Литература
-
Внеклассное мероприятие по литературе 2010
Интегрированное мероприятие является формой внеурочной деятельности по предмету. Это проектная работа одиннадцатиклассников. Одна группа учащихся подбирала информацию по теме, другая группа - стихотворения, третья - готовила презентации к мероприятию.
-
Примерный план урока-семинара в 10-м классе по теме "Художественный мир Н.В. Гоголя. Современное прочтение (по эссеистике и публицистическим статьям Д.Быкова)" 2010
Предлагаемый материал может быть использован для организации и проведения семинарского занятия в первом полугодии 10-го класса. Предложенная тема и форма работы углубляет и расширяет понимание школьниками творчества писателя, более того – помогает осознать актуальность произведений Гоголя в наше время.
-
Урок литературы по теме "Поэзия А.А. Ахматовой" 2010
Данный урок построен с учетом принципов личностно ориентированного подхода. Работая с таблицей, учащиеся привлекают свой личный опыт, самовыражаются, по-своему интерпретируют творчество поэта. Каждое предложенное для восприятия стихотворение - это этап урока, результат которого фиксируется в таблице и обсуждается.
-
Урок-конференция по литературе на тему "Ночевала тучка золотая" по творчеству А.И. Приставкина 2010
Цель урока - познакомить учащихся с творчеством А.И. Приставкина.
-
Вечная драма любви в прозе И.А. Бунина 2010
Задача учителя - помочь учащимся осмыслить авторскую концепцию любви, побудить их задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений, способствовать осознанию ими чувства ответственности перед собой и другими людьми; выявить особенности стиля писателя, определить роль аллюзии и реминисценции в художественном тексте.
-
Урок литературы в 6-м классе на тему «Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Метель"» 2010
Урок литературы в 6-м классе (учебник А.В. Коровиной) разработан для гуманитарного класса. Новая тема урока включает в себя углубленное изучение теории литературы и формирование интереса к анализу произведения. Использованы элементы развивающего обучения.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Стихи и песни о Великой Отечественной войне" 2010
На занятии происходит знакомство со значением поэзии в годы ВОВ. Прилагается презентация с песнями тех лет. Материалы данного урока помогут не только учителю литературы в подготовке к аналогичному занятию, но и классному руководителю в подготовке к мероприятиям ко Дню Победы. В комплект материалов входит разработка урока, а также электронная презентация с mp3-приложениями.
-
Проектная деятельность как одно из средств формирования текстовой компетентности школьников на уроках литературы 2010
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Данная работа включает как некоторые теоретические вопросы проектно-ориентрованного обучения, так и конкретные рекомендации по организации проектов разного уровня в средней школе.
-
Урок-литературное кафе "Одна – из всех – за всех – против всех!" (страницы жизни и творчества М.Цветаевой) 2010
Урок в форме литературного кафе, посвященный жизни и творчеству М.Цветаевой, ставит целью вызвать интерес учащихся к творчеству русской поэтессы, познакомить с музыкальными произведениями советских композиторов на стихи М.Цветаевой.
-
Мир "дворянских гнезд" в творчестве И.С. Тургенева 2010
Основная идея: приблизиться к истокам русской дворянской культуры, познакомиться с феноменом русской усадьбы XIX века на примере произведений русских классиков; прикоснуться к поэтической атмосфере изображения «дворянских гнёзд» И.С. Тургеневым; формировать у учащихся умение систематизировать, анализировать и обобщать изученное.
-
Урок адыгейской литературы в 6-м классе на тему "Жизнь дана на добрые дела" по произведениям Киримизе Жанэ "Камбулет", "Тайна старого дуба" 2010
Самым ярким примером в привитии добрых качеств, в воспитании достойного человека является художественная литература. Конечно - это сказки, мифы, сказания, где главными героями являются богатыри, нарты, где они совершают подвиги ради любви к человеку, совершая поступки во имя добра. Это колыбельные песни, это детские рассказы.
-
Урок по литературе в 10-м классе по теме "Мой Чехов" 2010
Данный урок литературы в 10-м классе направлен на развитие интереса к личности и творчеству писателя. Урок построен как размышление. Он должен заставить учащихся понять и оценить значение Чехова в литературе, показать актуальность его творчества.
-
"Каждый выбирает для себя" (интерпретация рассказа Ф.Искандера "Возмездие"): урок внекласного чтения в 8-м классе 2010
Урок внеклассного чтения дает возможность окунуться в атмосферу современной ученику жизни, встретиться с ровесниками, определить важность и актуальность проблем, волнующих героев, пройти вместе с ними «путь проб и ошибок» к пониманию того, что есть добро и зло, верность и предательство, истина и ложь.
-
"Трагедия поэта". Заключительный урок-исследование в 11-м классе по творчеству поэтов Серебряного века 2010
Жизнь и судьба поэтов Серебряного века интересна и покрыта многими тайнами и загадками. Ответ на них можно найти в поэзии, в письмах самого поэта, в воспоминаниях современников. Важно правильно организовать исследовательскую деятельность учеников. Для этого класс обычно делится на несколько групп: биографы, литературоведы, чтецы.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе. И.С. Тургенев. "Певцы" (фрагмент) 2010
Представлен урок литературного чтения в образовательной системе «Школа–2100».Работа над фрагментом произведения И.С. Тургенева помогает детям глубже понять мысль автора, прививает интерес к чтению классической литературы и хорошей музыке.
