Конкурс «История регионов России»
-
Проект «Сергиево-Посадский район в годы Великой Отечественной войны» 2016
При всей масштабности событий истории человек особенно выделяет те данные, которые может персонифицировать, связать с историей свой семьи и края. В процессе изучения курса «История Московской области» учащиеся подняли вопрос об участии района в Великой Отечественной войне. На территории района боевые действия не велись, поэтому общей информации о работе тыла Московской области учащимся оказалось недостаточно. Так из запроса гимназистов и был создан проект.
-
Проект «Уроки Братска». «Слава – дым, а огонь – дела, которые сперва надо совершить» 2016
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века.
-
Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Решение задач. Путешествие в Ошевенск. 6-й класс 2016
Реализация национально-регионального компонента на уроках математики представляется достаточно сложной, но вполне выполнимой задачей. На уроке использован краеведческий материал, который расширяет знания обучающихся об истории родного села Ошевенск.
-
Развивающая игра с кубиками 2016
Проект “Развивающая игра с кубиками «Узнай свой город»” был создан на занятиях по внеурочной деятельности под руководством учителя и тесном сотрудничестве с родителями. Основополагающий вопрос проекта: Почему я люблю свой родной город? Проект игры с кубиками был представлен ребятам гимназии. Ученики младших классов с удовольствием и большим интересом выкладывали кубики по заданиям и сюжетным картинкам.
-
Разработка урока «Родной край в XVII веке». 7-й класс 2016
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала.
-
Разработка экскурсии по теме «Ямбургское коммерческое училище - первое среднее образовательное учреждение нашего края» 2016
МБОУ «КСОШ № 4» - преемница Ямбургского коммерческого училища, основанного в начале ХХ века. Экскурсия составлена на основе материалов школьного музея истории народного образования. В ходе экскурсии девятиклассники узнают об особенностях обучения в прошлом веке, о роли ЯКУ в просвещении уезда, губернии, страны, о вкладе земляков в жизнь региона, страны.
-
Родословная семьи «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего» 2016
Семья - самое драгоценное, что есть у человека. Все остальное, чем приходится заниматься, делается для того, чтобы сделать жизнь близких людей уютнее, комфортнее, радостнее. При этом каждая семья по-своему уникальна. Это только с одной стороны все одинаковые. У любой семьи есть история, которая уходит в глубину веков, и часто там и теряется. В ней насчитываются десятки прапрабабушек и дедушек!
-
Рязанский край в годы Великой Отечественной войны. 9-й класс 2016
Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал.
-
Северная война и реформы Петра I на Севере 2016
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур.
-
Сибирское купечество: вклад в развитие экономики и культуры региона. 9-й класс 2016
Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность».
-
Сохраним наши святыни 2015
Всё чаще говорят сейчас об «исчезновении малых деревень». Бутурлинский край – один из самых привлекательных уголков Нижегородской области с неповторимыми пейзажами. Оказалось, с историей края связаны имена известных общественных деятелей. Одним из самых примечательных мест Нижегородской области является село Андросово, которому сейчас 300 лет. Здесь жили предки В.И.Ленина, отсюда начался и пошёл род Ульяновых.
-
Средь бела дня, или по Средневековой Москве с фразеологическим словарем 2016
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века.
-
Сценарий внеклассного мероприятия «Тагильская находка». 8-й класс 2016
Данное мероприятие проводится в конце января в день дуэли А.С.Пушкина. Предназначено для учащихся старших классов. Способствует развитию познавательного интереса к истории родного края и истории России. Прививает детям навыки поисковой деятельности, самостоятельной работы, умению систематизировать и представлять найденную информацию. Проходит в рамках музейной гостиной при музейном центре ремесел и быта горнозаводского населения МАОУ СОШ № 61, г. Нижний Тагил.
-
Сценарий мероприятия «Бессмертный полк Кашинской земли» (на основе биографических сведений участников войны) 2016
9 мая 2015 года ученики нашей школы приняли участие в городском шествии в рамках Всероссийской акции «Бессмертный полк». Этому предшествовала работа по сбору материала учащимися о своих дедах, прадедах – участниках Великой Отечественной войны. 64 фотографии из семейных архивов и сведения о родственниках – участниках войны – таков итог поисковой работы. Мы сочли необходимым довести сведения о Солдатах Победы до всех учащихся школы. Так родился сценарий данного мероприятия.
