Непосредственно-образовательная деятельность "Девочка Осень в гостях у ребят"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс ко Дню знаний «До чего же интересно всё на свете узнавать»


Цель: обогащать и активизировать речь детей по теме «Поздняя осень», формировать умение составлять предложения по теме.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • обогащение знаний детей об особенностях осенней природы (поздней осенью становится холодно,);
  • расширение кругозора детей.

Речевое развитие:

  • развитие свободного общения с взрослым и сверстниками;
  • поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками впечатлениями об осени и ее приметах;
  • развивать речевое дыхание, плавность и силу выдоха;
  • активизация словаря.

Социально-личностное развитие:

  • воспитание дружеских взаимоотношений между детьми:
  • развитие способности к самооценке и самоанализу;
  • формирование навыков самостоятельности.
  • создание положительного эмоционального фона у детей, атмосферы доброжелательности, инициативности, уверенности в себе.

Физическое развитие:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • закреплять умение координировать речь с движением,

Художественно-эстетическое развитие:

  • привлекать детей к созданию осенних композиций «Пейзаж».

Материалы и оборудование: Мольберт, картинки с изображением лесных животных, фотографии осенних пейзажей, заготовки для создания фотоальбома; мяч, бумажные листья, конверт с заданиями.

Структура НОД

I.Вводная часть

1. Приветствие. Коммуникативная игра «Наше солнышко проснулось».

II. Основная часть

1. Сюрпризный момент - появление персонажа «Девочка Осень».
2. Дыхательная гимнастика «Осенний ветер»
3. Загадки и стихи
4. Осенние праздники
5. Приметы осени. («Осенний мяч»).
6. Физкультминутка «Будем листья собирать»
7. «Скажи наоборот».
8. «Дай быстро ответ»
9. Последняя просьба осени
10. Игра «Листопад»
11. Пальчиковая гимнастика
12. Составление альбома «Осенний пейзаж»

III. Заключительная часть. Рефлексия

Ход НОД

I. Вводная часть

Коммуникативная игра «Наше солнышко проснулось»

(воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки)

«Наше солнышко проснулось
Улыбнулось, потянулось
Нас лучом пощекотало:
«С добрым утром», - нам сказало!»

Воспитатель, обращаясь к детям: «Доброе утро, Оля!» (дети по кругу желают друг - другу доброго утра).

Воспитатель предлагает пожелать и гостям доброго утра.

Появляется девочка Осень: Здравствуйте, ребята! Я - девочка Осень. Давно к вам в гости хотела зайти, но сегодня - особенно. Услышала, как вы красиво здороваетесь, не смогла пройти мимо детского сада. Пришла вам тоже пожелать доброго утра!

Воспитатель: Доброе утро, девочка Осень!

Осень: Я живу в осеннем лесу, но туда прилетела злая вьюга - Осенняя Пурга. Нахлынули сильные ветры, унесли все листья. Я успела поймать несколько осенних листочков и записать вам задания, Которые помогут сохранить законы нашего леса. Помогите, пожалуйста. Если вы выполните всё, то её злые холодные чары развеются, потому что поздняя осень - ещё не зима.

Воспитатель: - Посмотрите, сколько красивых листиков принесла нам девочка Осень!

Ребята, а давайте покажем, как можно Осеннюю Пургу прогнать из леса! Если она сильно дует, то и мы будем сильно дуть, но она одна, а нас много и поэтому мы сильнее, правда?

Мы сейчас с вами превратимся в ветерок:

- А, мы умеем правильно дуть? Давайте правильно это сделаем.

(Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго.)

Посмотрите все на мольберт. Здесь размещены фотографии лесных жителей. А ты, девочка Осень, может быть, узнаешь кого-нибудь?

Да, (называет картинки).

Ты потом можешь собрать всех своих друзей и также дружно прогнать злую вьюгу вместе с ними!

Да, ребята?

Да!

Вы готовы выполнить задания и помочь девочке Осени?

Да!

Воспитатель: Тогда берем первый листочек.

Загадки и стихи

Загадки: вы внимательно послушайте и скажите, о каком времени года здесь говорится?

