Общепедагогические технологии
-
Организационно-обучающая игра "Разработка программы гуманизации пространства детства в условиях ОУ" 2005
Детская среда при всей ее высокой значимости всегда ориентирована на мир взрослых, на взрослого, задающего круг деятельности, приобщающего к социуму. В деятельности, которую ребенок осуществляет совместно со взрослыми, он приобретает "деятельностное поле". Выстраивание отношений в системе "взрослый - ребенок - взрослый" - сложная проблема. Одна из самых важных ролей педагога в пространстве детства - роль посредника между детьми и социумом. Содержанием его деятельности в этом направлении является смягчение ударов социума, помощь ребенку в процессе адаптации ребенка к социуму, компенсация того, что ребенок не дополучает в социуме. Отсюда главные функции воспитательной деятельности, направленные на гуманизацию пространства детства - помощь ребенку и его поддержка.
-
Необходимость приобщения учащихся к исследовательской деятельности 2005
Необходима перестройка учебного процесса в школе с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей. Включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе в рамках НОУ позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.
-
Информатика, как предмет изучения эффективных алгоритмов работы с информацией человеком 2005
В данной статье делается попытка рассказать о предмете "Информатика" как о науке, связанной с обработкой информации не только с помощью компьютера, но и с помощью интеллекта. Т.е. в курсе информатики должны быть рассмотрены эффективные алгоритмы восприятия, обработки, хранения, воспроизведения информации человеком. Или другими словами учить учеников учиться. В статье в качестве примера приводятся некоторые алгоритмы эффективной обработки информации: алгоритмы мотивации (подготовка для эффективного восприятия информации) алгоритм чтения параграфа (эффективная обработка информации), алгоритм повторения (для эффективного хранения информации), алгоритм подготовки и выступления с докладом, рефератом и т.п. (эффективный алгоритм воспроизведения информации).
-
Проекты "Украина литературная" в контексте национального воспитания 2005
На современном этапе реформирования школьного образования возникла проблема возрождения метода проектов. Его целью является выучить, проанализировать, обобщить знания про историческое, краеведческое, культурно-художественное наследие нашего края, кроме того давалась оценка значимости и актуальности этого проекта.
-
Проектная деятельность в системе развития жизненной компетентности учащихся 2005
Во многих учебных заведениях Украины активно идёт апробация системы проектной методики. Её перспективность и педагогическая целостность позволяют учащимся обеспечить развитие жизненной позиции, становление творческой и социально активной личности, создаёт эффективные предпосылки для формирования компетенции. Учащиеся стремятся к решению реальных жизненных проблем в учебно-воспитательной деятельности.
-
Метод проектов на уроках иностранных языков 2005
На уроках иностранного языка темы проекта, как правило, сориентированны на интересы детей, проблемы и задачи, которые являются актуальны сегодня. Поскольку на уроках иностранных языков происходит тематическое освещение материала, то и каждая тема может быть темой для проекта.
-
Метод проектов — среда, в которой даже «неудачники» находят силу и уверенность 2005
Нужен ли вообще метод проектов? Сомнений нет - безусловно нужен! Проектная деятельность должна быть неотъемлемой частью образовательного процесса и разумным объединением со всеми другими методами.
-
Применение проектного метода в образовании 2005
Проектом называют реалистический замысел о желаемом будущем. Проектный замысел указывает нам, что и как нужно сделать для его воплощения в жизнь, т.е. получить, изготовить, создать, построить или сконструировать то, в чём мы нуждаемся и чего пока не имеем, но сможем иметь, если приложим к тому надлежащие умственные и физические усилия.
-
Моделирование проектно-технологической деятельности в работе Выставочного центра 2005
В статье речь идет о методе проектов. Данный метод предусматривает самостоятельную деятельность учащихся особенно тогда, когда происходит интегрирование предметов.
-
Развитие творческого потенциала юного студента-художника на занятиях по композиции 2005
Цель занятий по композиции заключается в том, чтобы научить понимать язык искусства, а через это понимать его сущность. В процессе общения с искусством у юного студента развивается образное мышление, восприятие окружающего мира, формируется мировозрение, обостряется ощущение красоты природы, человеческих отношений. Происходит духовный и эстетичный рост личности человека.
-
Интерактивно-проектний подход в современному учебному заведении 2005
Современная школа очень трансформировалась: лицеи, гимназии, колледжи, школы искусств... О последних казалось бы и говорить незачем. Учат там одаренных детей рисовать, танцевать, петь. А вот о том, что рядом с множеством профессиональных предметов эти одаренные дети должны овладеть государственную программу из общеобразовательного цикла, наверное, знают лишь те, кто там работает. Как такой трудный процесс сделать не только более легким, а еще и интересным!