-
Урок литературы в 5-м классе "Тема природы в поэзии Ф.И. Тютчева" 2010
Велика роль поэтического слова. Каждое слово в стихотворении – это емкий, лаконичный образ. Каждое произведение требует раздумий, внимания к слову, разгадки поэтической мысли, образов. Считаю, что уроки знакомства с поэзией необходимы.
-
Изучение драмы М.Горького "На дне". Различные трактовки образа Луки 2010
В статье представлен урок по изучению философской проблематики пьесы М.Горького "На дне". В ходе урока учащиеся смогут сравнить различные трактовки образа Луки не только в критике, но и в театральных постановках, выяснить причины различных интерпретаций образа. На уроке используется комплекс новых педагогических технологий. Предложенная система заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся на всех этапах урока.
-
Разработка урока по литературе "Два типа певцов народных песен" (по рассказу И.С. Тургенева "Певцы") 2010
Цель урока – раскрыть перед обучающимися гениальное мастерство И.С.Тургенева в области словесной живописи, его безграничную любовь к русскому народу; закрепить умение обучающихся в анализе текста; обогатить словарный запас учащихся; развивать культуру устной и письменной речи.
-
Трагизм в восприятии Бориса Зайцева на рубеже веков (на примере рассказа "Мгла") 2010
Предложенный урок выявляет особенности литературы начала XX века и знакомит учеников 10-го класса с творчеством Бориса Зайцева. На уроке ученики анализируют рассказ "Мгла", стараются понять, в чём трагизм восприятия Б.Зайцева на рубеже двух веков.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Тема детства в произведениях современных российских писателей (на примере рассказа Л.Улицкой из сборника "Детство 49") 2010
Предлагаемому уроку предшествовало знакомство с повестями о детстве Л.Н.Толстого и М.Горького. Его основные цели – познакомить шестиклассников с именем Людмилы Улицкой, прочитать и проанализировать один из её рассказов, подготовить учеников к составлению отзыва о нём; определить, чем отличается детство, описанное в произведении Улицкой, от детства сегодняшнего.
-
Урок литературного чтения 2010
Цели урока: дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным миру, пробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружают, развитие художественных интересов детей.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Куранова "Семь – я" 2010
В ходе урока осуществляется знакомство с жизнью и творчеством калининградского писателя Юрия Куранова, воспитание в детях чувства любви и уважения к близким людям, внимательного отношения к окружающему миру, формирование навыков составления характеристик героев, умения работать с текстом, делать выводы и обобщения.
-
Образ Лермонтова и лермонтовское окружение в повести Б.Пильняка "Штос в жизнь" 2010
Статья о соотношении реальности и вымысла в произведении Б.Пильняка. Для сравнения используются биография М.Ю. Лермонтова, а также глава «Княжна Мери» его романа «Герой нашего времени».
-
Внеклассное чтение в 10-м классе "От классики к современности" 2010
Статья доказывает необходимость уроков внеклассного чтения в 10-м классе. Сводная таблица раскрывает логичность знакомства с современными отечественными авторами после изучения творений классиков XIX века. Представлены вопросы семинаров, рассмотрены основные акценты анализа прозы XX столетия.
-
Методическая разработка урока в 11-м классе "Мотив трагического одиночества героини рассказа В.П. Астафьева "Людочка" 2010
Почему люди страдают от одиночества? Каковы причины? Почему героиня не нашла другого выхода? На эти вопросы пытаемся найти ответы, анализируя рассказ В.П. Астафьева "Людочка".
-
Приобщение учащихся к научным исследованиям (из опыта работы) 2010
Не претендуя на оригинальность, автор делится своим опытом организации НИР с учащимися 5–8-х классов.
-
Тест по литературе для проверки техники чтения в 5-м классе (1-е полугодие) 2010
Статья представляет собой два варианта теста для проверки техники чтения в пятом классе. Предлагаемые тестовые задания позволяют эффективно проводить контроль, проверять умение учащихся внимательно читать и анализировать текст. Данные материалы могут использоваться в качестве входной контрольной работы или в течение первого полугодия.
-
Формирование речевой и духовно-нравственной культуры учащихся через реализацию личностно ориентированного подхода в обучении литературе 2010
Уникальные возможности для духовного роста, заполнения «горницы души» и развития речевой и нравственной культуры учащихся, формирования личности в целом дают уроки литературы, где главная задача – научить чувствовать и размышлять, быть восприимчивым к красоте, добру, правде, душевному теплу, состраданию.
-
Открытый урок литературы с использованием ИКТ и проектной методики "Марина Цветаева: личность и судьба" 2010
Данный урок является первым в изучении творчества Цветаевой. Всего на изучение поэзии М. Цветаевой по программе под редакцией В.Я. Коровиной выделяется 2 часа, отсюда важность и в то же время сложность первого урока, от которого зависит дальнейшее осмысление основных мотивов творчества художника слова.
-
Интегрированный урок литературы и МХК по теме "Родная природа в произведениях композиторов, художников и поэтов России XIX века" 2010
На уроке литературы по традиционной программе в 6-м классе дети знакомятся с новой темой "Родная природа в произведениях композиторов, художников, поэтов России XIX века". Обучаемым дается общее представление о русской пейзажной лирике, о музыке и живописи России XIX века, формируются эстетическая отзывчивость к русской поэзии, закрепляется умение выразительного чтения.