Солнца луч почти не светит,
Птицы улетели.
Тусклый цвет на белом свете,
Ветки опустели.
И туман густой и долгий
Землю накрывает.
А в какое время года
Это всё бывает?
(Осень), (Поздняя осень)

(Дети угадывают загадку)

Дождик с неба кап-кап-кап,
Листья желтые кружат.
Как известно, детворе,
Пора в школу в … (сентябре)

Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый.
День пройдёт - он упадёт,
Его ветром унесёт.
Лист последний на заре
Сбросит клён наш в... (октябре)

Ветер хмурый тучи гонит
За поля и за луга.
А на тёмном небосводе
Хмуро движется луна.
После солнечной погоды
Сентября и октября
Скоро хмурая природа
Ждёт прибытья… (ноября)

Воспитатель: И так: сколько же осенних месяцев в календарном году? (Дети отвечают: три осенних месяца)

- Давайте их еще раз назовем: (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Молодцы, а теперь мне назовите самый первый осенний месяц. О нем говорят «Ранняя осень»? (дети отвечают: это сентябрь)

Воспитатель: Ранняя, а почему?

(Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

- А второй осенний месяц называется... (дети хором отвечают: октябрь), как о нем говорят? (Золотая осень)

Почему?

Потому что, листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы - листопад, солнце уже светит не так ярко.

И третий, самый последний и холодный месяц? (дети называют: ноябрь), как о нем говорят? (Поздняя осень)

Почему?

Потому что, на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме, сбрасывая последние листья.

- Ребята, а вы знаете какой сейчас месяц? (дети называют месяц)

Воспитатель: Давайте порадуем нашу яркую гостью.

А поздняя осень тоже красива!

О ней немало поэтов во все времена писали стихи.

А сейчас Паша прочтет стихотворение о поздней осени.

(Отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало»)

Ребята, какое настроение в этом стихотворении передал автор?

(Ответы детей)

Молодцы. Справились с первым заданием.

Воспитатель: Листочек второй.

Наша красавица осень приносит с собой тоже радость и веселье, игры и праздники. Ребята скажите, какие осенние праздники вы знаете?

(Ответы детей) (День знаний, день Народного Единства, день пожилых людей, день Матери). Назвать, какой праздник отмечается ранней осенью, а какие поздней.

Воспитатель: Листочек третий.

Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, по дороге повстречался друг - Осенний Ветер, он подарил мне мяч золотого цвета и сказал, что может пригодиться:

Мяч осенний
Мяч волшебный
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

А девочка Осень мне в этом поможет.

Приметы поздней осени

  • Листья осенью (что делают) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
  • Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д.
  • Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
  • Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
  • Листья с деревьев осенью - опадают, осыпаются.
  • Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

- Какое время года прошло перед наступлением осени? (Лето)

- Какое время года наступает после осени? (Зима)

Молодцы. Справились с заданием.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять (шагают на месте)
Будем листья собирать (приседают).
Листья березы (руки перед собой, поочередно укладывают ладошки друг на друга,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем (руки сжать в замок)
Маме осенний букет отнесем (шагают на месте)

Воспитатель: Листочек четвертый.

Сравнение

Подбор антонимов. Сравниваем лето и осень.

- Летом солнышко большое, а осенью…

- Летом солнце горячее, а осенью…

- Летом небо ясное, чистое, а осенью…

- Летом небо голубое, а осенью…

- Летом погода солнечная, а осенью…

- Летом вода в речке прохладная, а осенью…

- Летом листья на деревьях зелёные, а осенью…

- Летом дождь короткий, а осенью…

- Летом земля сухая, а осенью…

- Летом дни длинные, а ночи…

- Осенью дни становятся короче, а ночи...

Летом люди одеваются легко, а осенью - … (тепло).

Летом колхозники растят урожай, а осенью -… (убирают).

Молодцы. И ещё одно задание:

Воспитатель: Листочек пятый.

