Милосердие – закон жизни

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: милосердие, сострадание


Раздел «Простые нравственные истины»

Цели: сформировать у обучающихся понятия "милосердие и сострадание" как основы человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

Задачи:

  • Формировать нравственные ценностные ориентации: добро, милосердие, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание.
  • Развивать способность к размышлению, умение аргументировать свою точку зрения, способность формулировать нравственные суждения.
  • Воспитывать уважительное, милосердное отношение к людям, внимательность и тактичность.

Планируемые результаты:

  • Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия - милостыня; познакомятся с притчей о добром самарянине;
  • Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

  • регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
  • познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;
  • коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;
  • предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки со словами, высказываниями, карточки для работы в группах.

Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Милосердие - поистине великая вещь,
это дар Господа, который, будучи правильно
употреблен, уподобляет нас самому Богу,
насколько это вообще возможно...
Святитель Иоанн Златоуст

Ход урока

1. Организационный момент

У. - Ребята, здравствуйте. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите заряд положительных эмоций и хорошего настроения!

У. - Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущем уроке? (ответы детей)

2. Проверка домашнего задания

(Оформление выставки сказок и рисунков)

У. - Расскажите свои сказки о доброте….

У. - Чему они вас научили? Каким должно быть сердце у человека? (обсуждение, обмен мнениями).

3. Создание проблемной ситуации

Хоть немодным прослыть рискую,
К милосердию всех зову,
Чтоб сумели, смогли боль чужую
Вы прочувствовать, будто свою».
Д.М.Быковицкий

У. - Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Посмотрите на экран. Как вы понимаете, что такое «милосердие»? (выслушивание ответов). Спасибо.

4. Обсуждение проблемной ситуации

У. - Попробуем разобраться, как получилось одно из самых красивых слов на свете - слово «милосердие».

Давайте запишем это слово, назовите и выделите корни в нём. (Дети отвечают, что в слове два корня)

У. - Молодцы! Итак, корень «мил» и корень «серд».

- Что значит милосердный? (милый сердцу).

- МИЛОСЕРДИЕ (милое сердце, хорошее, доброе.

5. Работа со словарями. Работа в группах

У. - А теперь обратимся за помощью к словарям.

1 группа

Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. (Энциклопедия «Кругосвет»)

2 группа

Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. (Толковый словарь русского языка Ушакова)

3 группа

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Толковый словарь русского языка Ожегова)

Толковый словарь Владимира Даля.

Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность.
Толковый словарь русского языка под редакцией Ожегова

4 группа

Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность. (Толковый словарь русского языка Даля)

Толковый словарь Владимира Даля.
Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность.
Толковый словарь русского языка под редакцией Ожегова

5 группа

Милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всех людей, на всё живое. (Словарь по этике под редакцией Гусейнова)

6 группа

Милосердие - сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся. (Исторический словарь)

У. - Итак, слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Милосердие подвигает нас на добрые дела и поступки. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным - значит жить в радости.

Можно искать радости во внешнем - играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце? (ответы детей)

Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.

У. - А в чём же проявляется милосердие? (ответы детей)

- В не обижающей человека помощи. Какой, например? (ответы детей)

6. Работа в тетрадях

- Напишите в тетради в столбик следующие слова:

  • Сочувствовать
  • Сопереживать
  • Сострадать

- Есть ли между ними разница? Какая?

Итак, разница в мере выраженности человеком своих чувств относительно переживаний другого.

- А теперь попробуйте расставить эти понятия по мере увеличения чувства сопричастности к переживаниям другого человека.

- Какое самое сильное?

- Сострадать. Мера стремления разделить с другим человеком его чувства, состояние души здесь наивысшая.

- А что означает приставка «СО», общая в выделенных понятиях?

- Она означает «ВМЕСТЕ». Что это значит?

Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним.

- Обратимся к себе и подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?