-
Толерантность как инструментальная ценность личности и ориентир современной образовательной политики 2005
Формирование толерантности как одной из инструментальных ценностей личности – процесс продолжительный и целенаправленный, результат которого во многом обусловлен усилиями современной образовательной политики.
-
Конспект урока по предмету "Денежное обращение, финансы и кредит" 2005
Представленный конспект урока по предмету "Денежное обращение, финансы и кредит" был использован при проведении открытого урока в рамках проведения профильной недели учётно-экономический дисциплин. Урок проводился с учащимися 11-х классов специальности "Бухгалтер" и получил положительную оценку самих учащихся и коллег.
-
"Изготовление кукленка Младенца в русской народной традиции" 2005
Крепка семья - крепка держава. Педагог может повлиять на формирование трепетного отношения к семье у молодого поколения на основе народной педагогики и достижений современной педиатрии и биологии через сознательное отношение к традициям и новаторству. Процесс создания русской тряпичной куклы на уроке ДПИ может лечь в основу подобного обучения будущих мам и пап, как думающих сознательных родителей.
-
Урок математики с использованием технологии А.В. Хуторского "Индивидуальная образовательная траектория" 2005
Технология индивидуализированного обучения предполагает последовательное прохождение основных этапов учебной деятельности: -диагностика особенностей учащихся; -определение основных образовательных объектов; -формулирование личного к ним отношения каждого учащегося; -одновременная реализация индивидуальных образовательных программ учеников; -демонстрация их образовательных продуктов; -рефлексия и оценка деятельности. Таким образом, ученик получает право на индивидуальный смысл и цели обучения, отбор, опережение и углубление учебного материала, выбор темпа, форм и методов обучения, а также на собственную картину мира. В разработке урока по технологии А.В. Хуторского достаточно подробно рассмотрены каждый из этапов. Кроме того, даны практические рекомендации по проведению урока и составлены дополнительные задания открытого типа, которые помогут коллегам повторить опыт проведения уроков по новой технологии.
-
Сочетание метода проектов и методики УДЕ на уроках информатики 2005
Современная школа и современный учитель должен решать не только задачу овладения знаниями, умениями и навыками, но и в значительной степени овладения опытом оценочной, эмоциональной и творческой деятельности на базе применения алгоритма и модулирования знаний. В поисках новых методик преподавания и анализе уже существующего опыта обнаруживается, что основная часть успешных исследований концентрируется вокруг нескольких идей. Из них в своей практике я использую сочетание следующих методик: - Методика УДЕ (авторы Эрдниевы); - Метод проектов; - Планирование результатов обучения. В статье содержатся не только общие положения методики, но и примеры заданий, используемых для работы со школьниками среднего возраста (5-8 класс) при изучении темы "Текстовый и графический редактор".
-
Формы работы со старшеклассниками в области инженерных технологий 2005
Об опыте организации интенсивных модульных форм деятельности старшеклассников, интересующихся инженерными технологиями, в проектном режиме.
-
Гражданственность в лирике А.А. Ахматовой. Открытый урок по литературе в 11-м классе. Метод проектов 2005
Этому уроку в системе уроков по творчеству А. Ахматовой отведена аналитическая роль с большой опережающей самостоятельной работой по чтению лирических произведений поэтессы. Групповая форма работы. Социологический опрос и анкетирование учащихся старших классов - причина обращения к исследованию. Доказывается гипотеза о гражданственности лирики поэтессы на протяжении всей жизни и творчества.
-
Применение метода проектов для организации внеклассной работы по математике. "Математика +" – внеклассное мероприятие 2005
Метод проектов можно успешно применять при организации внеклассной работы. Предлагаемая разработка интеллектуальной игры - проект, выполненный и реализованный девятиклассниками лицея. ?? ?? ?? ??
-
"Самое первое правило этикета" – урок этики в 5-м классе 2005
Разработка урока, в ходе которого с помощью игры и решением задач вырабатывается правильная манера приветствия, дается представление о многообразии приветствий.
-
Практическое применение метода проектов на старшем этапе обучения 2005
Метод проектов является одним из востребованных методов при обучении школьников английскому языку. Как правило, учитель владеет теоретической информацией, но практическое применение данного метода вызывает многочисленные вопросы и трудности. В методической разработке урока-проекта "The Best of All Possible Worlds" для 10 класса общеобразовательной школы по учебнику English под редакцией В.П. Кузовлева предлагаются этапы проектной деятельности, критерии оценки проекта, типы проектов.
-
Проектная деятельность учащихся во время Парламентской ночи 2005
С 2003 года школа перешла на государственно-общественное управление, и одним из звеньев управления явилось ученическое соуправление. В школе в рамках Школьной Демократической Республики работа ведется по политико-правовой, социально-экономической, творческой и спортивно-выживательной программам. Но, пожалуй, самое интересное, объединяющее и дающее развитие всей школе происходит в Парламентские ночи, которые проходят в форме проектной деятельности. Учащиеся сами придумывают, какой быть школе и сами реализуют свои проекты в течение учебного года. Ниже представлены сценарии “Парламентская ночь 1” – “Школа будущего”, “Рождественская Парламентская ночь” – “Имидж школы”. В них входят программы мероприятий, приглашения на мероприятия, коммуникативный тренинг для социального проектирования и деловая игра – социальное проектирование.