Игра "Да или нет - скажи быстро ответ"

Вопросы:

  • Осенью цветут цветы?
  • Осенью растут грибы?
  • Тучки солнце закрывают?
  • Колючий ветер прилетает?
  • Туманы осенью плывут?
  • Ну, а птицы гнёзда вьют?
  • А букашки прилетают?
  • Часто-часто льют дожди?
  • Достали все мы сапоги?

Найдите ошибки:

  • В ноябре дети носят лёгкую одежду.
  • В ноябре набухают почки, распускаются листья.
  • В ноябре солнце сильно греет.
  • В ноябре бывают заморозки и снег.
  • В ноябре птицы прилетают из тёплых краёв.

Молодцы.

Воспитатель: Девочка Осень, ребята выполнили все задания?

Осень: - последняя просьба, ребята.

(Держит конверт)

- Я - самая осенняя девочка на свете!

У меня задание в небольшом конверте.

По лесам шагала,
Гуляла с ветерком,
Пейзажи создавала,
И собрала альбом
Но к нам влетела вихрем
Осенняя пурга,
Всё разбросала быстро
И краски унесла.
Прошу вас, помогите,
Картины соберите!

Воспитатель: Ребята, поможем Девочке Осени? (Да)

Воспитатель: Давайте сначала поиграем в листопад.

Физкультминутка

б) Листопад

(Е.Авдиенко)

Тучи в небе кружатся. Дети покачиваются с ноги на ногу.
Что ни шаг, то лужица. Ходьба на месте, высоко поднимая колени.
День осенний хмурится, Руки на поясе - повороты влево-вправо,
Листопад на улице. Кружатся на месте.

Ребята, а давайте сядем за столы.

Посмотрите на доску.

Воспитатель: Если стихи пишут поэты, то картины пишут художники. есть картины, которые пишут художники. Посмотрите сюда. Здесь на различных фотографиях изображена осень. Какие краски преобладают? (Ответы детей) Правильно. Как называется картина природы? (Ответы)

(Дети характеризуют пейзажи.)

А теперь посмотрите на свои работы. Давайте изобразим на деревьях листопад, в который играли. Для этого у нас есть разноцветный пластилин.

Воспитатель: Ребята поможем Осенней девочке?

Пальчиковая гимнастика

Мы листочки, мы листочки,
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели.

(Дети выполняют движения по тексту)

Берем карандаши, в верхнем правом, или в верхнем левом углу подписываем свои работы, чтобы Девочка Осень знала, кто их сделал.

Воспитатель: Осенью листья становятся желтыми, оранжевыми, красными, бордовыми, а потом коричневыми и сухими. Один за другим они слетают с веток и падают на землю. Каждую осень мы любуемся разноцветными листьями. Как бы хотелось, чтобы они не падали подольше. Но поздней осенью деревья становятся совсем опустевшими. Но огорчаться не надо. Скоро наступит зима, а в эту пору листья на ветках не нужны. Если снег будет падать на листья, ветки могут сломаться. Ведь в следующем году вырастут новые!

Отщипываем от целого куска пластилина маленькие. (Желтый, оранжевый, красный, бордовый, коричневый). Скатываем из кусочков шарики. Нажимая, нужно прилепить их на ветки, а также вокруг деревьев и под деревом. Это будут листья.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

III. Заключительная часть

Подведение итога занятия

(Воспитатель говорит о том, что сделали)

  • Мы с вами сегодня постарались.
  • О каком времени года мы говорили?
  • Какое настроение и впечатление сегодняшнее мероприятие вызывает у вас?

Рефлексия. Посмотрите на свои работы, посмотрите на работы своих друзей. Чем они отличаются друг от друга? (Как в природе не бывает одинаковых деревьев, так и наши работы все разные и это очень красиво! Правда, ребята?

Осень: Ребята, Вы собрали мой альбом? (Аккуратно собирает и кладет)

Дети: Да.

Обсуждаем выполненные работы, что на них изображено, что получилось, что больше понравилось.

Осень: Молодцы! Какие яркие, красочные картины получились!

Спасибо Вам. До свидания.

Воспитатель хвалит за работу детей и спрашивает, что они интересного сегодня после ООД расскажут, другу, маме, папе, бабушке и т.д.