Использование денверской модели раннего развития в работе педагога-психолога с родителями в рамках ранней помощи

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, Денверская модель раннего развития


Введение

Ранняя помощь - это комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых нуждающимся в них детям и их семьям в рамках индивидуальных программ ранней помощи для каждого ребёнка. Концепция направлена на раннее выявление детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, а также детей с риском развития таких ограничений, их сопровождение и содействие развитию и включению их в среду сверстников. Цель Концепции - создание условий, обеспечивающих оптимальное развитие и адаптацию детей, социальную интеграцию семьи и ребёнка, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, формирование физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы.

Теоретическая база

Денверская модель раннего развития (ESDM) - это форма вмешательства, направленная на маленьких детей, у которых проявляются ранние признаки аутистического спектра, предложенная американскими психиатрами Салли Дж.Роджерс и Джеральдин Доусон. Она призвана помочь детям улучшить черты развития как можно раньше, чтобы сузить или ликвидировать разрыв в способностях между индивидом и их сверстниками.

Американские психиатры Салли Дж.Роджерс и Джеральдин Доусон начали разрабатывать Денверскую модель раннего начала в 1980-х годах. Работая в Университете Колорадо в Денвере, Роджерс разработал то, что сначала было названо «моделью игровой школы» вмешательства, которая применялась к детям в дошкольных учреждениях во время их регулярных игровых занятий. Модель была основана на теории когнитивного развития Пиаже и была описана Роджерсом и Доусоном как Денверская модель.

В 2010 году два исследователя опубликовали Денверскую модель раннего начала для маленьких детей с аутизмом: содействие языку, обучению и вовлеченности, в которой ESDM подробно описан вручную. Обычно считается, что она ориентирована на детей в возрасте от 12 до 48 месяцев, и тесно связана с прикладным анализом поведения, влияя на эту область работы и находясь под ее влиянием.

ESDM нацелена на использование «процедур совместной деятельности», которые изучают естественные интересы ребенка, чтобы раскрыть его потенциал в обучении, формируя повседневную деятельность между ребенком и теми, кто за ним ухаживает, для максимизации его потенциала в области развития в соответствии с оценкой ребенка.

Роджерс и Доусон описывают основные характеристики ESDM следующим образом:

  • междисциплинарная команда, реализующая развивающую учебную программу, охватывающую все области;
  • сосредоточьтесь на межличностном взаимодействии;
  • развитие беглого, взаимного и спонтанного подражания жестам, движениям лица и мимике, а также использованию объектов;
  • акцент на развитии как невербального, так и вербального общения;
  • сосредоточьтесь на когнитивных аспектах игры, осуществляемой в рамках диадических игровых процедур;
  • партнерство с родителями.

Случай из практики

Мальчик 3 лет поступил на занятия с диагнозом РАС, навыки рецептивной, экспрессивной коммуникации, социальные навыки, имитация, игра, мелкая и крупная моторика, когнитивные навыки соответствовали 1 уровню согласно оценке целевых навыков по ESDM. При этом когнитивные навыки, мелкая и крупная моторика были более сформированы, по сравнению с навыками коммуникации. Так, мальчик легко собирал и разбирал пирамидку, играл с деревянными вкладышами, но не мог попросить желаемый предмет, отсутствовало совместное внимание, обращение за помощью, указательный жест. План вмешательства включал в себя развитие всех актуальных целевых навыков, а именно просьба «дай», приветствие и прощание с помощью жестов (позже слов), имитация звуков, слов, повторяющиеся игры совместно со взрослыми, имитация движений и т.п. В начале занятий ребенок не шёл на контакт, уходил от заинтересовавшей игры, при приближении к нему специалистов, вместо просьбы «дай», ребенок кричал. После проведенной консультации родителей и обучении методам работы по формированию социально-значимых навыков появились первые результаты. Мальчик начал протягивать руку и смотреть на специалиста для получения желаемого предмета, он садится рядом со специалистами и играет рядом, имитирует некоторые действия. На втором этапе родители продемонстрировали успехи в овладении методов обучения ребенка с РАС по денверской модели, а специалисты помогли им выявить ошибки и устранить их, также параллельно проходили занятия с логопедом и психологом. Занятия были выстроены таким образом, чтобы родители могли сами участвовать в процессе обучения и наблюдать за действиями специалистов. Сами занятия включали различную деятельность, главное условие - идти за интересом ребенка, расширяя его возможности деятельности. Построение занятия строилось таким образом, чтобы поддерживать интерес и активность ребенка, то есть занятие начинается с приветствия, позже упражнение за столом, потом активная игра, позже упражнение на полу, далее снова возвращаемся за стол, заканчивается занятие свободной активностью и прощанием.

Результаты и обсуждение

После проведенного плана вмешательства ребенок научился просить предметы используя жест «протянутая рука и сгибание пальцев», произнося «дай». Мальчик начал повторять название игрушек и картинок за взрослым (коза, собака, черепаха и т.п.), имитировать звуки животных, действия специалиста (сделай как я). У ребенка появился указательный жест - показывает пальцем буквы и называет их. Коммуникативные навыки, а именно совместное внимание увеличило свои показатели - мальчик верно следует инструкции «посмотри», играет в сенсорно-социальные игры и т.п. Таких высоких показателей эффективности работы удалось достичь за пару месяцев из-за особой включенности в процесс развития ребенка обоих родителей, они внимательно слушали все рекомендации специалистов и следовали им.

Выводы

Таким образом, в своей работе мы рассмотрели использование денверской модели раннего развития в работе психолога с ребенком имеющим расстройство аутистического спектра. Включение родителей в занятия со специалистом, обучение методам денверской модели и проведение занятия с присутствием родителей способствует получению более высоких результатов работы специалистов ранней помощи.

Список литературы

  1. Аксенова Л.И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Л.И.Аксенова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 377 с.
  2. Роджерс С., Доусон Дж. Учебник по денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. Развиваем речь, умение учиться и мотивацию / С.Роджерс, Дж. Доусон, Л.А.Висмара //Перевод с англ. Под общей редакцией М.Кузьмицкой и Л.Толкачева - Москва: ИП Толкачев, 2019 - 432 с.
  3. Роджерс С. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом / С.Роджерс, Дж.Доусон, Л.А.Висмара // Рама Паблишинг, 2022 г. - 416с.