, перешедшие в поговорки и пословицы; воспитывает нетерпимое отношение к человеческим порокам, учит осмысливать свои поступки, острее видеть и понимать жизненные факты и явления; развивает устную речь.
-
О письме как жанре творческой работы 2009
Урок должен показать композиционные и художественные возможности жанра письма на примере писем И.С. Тургенева и дать возможность учащимся попробовать силы в этом жанре; учить овладевать умением творчески выражать мысли и описываемые события, отношение к ним; пробудить интерес к личности и творчеству писателя, обращая внимание на лексическое и стилевое богатство речи писателя, на его трудоспособность, трудолюбие и духовную культуру.
-
Библейские мотивы в литературе, живописи, музыке 2009
Поскольку урок проводится с учащимися среднего звена, то это может быть и первое знакомство с Библией, и углубление знаний. Цель: показать не только великое значение Библии (в частности Евангелия) в духовно-нравственном развитии человека, но и в культурном развитии. Ребята познакомились с картинами знаменитых художников, написанными на библейские сюжеты.
-
"Отчего погибло все?" (по роману И.Гончарова "Обломов") 2009
Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, – вот судьба человека с "золотым сердцем" и "чистой, как хрусталь, душой". На уроке раскрывается философский смысл произведения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с критической литературой и художественным текстом; формируют навыки дискуссионного мышления и культуры общения. Показана актуальность и временная ценность произведения.
-
Информационно–педагогический модуль "Использование элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы" 2009
Информационно-педагогический модуль "Использование элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы" разработан в соответствии с технологией обучения в сотрудничестве и личностно-ориентированного обучения. Данный модуль предназначен для эффективной работы с группами разного уровня обученности, поэтому его можно применять на уроках русского языка и литературы.
-
Урок–социализация литературного чтения в 4-м классе. Очерк Ю.Я. Яковлева «Право на жизнь» 2009
Идея урока - на основе очерка Ю.Яковлева "Право на жизнь" решать не только задачи урока литературного чтения, но и приобщать учащихся к жизни в обществе, воспитывать уверенность в надежности своей социальной позиции. В результате рассуждений и умозаключений учащиеся создают модель символа защиты детей в современном мире.
-
Образ Богородицы в иконописи. "Владимирская Богоматерь" 2009
Для построения урока литературы используется "истоковская" технология, так как в школе ведется курс "Урал. Человек. Истоки", который призван сформировать у учащихся чувство благодарной любви, привязанности к Отечеству, к его святыням, культуре. В основе преподавания предмета лежит идея активного воспитания. На практике она воплощается с помощью социокультурных тренингов.
-
Интегрированный урок "Роза в русской литературе" (литература + ботаника) 2009
Урок помогает расширить представление учащихся о творчестве русских поэтов и писателей, пишущих о природе, цветах, в частности о розах.
-
Смысл повести Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота" (разработка урока словесности) 2009
Урок направлен на формирование как специальных (языковой, литературоведческой, культурологической), так и ключевых компетенций (информативной, коммуникативной, креативной) у младших школьников. Формируются такие общеучебные умения и навыки, как: умение систематизировать и применять материал, конспектировать, составлять план, находить главное, осуществлять рефлексию, работать коллективно, в группе и индивидуально.
-
Сценарий по теме "От грусти и зла к добру и теплу…" (по повести Л.Н. Толстого "Детство") 2009
Цветовая экология - интеграция учебных предметов, в которой ребенок учится выражать свои чувства и настроения, восприятие и ощущения художественного произведения, образов, окружающего мира словесно, художественно или "музыкой". Мы имеем в виду творческие задания, которые "переводят" литературные произведения на язык других видов искусств.