Снятие напряжения в течения дня у педагогов дошкольных и школьных учреждений

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: стрессоустойчивость педагога


Ежедневно в нашей жизни возникают ситуации, которые заставляют нас переживать и нервничать. Когда таких ситуаций становится все больше, то это откладывает негативный отпечаток на наше психологическое состояние. Мы начинаем нервничать все больше и больше, и скрытый стресс незаметно входит в нашу жизнь, что негативно сказывается и на нашем самочувствии, и на восприятии жизни.

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми, мы испытываем большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании». Ситуации крайнего эмоционального напряжении приводят к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в обучении приёмам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя». Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без «разрядки» или «освобождения» от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

Упражнение «Улыбка»

Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается».

Улыбка - это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Улыбнитесь (неважно, если получится гримаса, вся суть в том, что работают нужные мышцы). Сохраняйте это положение примерно 30 секунд и вы почувствуйте, как вам становится легче.

Упражнение «Гора с плеч»

Сброс мышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе. Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею в сторону.

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Способствует снятию мышечных зажимов. Под музыку по очереди выполняем движения частями тела: танец кистей рук, танец рук, танец головы, танец плеч, танец живота, танец ног.

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Голос - драгоценный дар природы. Профессия педагога требует умелого владения своим голосом.

Крик - естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения.

Звуковые упражнения нужно выполнять медленно, спокойно, без напряжения, каждый звук должен произноситься строго определенным образом, только тогда звуковая гимнастика дает лечебный результат. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:

  • А - воздействует благотворно на весь организм;
  • Е - воздействует на щитовидную железу;
  • И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
  • О - воздействует на сердце, легкие;
  • У - воздействует на органы, расположенные в области живота;
  • Я - воздействует на работу всего организма;
  • М - воздействует на работу всего организма;
  • X - помогает очищению организма;
  • ХА - помогает повысить настроение.

Упражнение «Избавление от тревог» (самовнушение)

Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам…Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!

Упражнение «Плюс-минус»

Помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности. Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. На одной половине напишите минусы вашей работы, а на другой - плюсы своей работы. Пока будете думать и писать, начнет работать мыслительный процесс и стресс или негатив, который вы получили, начнёт постепенно уходить. Заодно и посчитается каких моментов в вашей работе больше.

Упражнение «Я в лучах солнца!»

Оптимизация самооценки, позитивного настроя на предстоящий день. Оборудование: листы бумаги, карандаши. Предлагается нарисовать на листе бумаги солнышко с лучиками. Каждый лучик необходимо подписать, закончив фразу: «Я сегодня молодец, потому что …». В конце упражнения зачитываете, что написали.

Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

Упражнение «Слон» групповое

Участники садятся в круг. Раздаются карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано «слон», знайте, что у кого, то есть карточка, на которой также написано «cлон».

«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно воспользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ни чего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, всё, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Упражнение «Поймай хвост дракона»

Педагоги выстраиваются в колонну, каждый держит впередистоящего за пояс. Они изображают дракона. Первый в колонне - это голова дракона, последний - хвост. По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача головы - поймать хвост. А задача хвоста - убежать от головы. Туловище дракона не должно разрываться, т.е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки хвоста можно выбрать новую голову и новый хвост.

В любом случае надо всегда хвалить себя, мысленно говоря:

«Я - МОЛОДЕЦ!», «Я - УМНИЦА!», «У МЕНЯ ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!», «Сейчас я чувствую себя лучше», «Я могу управлять своими внутренними ощущениями».

Памятка «Способы и приёмы снятия напряжения»

  1. Вдохнуть глубоко 10 раз;
  2. Посмеяться, смех отличное противодействие стрессу;
  3. Сильно сжать руки в кулаки на несколько секунд и отпустить;
  4. Медленно потянуться
  5. Скомкать газету и выбросить её, выплеснув на комок весь негатив;
  6. Порвать на мелкие кусочки бумагу;
  7. Покричать то громко, то тихо;
  8. Интеллектуальная переработка - постараться найти в плохом нечто полезное для себя;
  9. Переключение - подумать о чём-нибудь приятном;
  10. Положительные эмоции - мощный антистрессовый фактор;
  11. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную»;
  12. Заняться медитацией.
  13. Помыть посуду;
  14. Принять контрастный душ.