-
Таинственная Хакасия 2016
Цель урока: популяризация знаменитых мест Хакасии, имеющих важное географическое и историческое значение.
-
Тверской край в XV веке 2016
Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с внутренней и внешней политикой Тверского княжества в XV в.; сформировать представления обучающихся о процессе потери Тверским княжеством самостоятельности; продолжить формирование объективного представления обучающихся о фактах прошлого с использованием исторических источников; способствовать формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения.
-
Творческий проект по предмету «История и культура родного края» в 10-м классе. Тема: «Первые монастыри в Вологодском крае» 2016
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости.
-
Топонимика Краснодарского края как исторический источник 2016
В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории.
-
Урок внеклассного чтения "Прирожденность родной земле как символ душевного возрождения" (по рассказу Константина Дмитриевича Воробьева «Гуси-лебеди») 2016
Цели урока: знакомство с творчеством писателя-земляка, формирование читательского интереса к его произведениям; развивать умение анализировать художественное произведение, отмечать особенности его построения, ассоциативно мыслить, чувствовать текст перцептивно; воспитывать чувства патриотизма через восприятие произведений К.Д.Воробьева.
-
Урок истории по теме "Начало промышленного освоения Урала в первой четверти XVIII века" 2016
Начало XVIII века – особый этап в развитии Урала. В этот период происходит его становление как «опорного края державы», главного промышленного региона страны. Изучение тем, связанных с историей Урала осложняется тем, что в настоящий момент отсутствуют новые современные учебники по истории региона, практически нет опубликованных исторических источников, либо они не являются адаптированными.
-
Урок мужества «Мы письма, как летопись боя, как хронику чувств, перечтём». 9-й класс 2016
Цели мероприятия: расширение знаний детей о войне, побуждение интереса к неизвестным историческим фактам, развитие патриотических чувств и опыта нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины, села.
-
Урок на тему «СССР на завершающем этапе Великой Отечественной войны». 10-й класс 2016
Урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, ИКТ-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности.
-
Урок по истории России «Гимназия, ты целый мир! Система мужского гимназического образования на территории Марийского края». 9-й класс 2016
Дореволюционные мужские гимназии ставили целью – воспитать всесторонне развитую личность, готовую к служению обществу и Отечеству. В рамках урока раскрывается сущность дореволюционного мужского гимназического образования, идет её сравнительный анализ с современной системой среднего образования.
-
Урок по истории России «Человек на войне. Жизнь и борьба советского народа на оккупированной территории» 9-, 11-й классы (2 часа) 2016
Цели урока: создать условия для развития познавательной деятельности учащихся, умения работать с разнообразными историческими, документальными источниками.
-
Урок по региональной истории в 8-м классе "Архангельск в истории создания Российского Военно-Морского Флота" 2016
Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находят с помощью различных источников доказательства определяющей роли города Архангельска в создании регулярного военного морского флота в России при Петре I.
-
Урок по теме "Н.В.Булавко «Детство, опаленное войной»" 2016
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как урок изучения новой темы по истории Приморского края или Истории Великой Отечественной войны с помощью активных форм обучения. Патриотизм, гражданственность, толейрантность, служение Отечеству – вот те ценности, которые развивает данное мероприятие.
-
Урок-путешествие «Город Купино - из прошлого в будущее» 2016
Методическая разработка урока-путешествия по краеведению рассчитана на учащихся 10-х классов, изучающих историю города в период освоения Сибири в XX в. Основная идея урока - совершая виртуальное путешествие по известным местам города, вспомнить важные даты из истории родного края; вспомнить людей, своими делами прославивших город и оставшихся в памяти земляков.
-
Урок-размышление «Это страшное слово… война» (война на севастопольской земле в произведениях русских и современных писателей) 2016
Сравнивая военные события в «Севастопольских рассказах», проводя параллель с событиями, происходящими на 35-й батарее в годы Великой Отечественной войны, в книге Ю.Падалки “Пароль: «Севастополь»”, учащиеся невольно обращают свое внимание на героическое прошлое своего родного города – Севастополя.
-
Урок-экскурсия «Традиции и обычаи ханты и манси». 10-й класс 2016
Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси.
-
Урок-экскурсия с элементами исследования в 8-м классе на тему «Петр Первый на Севере» 2016
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; вырабатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России.