Биология
-
Интеллектуальная игра и урок биологии в школе 2009
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки.
-
Урок по теме "Класс Земноводные" 2009
В ходе урока учащиеся знакомятся с разнообразием земноводных, раскрываются взаимосвязи строения и приспособления животных к среде обитания; их значение в природе и жизни человека. Использование разнообразных активных форм обучения способствует развитию познавательной деятельности учащихся на уроке.
-
Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений" 2009
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей.
-
Урок по биологии для 6-го класса на тему "Внешнее строение листа" 2009
На уроке применяются разнообразные формы работы (биологический диктант, беседа с учащимися, самостоятельная работа с учебником, проектная деятельность). Урок способствует развитию творческих способностей учащихся, формирует умения делать выводы, осуществлять сравнение, выбирать главное. Использование на уроке ИКТ позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся.
-
Урок-зачет по разделу "Птицы" 2009
Урок предназначен в качестве альтернативы традиционным контрольным работам. В ходе урока учащиеся должны будут продемонстрировать знания по внутреннему, внешнему строению птиц, их систематике и образу жизни, а также некоторые сведения, выходящие за пределы программы и представляющие интерес. Урок может быть адаптирован к классам различным уровней – от коррекционных до специализированных.
-
Урок по биологии для 6-го класса "Обмен веществ и энергии" 2009
Используя на уроке сказку или элементы сказки, особенно в 5–6-х классах, можно вызвать у учащихся еще больший интерес к изучаемой теме. У учащихся появляется желание самим написать сказку. А для этого они ведут наблюдения, записывают их и преподносят в виде сказки или увлекательного рассказа. В итоге улучшается логическое мышление и развиваются речевые навыки.
-
Урок по теме "Гигиена органов дыхания. Влияние курения на дыхательную систему" 2009
Урок в 8-м классе основан на использовании современных компьютерных технологий. Для закрепления основных вопросов на уроке используются тесты, задания с выбором правильных утверждений, задания на установление соответствия органов и функций, задание на установление правильной последовательности процессов, а также задание, связанное с нахождением ошибок в тексте. Задания стимулируют познавательную активность учащихся. Эти упражнения выполняются на интерактивной доске и соответствуют заданиям, которые встречаются в части в ЕГЭ по биологии.
-
Обобщающий урок по биологии "Строение живых организмов". Игра "Самое слабое звено" (6-й класс) 2009
Урок проходит в форме игры. Осуществляется проверка знаний, умений, навыков учащихся о строении живых организмов, об охране природы, совершенствуются знания о строении и функциях клетки.
-
Проверка знаний и умений учащихся на уроках биологии 2009
Повышению научного уровня преподавания биологии, эффективности учебно-воспитательного процесса в значительной степени способствует проверка знаний и умений учащихся. Проверка помогает ученику совершенствовать знания, делать их более прочными и систематизированными, так как она является одновременно и повторением учебного материала.
-
Урок биологии в 7-м классе "И небо без птиц не небо…" 2009
Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить.
-
Сценарий урока с использованием мультимедийной презентации по теме "Строение белков" 2009
Материал представляет собой сценарий урока с использованием мультимедийной презентации. Урок включает в себя знакомство с основными элементами строения белков: аминокислотный состав белков; уровни организации белковых молекул; денатурация и ренатурация белковых молекул.
-
Научно-практическая конференция "Экология жилища и здоровье человека" 2009
Экологически грязные дома - это не фантазии ученых и специалистов, а реальный факт, от которого страдает множество людей. Так как человек проводит дома большую часть жизни, он должен позаботиться об экологической безопасности своего здоровья родных стен и предметов интерьера. На уроке дети узнают, какие факторы являются благоприятными, а какие нет.
-
Самоанализ профессиональной деятельности 2009
Главное – активно действовать, не упускать мелочей, добиваться ежедневного хоть небольшого, но позитивного результата в своей работе. Для эффективного использования времени детей и педагога на уроке и вне его используются различные педагогические технологии и приемы обучения: технология критического мышления на основе чтения и письма. Вдумчивое, продуктивное чтение, анализ, ранжировка по значимости, запись прочитанного – это эффективное чтение.
-
Гигиена и питание 2009
Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников.