Там, где вы написали эти понятия в столбик, поставьте рядом с ними вопрос - КОМУ? и напишите ответ.

- В этих ответах ваш опыт милосердия. И если рассматривать милосердие, как сострадание, сочувствие, сопереживание, как бы вы оценили свой опыт?

- Хотелось бы вам расширить и углубить этот опыт? (ответы детей)

7. Работа над притчей. «Притча о добром Самарянине»

а) Словарная работа.

  • Притча - рассказ с нравоучением.
  • Самаряне - жители одной местности в Палестине.
  • Заповедь- правило жизни.
  • Жить достойно - жить по заповедям Христа.
  • Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи.

б) Посмотрите "Притчу о добром самарянине".

в) Работа в парах.

У. - На карточках напечатаны два вопроса. Выберите правильный ответ.

- Кому принес пользу поступок самарянина?

  • Пострадавшему
  • Самарянину
  • Владельцу гостиницы

- Какими качествами обладал Самарянин?

  • Равнодушие
  • Доброта
  • Жадность
  • Скромность

У. - Так кто же оказался по-настоящему ближним для избитого человека? Действие библейской притчи о милосердном самарянине происходило в древней Иудее. А главный герой - тот, кто помог оказавшемуся в беде человеку - в отличие от остальных, был жителем Самарии, то есть иностранцем, чужим человеком. В древней Иудее самарян не любили и не уважали. Родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.

- Чему учит притча?

- Кто такой ближний?

8. Работа с учебником

- Прочитайте в учебнике на 43 странице 2 абзац.

"…ближний - тот, кто не оставит тебя в беде. И еще тот, кто нуждается в твоей помощи…".

У. - Назовите главную заповедь Христа. (Люби ближнего, как самого себя.)

- Почему Иисус Христос рассказал притчу о самарянине, а не просто о добром человеке? Подумайте об этом и выберите правильный ответ из предложенных ниже: (Самостоятельная работа)

а) притча учит, что нужно помогать в беде «своим»: своим родным, своим друзьям, своим коллегам, своим землякам или представителям твоего народа,

б) притча учит, что нужно помогать тем, кто тебе симпатичен, кто тебя уважает,

в) притча учит, что нужно помогать любому человеку, попавшему в беду, встретившемуся на твоём жизненном пути.

Детям предоставляется возможность почувствовать и понять, что милосердие - это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним христиане называют того, кто нуждается в помощи.)

У. - Как и все чувства, милосердие трудно описать словами. Его можно лишь ощутить в себе или на себе.

«Милость» - это любовь, жалость, сострадание. Если мы любим человека, мы его жалеем. (Вспоминают об отношении к пожилым людям и детям)

У. - Одно из дел милосердия - милостыня. Каким же образом можно оказывать милостыню и что включает в себя это понятие? (ответы детей)

- Христос говорил: «Всякому просящему у тебя - дай!»

А святой Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее».

У. - Как вы думаете, какая разница в таких действиях: подать милостыню и оказать помощь? (ответы детей)

У. - Это помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и другое - действие благое. Ребята, обездоленным, бедным людям надо помогать, то есть проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте для них что-нибудь хорошее. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения.

Но милостыню можно дать и пройти мимо, не вникая в ту или иную ситуацию. А помощь требует большей включённости в проблему, которую пытается решить человек.

- Согласны?

- Скажите, когда вы творите милостыню, оказываете помощь, то стремитесь привлечь внимание других людей к вашим действиям или стараетесь делать это незаметно? (ответы детей)

9. Беседа о «милосердных» профессиях

У. - Как вы думаете, ребята, можно ли научиться милосердию и состраданию? (ответы детей)

У. - Действительно, милосердию можно научиться. Сначала человек должен заставлять себя совершать добрые дела, даже если ему тяжело или не очень хочется. А затем милосердие станет привычным и естественным. Старец Амвросий Оптинский говорил: ««Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала и без любви».- Одним из ярких примеров может служить деятельность организации Международный красный крест.

Просмотр видеосюжета «Сестры милосердия»

У. - Сегодня медсестра может иметь семью? (Да) А сестры милосердия не могли иметь мужа и детей - потому что шли на войну, могли погибнуть.

У. - Сегодня медсестра получает зарплату за свою работу? (Да). А сестры милосердия зарплаты не получали - только одежду и питание.

У. - Можно ли за милосердную помощь брать плату? (Нет)

(Сестры выносили раненых с поля боя, отвозили в госпиталь, в госпиталях день и ночь дежурили, помогали при операциях, при перевязке, раздавали больным чай и лекарства. Они облегчали страдания раненых. Если умирал солдат, читали молитвы об умершем.)

10. Работа в группах

Составление кластера «Качества милосердного человека.

Составление синквейна.

У. - Предлагаю вам составить синквейны со словами:

  • 1 группа: сострадание.
  • 2 группа: милосердие.

11. Подведение итогов. Обобщение

У. - Посмотрите, какие кластеры и синквейны у вас получились! Будем добрыми и милосердными по отношению друг к другу и окружающим нас людям.

- Вот и подходит к концу наш урок. О чём мы сегодня с вами говорили? (О добре, милосердии и сострадании)

У. - Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Думаю, что вы в наше бурное время сможете возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделать их главными в жизни.

Домашнее задание

Домашнее задание выполняется по выбору:

  • Вспомните художественные произведения, в которых рассказывается о милосердии и сострадании;
  • Подберите пословицы о доброте и милосердии, стихи, фрагменты из фильмов.

Рефлексия

Нарисуй в тетради смайлик, соответствующий фразе:

  • урок понравился, было интересно;
  • мало узнал, только время потерял;
  • много узнал, хочу прочитать об этом больше.

У. - В заключение урока я хочу предложить вам «Рецепт счастья».
Возьмите чашу терпения. Налейте туда полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же юмора. Посыпьте добротой, добавьте, как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своем пути!

У. - Спасибо всем за урок! Творите добро себе на благо!

Милосердие - закон жизни. Тест для учащихся 4 классов

Вопрос 1. Соедините начало и конец пословиц

Доброе сердце

не забывается.

Добро никогда

спешить надобно.

Добро делать

и в малом увидишь.

Вопрос 2. Одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Это слово _____________________.

Вопрос 3. Жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.

Это слово _____________________.

Вопрос 4. Кто такие сёстры милосердия?

_____________________.

Вопрос 5. Какого человека можно назвать ближним? Выбери и подчеркни ответ:

  • Ближний - это тот, кто находится рядом
  • Ближний - это тот, кто придёт на помощь, если знает тебя
  • Ближний - это тот, кто придёт на помощь, даже если не знает тебя.

Вопрос 6. Какое из утверждений является верным? Отметьте.

  • Сочувствуя другому, вы разделяете его переживания и уже этим помогаете.
  • Человек чувствует, что он уже не один, что кто-то ему сопереживает, а значит, пытается помочь.

Вопрос 7. Подбери синонимы к слову «пожертвование» - _____________________.

Вопрос 8. Разгадайте кроссворд.

  1. Группа живущих вместе родственников.
  2. Самое ценное, что есть у человека.
  3. Самоотверженная, искренняя привязанность.
  4. Проявление внимания к ближнему.
  5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.
  6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.
  7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.
  8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
  9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь.
  10. Место обитания всех этих чувств.

Ответы:

  1. Доброе сердце и в малом увидишь.
    Добро никогда не забывается.
    Добро делать спешить надо.
  2. Милосердие
  3. Сострадание
  4. Монахини, которые трудятся в больницах, домах престарелых, сиротских приютах
  5. Ближний - это тот, кто придёт на помощь, даже если не знает тебя.
  6. Сочувствуя другому, вы разделяете его переживания и уже этим помогаете.
  7. Подаяние - милостыня, раздача, пожертвование