-
Учебная программа курса по выбору "Практическая педагогика" 2005
На этапе предпрофильного обучения задача педагогов - помочь учащимся определиться в выборе профиля образования в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, прежде всего, избрать "пакет" учебных курсов по выбору. В статье предлагается программа элективного курса "Практическая педагогика" как элемент профориентации школьников на педагогическую профессию, а также как средство развития коммуникативной компетентности старшеклассников.
-
Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 2005
Высшая педагогическая школа призвана решать задачу по подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. . Задача преподавателя сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять и поддерживать развитие взрослого от полной зависимости к возрастающему самоуправлению, оказывать помощь обучающемуся в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится процесс самостоятельного определения обучающимся параметров обучения и поиска знаний, умений навыков и качеств.
-
Активизация познавательного интереса учащихся II ступени к изучению истории (из опыта работы). Методическая разработка 2005
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку, актуальность которой достаточно очевидна, ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. В работе речь идет о некоторых формах организации обучения, включающих разные виды познавательной активности учащихся с опорой на их возрастные психологические особенности, которые были успешно апробированы (конкурс, игра, викторина, диспут).
-
Комбинированный урок на тему: "Индивидуальный привод штангового насоса" 2005
Представлен традиционный комбинированный урок с использованием элементов образовательных технологий по дисциплине нефтепромыслового цикла - "Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений". С цель разнообразия содержания урока при повторении пройденного материала и закреплении изученного используются карточки-задания "Устройство и назначение ШСНУ", "Схема установки устьевого оборудования". Работа по этим карточкам, а также самостоятельная работа с конспектами позволяет индивидуально подойти к каждому студенту, учитывая его личностные особенности, тем самым на уроке создаются комфортные условия для развития студента и реализации его природных потенциалов. При объяснении нового материала используется достаточное количество дидактических средств обучения (плакаты: "Станок - качалка с балансирным уравновешиванием", "Схема ШСНУ"; планшет "Схема СШНУ"; натуральные образцы: насос НСН, штанга, штанговый ключ, насосно-компрессорная труба, муфта; устьевой сальник), которые способствуют лучшему восприятию и усвоению материала.
-
Практическое занятие на тему: "Выбор рациональной конструкции скважины" 2005
Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя практической работы. Так, на практических занятиях по дисциплине "Бурение нефтяных и газовых скважин" у студентов формируется умение решать задачи, которое в дальнейшем должно быть использовано для решения профессиональных задач. В ходе практической работы студенты овладевают умениями работать с нормативными документами и инструкционными материалами, решать разного рода задачи, делать вычисления, определять характеристики различных объектов. При разработке содержания учитывался уровень сложности специалиста среднего звена.
-
Самоорганизация и фрактальность как механизм творческого нелинейного мышления в обучении 2005
Достижение нового качества жизни в XXI веке возможно при неотложной реформе существующих методов образования и воспитания. Как говорил родоначальник современной эволюционной эпистемологии Конрад Лоренц, жизнь есть познание. А научиться жить - значит научиться учиться. Автором в настоящей заметке сделана попытка описания семантического учебного моделирования с позиции синергетики и фрактальных структур нелинейного мышления.
-
Нравственное воспитание на уроках граждановедения с использованием игровых технологий 2005
Уроки граждановедения очень важны. На них мы воспитываем, готовим к взрослой жизни, где постоянно придется делать выбор, и от этого выбора зачастую зависит судьба, успех, карьера, а порой и жизнь. Эти уроки помогают учащимся осознать важность нравственных норм для демократии: терпимости, уважения к чужому мнению, желания прийти к согласию, сотрудничеству; помогают подвести учащихся к пониманию того, что без конфликтов не обходится ни одно общество, значит нужно научиться находить компромисс, решать их мирным путем, проявляя уважение и терпимость.
-
Роль и место республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения "Сайзырал" в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних: методический аспект 2005
Создание системы информационно-методической поддержки образовательных учреждений обусловлено тем, что эти образовательные учреждения реализуют право детей на образование, а также частично некоторые другие их права - на отдых и на досуг, на уровень жизни, необходимый для развития. Система информационно-методической поддержки образовательных учреждений позволит более оперативно и гибко реагировать на изменение социальной ситуации, перераспределять средства и силы в рамках образовательного учреждения с целью создания безопасного образовательного воспитательного пространства каждого образовательного учреждения, использовать достижения психолого-педагогических наук.