-
Урок биологии в 5-м классе "Свойства воздуха" 2009
Урок проводится на основе уже имеющихся у детей определённых знаний о воздухе. Им заранее было предложено собрать материал о растениях и животных, которые рассматриваются на уроке. На всех его этапах большое внимание уделено практическому применению человеком знаний о свойствах воздуха. В ходе урока использованы такие примеры педагогической техники, как "удивляй", "привлекательная цель", "практичность теории", которые служат для большего восприятия фактического материала и делают урок ярким, запоминающимся, нравственно выдержанным.
-
Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс) 2009
Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории.
-
Интегрированный урок (химия + биология) для 11-го класса по теме "Белки" 2009
Интегрированный урок обобщения знаний по биологии и изучения нового материала по химии с использованием компьютерных презентаций и опытов из «Виртуальной лаборатории» («Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. 2004, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ»). Содержание урока включает не только химический и биологический, но и исторический и эстетический компоненты, которые соотнесены с интересами и возрастными особенностями детей. В ходе урока использованы: беседа, объяснение учителя, самостоятельная работа по тестам, как способ подготовки к ЕГЭ.
-
Интегрированный обобщающий урок-конференция (технология + биология) "Красота как биологическая целесообразность" (8-й класс) 2009
На уроке закрепляются знания, полученные ранее на уроках технологии и биологии. Детям дается возможность самим сделать вывод, что красота, гигиена, здоровье взаимосвязаны, что невозможно быть красивым не соблюдая здорового образа жизни (гигиена здоровья, правила личной гигиены, умение следовать моде и др.). Даются дополнительные знания по уходу за кожей лица, за волосами и ногтями при помощи лекарственных трав.
-
Урок биологии в 7-м классе. КВН "Наши пернатые друзья" 2009
Урок можно провести с учащимися 7-х классов после прохождения темы «Птицы» или в рамках недели биологии. Форма проведения – КВН. Цель урока: обобщить знания учащихся по теме, расширить кругозор школьников, развивать у детей наблюдательность и учить их объяснять природные явления в жизни животных, прививать любовь и бережное отношение к пернатым.
-
Урок биологии по теме "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях" (8-й класс) 2009
На уроке рассматриваются заболевания сердечно-сосудистой системы и их причины. Ознакомление учащихся с некоторыми сердечно-сосудистыми заболеваниями. Значение тренировки сердца. Виды кровотечений и первая помощь при кровотечениях.
-
Интерактивная технология в учебном процессе. Интеллектуальная игра "Клетка — структурная и функциональная единица живого" (10-й класс) 2009
Одним из лучших способов оптимизации отношений между учителем и учащимися, а также между самими учащимися является игра. В качестве примера интеллектуальной игры предлагается разработка обобщающего урока по биологии в разделе "Цитология".
-
Урок-конференция по химии по теме "Соль Земли" 2009
Цели урока: способствовать развитию у школьников интереса к химической и биологической науке, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии, истории, географии; показать значение химического вещества – хлорида натрия для живых организмов. Воспитать экологическую и эстетическую культуру у подрастающего поколения.
-
Охрана и привлечение птиц 2009
В статье содержится разработка урока, которую можно использовать как при изучении темы "Птицы", так и 1 апреля в международный День птиц.
-
План-конспект урока биологии в 7-м классе с применением элементов ТРИЗ "Особенности организации хордовых" 2009
Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого.
-
Обобщающий урок-путешествие "Отделы растений" 2009
Заключительный урок по теме. Занятие построено в форме путешествия учащихся на летательном аппарате по станциям разных отделов растений. Используется фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы. Основными методами являются: репродуктивный, направленный на повторение основных вопросов изученной темы; частично поисковый для обобщения и систематизации учебного материала. Предлагаются загадки и итоговый тест для проверки знаний по теме.
-
Интерактивная технология. Урок "Многообразие живых организмов". УМК В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология (7-й класс) 2009
Урок можно использовать не только в 7-м классе, но и в качестве внеклассного мероприятия развивающего характера.
-
Многообразие и структура биоценозов 2009
Урок биологии разработан по авторской программе Н.И. Сонина; учебник С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология: общие закономерности. 9 класс». Занятие поможет показать учащимся многообразие биоценозов, рассмотреть их структуру, дать представление о цепях и сетях питания. Поскольку материал урока по программе дается в конце учебного года, в него включены элементы повторения, ранее изученного материала (тема «Клетка»), чтобы подготовить учащихся к предстоящим выпускным экзаменам по выбору.
-
Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные" 2009
Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных.
-
Информационные технологии на уроках биологии 2009
Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов.
-
Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека 2009
Урок изучения нового материала по теме: "Тип Членистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют характеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу.