Упражнения на фитболах с элементами логоритмики

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: логоритмика, фитбол


В работе образовательных учреждений всё острее встаёт задача сохранения и укрепления здоровья детей.

По данным неонатологов, в настоящее время только 5% детей рождается абсолютно здоровыми, остальные же 95% имеют органические поражения головного мозга различной степени выраженности.

В соответствии с идеями инклюзивного образования в группах общеобразовательных ДОУ появляются дети с расстройствами речи, с задержками психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых называют детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Исследования показали, что дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью.

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Изучена и подтверждена взаимосвязь общей и речевой моторики. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Для решения проблемы недостаточно традиционных форм и методов работы по физическому развитию дошкольников. Необходимо искать эффективные технологии, способствующие профилактике и коррекции психофизического развития детей. Одной из таких технологий является использование фитбол-гимнастики в сочетании с логоритмикой.

Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Её основой являются речь, музыка и движение.

Упражнения с фитболами обладают огромным оздоровительным действием. Методика использования фитбол-гимнастики с детьми с речевыми нарушениями разработана кандидатом педагогических наук Т.С.Овчинниковой и кандидатом медицинских наук А.А.Потапчук. Программа «Двигательный игротренинг» высоко эффективна, используется на протяжении многих лет педагогами и логопедами. Интересный практический материл, разработанный авторами активно используется в системе образовательно-оздоровительных мероприятий.

Для детей с речевыми расстройствами занятия на фитболах проводятся с речевым сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов. Это важное условие логоритмики, все внимание отводится слову. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определённому темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Работа на занятиях логоритмики с применением фитболов строится на общедидактических принципах.

1. Доступность - подбор мячей по размеру, подбор упражнений и методов организации занятий в соответствии с возрастом и возможностями детей.

2. Постепенность - от простого к сложному

Первый этап - научить детей садиться и удерживать равновесие на мяче, упражнения дети выполняют сначала в медленном темпе, постепенно увеличивая его. На этом этапе используются дыхательные упражнения и простые упражнения с движениями и с использованием речевой ритмики. Второй этап более сложный, исключает однотипность движений . На этом этапе добавляются игровые динамические занятия в форме «сказки» и легкие ритмические песенные комплексы гимнастики. Третий этап - это овладение творчеством, это умение решать задачи, умение видеть результат своего труда. Здесь можно использовать бесссюжетные игры, и игры-эстафеты.

3. Систематичность занятий

Занятия на фитбол мячах проводятся систематически. Каждый комплекс упражнений на фитболах разрабатывается в зависимости от поставленных задач к конкретному занятию.

Логоритмические занятия позволяют решать разнообразные задачи:

  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развития фонематического слуха;
  • развитие пространственной организации движений;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики;
  • развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование артикуляционной базы звуков;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие коммуникативных качеств.

Вся система работы направлена на решение единой цели - профилактике и преодолению речевых нарушений, путём развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки.

При выполнении динамических дыхательных движений темп упражнений необходимо сочетать с ритмом дыхания. При вдохе выпрямляем туловище, поднимаем руки вверх или разводим руки в стороны, при выдохе сгибаем туловище, приседаем, сводим и опускаем руки.

Необходимо помнить, что исправление речи ребенка сочетается с простейшими элементами движений, и сочетается с ритмом вибрации мяча, где темп предлагает педагог и где движения исполняются в ритм слова. Одно и тоже стихотворение можно рассказывать в разном темпе (медленно или быстро).

Необходимо помнить, что результат зависит от повторяемости. Чем больше раз повторим, тем лучше будут умения. Но упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребёнку, поэтому необходимо использовать речевые игры и стихи. Интересно использование детского фольклора, потому что, именно, в нём сочетается поэтическое народное слово и движение. Загадки, скороговорки, потешки, небылицы-перевертыши, народные игры-забавы, считалки необходимо включать в программное содержание занятий.

Практический материал

Упражнение 1. Поднимание мяча вверх, приседание и наклоны тела вправо и влево». Мяч в руках держать свободно.

Автоматизация звука O

Не под окном, а около Сесть, спрятаться за мяч и встать;
Каталось «О» и охало, Поднять мяч над головой и опустить;
«О» охало, «О» охало, Наклоны в сторону, согласно ритму слов;
Не под окном, а около. Сесть, спрятаться за мяч.

Упражнение 2. Упражнение на умение сохранять равновесие при вибрации на мяче с одновременными движениями руками.

Автоматизация звука O

Прыгал зайка у крылечка Вибрация на мяче в исходном положении;
И в траве нашёл колечко. Одновременно хлопать руками по бедрам;
А колечко не простое - Широко развести руки в стороны,
А колечко золотое. Еще раз развести руки широко в стороны.

Упражнение 3. Упражнение на умение сохранять равновесие при вибрации на мяче с одновременными движениями руками и ногами из исходного положения сидя на мяче.

Автоматизация звука Ч

Чики, чики, чикалочки, Вибрация на мяче в исходном положении;
Едет Вася на палочке. Одновременно хлопать руками по бедрам;
Зайчик - на тачке, Поочерёдное выставление ног на пятку с
Мальчик - на собачке. Одновременным вытягиванием рук вперёд.

Упражнение 4. Упражнение на тренировку вестибулярного аппарата. Упражнение выполняется стоя на правой ноге, левую согнуть в колене и приподнять, фитбол в опущенных руках внизу. Выполняется медленно, поочередно на каждой ноге.

Дифференциация звуков Ш, Ж

Стоит Антошка на одной ножке. Медленно поднимать мяч вверх,
Один, два, три, четыре, пять (просчитать до 5-и) сохранять равновесие
На одной ножке стоит Антошка. Вернуться в исход. полож-е, опустить руки.

Упражнение 5. Упражнение направленно на согласование движения рук и ног. Упражнение выполняется в исходном положении сидя на мяче, руки на поясе.

Дифференциация звуков Ш, Ж

Зайчишка-трусишка Имитация бега, сидя на мяче.
По полю бежал. Продолжить имитацию бега
В огород забежал, С одновременным движением рук в стороны.
Морковку нашёл, Широко развести руки в стороны;
Капустку нашёл, Еще раз развести руки в стороны;
Сидит, грызёт. Имитационные движения.

Упражнение 6. Упражнение направленно на укрепление мышц брюшного пресса. Упражнение выполняется в исходном положении лёжа на спине на полу, согнутые ноги в коленях стоят на мяче.

Автоматизация звука Ж

Кую, кую ножку В положении лёжа на спине
На дальнюю дорожку. ребёнок «ходит» по мячу;
Левую и правую Перекатывает мяч стопами к ягодицам
Ножки на дорожку. и обратно.

Упражнение 7. Упражнение для укрепления мышц брюшного пресса и для согласования движения рук и ног. Упражнение выполняется в исходном положении сидя на мяче, руки на поясе.

Дифференциация звуков С, З, Ц, Ч

Забежали как-то в сад Имитация бега, сидя на мяче.
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы Продолжить бег с одновременными движениями
Мать-наседка - курица. рук и ног в стороны;
Ты ошиблась улицей,
Хоть наседка - умница.
Это - славный детский сад Ходьба на месте в ритм слов, сидя на мяче.
Для детей, не для цыплят.

Упражнение 8. Упражнение на развитие ритмичности. Упражнение выполняется в исходном положении сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Ребёнок выполняет хлопки соответственно ритму в речевой фразе.

Автоматизация звука С

Шла Оля с солью. Хлопки руками согнутыми в локтях перед собой;
Оля шла с солью. Хлопки руками над головой;
С солью шла Оля. Хлопки руками по бёдрам

Упражнение 9. Упражнение на развитие гибкости. Упражнение выполняется в исходном положении сидя на полу, ноги вытянуты и раздвинуты широко, мяч находится между ног.

Автоматизация звука С

Носит Сеня в сени сено Откатить мяч руками, потянуться за ним вперед.
Спать на сене будет Сеня. Вернуться в исходное положение.

Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, проговаривание стихов в ритм движений развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.

Оздоровительный эффект фитбола при оптимальной и систематической нагрузке укрепляет мышечный корсет у детей, что приводит к исправлению и формированию правильной осанки. Дети становятся более гибкими, ловкими, подвижными, улучшается координация движений. Положительный результат дает использование элементов логоритмики на занятиях по фитбол-гимнастике: развивается речь, обогащается словарный запас. Такая форма физкультурных занятий стимулирует двигательную активность детей, повышает интерес, снижает утомление и даёт положительный эмоциональный заряд, что приводит к эффективному процессу обучения двигательным умениям и навыкам.

Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях оказывает огромное влияние на развитие ребенка, его интеллектуальной сферы, психической и физической в комплексе.

Занимающиеся меньше болеют, у них появляется чувство радости, удовольствия, появляется хорошее настроение. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее происходит процесс обучения любым двигательным умениям и познавательным навыкам. Эффективность работы в данном направлении возможна только при совместной деятельности всех педагогов ДОУ и систематическом применении

Список литературы

  1. Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
  3. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2007.
  4. Соломенникова Н.М., Машина Т.Н. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2011.
  5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 2002.