Путешествие в космические дали. Первооткрыватели Вселенной

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс ко Дню знаний «До чего же интересно всё на свете узнавать»

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель: Формировать интерес детей к космосу и продолжать расширять представления о многообразии Вселенной.

Программные задачи:

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать у детей любовь к Родине, уважение и почитание памятных дат нашей истории.
  • Продолжить знакомить детей с праздником - Днём космонавтики (12 апреля).
  • Воспитывать чувство гордости и патриотизма за родную страну, которая стала первой в освоении космоса.
  • Углублять и расширять знания детей о космонавтах. Дети должны знать имя первого космонавта Земли Ю.А.Гагарина.
  • Воспитывать уважение к профессии космонавт.
  • Обогащать и расширять представления и знания детей о космосе.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, умение сравнивать, наблюдать, анализировать и делать выводы.

Образовательные:

  • Расширять словарный запас детей по космической тематике, формировать грамматические навыки речи.
  • Формировать умение использовать в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений.
  • Продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопросы, давать полный ответ на них.

Оборудование:

  • Иллюстрации и плакаты: «Земля из космоса», «Звёздное небо», «Планеты Солнечной системы», портрет первого космонавта Ю.А.Гагарина, портреты космонавтов, «Первый искусственный спутник», «Созвездия».
  • Глобус.
  • Фонограммы и аудиозаписи.
  • Рисунки детей.

Использованная литература

  1. Загадки о космосе для детей: 2 тыс. изображений в Яндекс картинках.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Список космонавтов СССР и России.
  3. weekend.rambler.ru/ Женщины-космонавты и их невероятные достижения.

Ход занятия

Воспитатель: Мы живём в огромном мире, полном загадок и чудес. На протяжении всей своей истории человечество пыталось их разгадать, стремилось к новым знаниям и открытиям. Путешественники, отправляясь в далёкий путь, хотели узнать, что скрывается за горизонтом, какие существуют земли и моря в неизведанных далях, есть ли где-нибудь край земли и что там, за этим краем…

Любознательность помогла человеку постичь многие тайны. Он выяснил, что Земля имеет форму шара. Ребята, как называется наша планета, на которой мы живём?

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется …

Дети: Земля.

Воспитатель показывает глобус. Это модель нашей Земли. Как вы думаете, почему мы видим много голубого и синего цвета? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, моря и океаны занимают большую часть Земли. А это суша (показывает на глобусе). Жёлтого, коричневого и зелёного цвета - материки: Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Антарктида. Суша располагается на меньшей части Земли, поэтому Землю ещё называют «Голубой планетой». Кстати, «Голубой планетой» назвали Землю космонавты. Голубой кажется наша Земля из космоса, так как её большую часть занимают моря и океаны, а на меньшей части располагается суша. И воздушное пространство (атмосфера) тоже имеет голубоватый цвет.

Человек смотрел на небо и думал: «А что там выше?» На протяжении многих веков людей манил космос своими загадками, тайнами, неизвестностью. Люди мечтали о космическом пространстве, о полётах к звёздам и другим планетам.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое космос?

Ответы детей: - Космос - это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли и начинается бесконечное космическое пространство.

- Сюда не залетают птицы.

- Здесь не могут летать самолёты.

- Небо здесь совсем чёрное.

- Воздуха в космосе нет.

Воспитатель: Друзья, послушайте загадку и догадайтесь, о чём в ней идёт речь.

Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, тёмный и необычайный,
В нём живут Вселенные, звёзды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.

Дети: это космос.

Воспитатель: Чтобы осуществилась мечта человека о полёте в космос, необходимо было много работать, изучать разные науки, надо было изобрести летательные аппараты, которые могли бы выйти в космос.

И вот 4 октября 1957 года прозвучало сообщение из Москвы о запуске первого спутника Земли. Он совершил 1400 оборотов вокруг нашей планеты. Весил всего 83,6 кг и представлял собой шар из алюминиевого сплава диаметром 58 см. С этого времени учёные получили возможность отправлять научные приборы за пределы атмосферы. (Показать первый искусственный спутник).

Наука о полётах в космос развивалась, и появилось новое слово - КОСМОНАВТИКА.

На втором искусственном спутнике в космос полетело первое живое существо - собака Лайка. Нашими верными помощниками стали собаки: Малышка, Альбина, Белянка, Белка, Стрелка (их было 28). Для них изготовили специальные скафандры и шлемы.

Воспитатель: Ребята, что такое скафандр?

Дети: Скафандр - это специальный костюм космонавта.

Воспитатель: Работа учёных, конструкторов продолжалась, они изобретали мощные ракеты, способные доставлять космические корабли. Известен всему миру наш главный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королёв.

Ракета - механизм, при помощи которого космический корабль - спутник выходит в безвоздушное космическое пространство.

Воспитатель: Давайте запустим каждый свою ракету.

Под аудиозапись взлёта ракеты, шума двигателей проводится

Физкультминутка «Запуск ракеты»

Дети встают, выпрямляют спину ровно.
Завести моторы (Поднять руки перед собой, вращение вытянутых рук).
Соединить контакты. ( Руки соединить. Частые касания кончиков пальцев).
Приготовиться к запуску ракеты. (Все дети приседают).
Начинаем считать: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 …
- Пуск! (Резко выпрямляются и подпрыгивают, подняв руки кверху, после тянутся вверх с поднятыми руками).

Раз, два, три, четыре -
В космос мы лететь решили!
Чтобы в космос полететь,
Нужно многое уметь.
Вправо, влево наклонись,
И нисколько не ленись!
Руки вверх, вперёд и вниз,
Космонавтом становись.

Воспитатель: Запуск ракеты прошёл нормально, ракета полетела в космос с космонавтом на борту. Молодцы, ребята!

Воспитатель: Вот уже всё было подготовлено для полёта человека в космос.И 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» в 9 часов 7 минут утра стартовал космический корабль - спутник «Восток». Его пилотировал Юрий Алексеевич Гагарин. Он был первым человеком, который поднялся в космос и облетел вокруг Земли. Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин сделал один виток вокруг Земли со скоростью 28 000 км в час, такую скорость трудно представить на земле. Это космическая скорость. Он находился в полёте 108 минут, то есть 1 час 48 мин.

(Портрет Ю.А.Гагарина)

Звучит аудиозапись песни «Четырнадцать минут до старта» на стихи В.Войновича, музыка О.Фельцмана (отрывок). Эту песню и сейчас исполняют космонавты перед полётом в космос.

Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперёд
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далёких планет
Останутся наши следы.

В этом году наша страна отмечает 63-летие полёта в космос первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина. Можно сказать, что он был первым космооткрывателем, первооткрывателем Вселенной.

Монтаж стихотворения «Улыбка Гагарина» И.Левченко

Дети:

Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!

С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал - российский славный парень,
Гагарин - первый космонавт Земли!

Воспитатель: Ребята, ответьте на вопросы и отгадайте загадки.

- Как называется площадка с различными сооружениями для запуска космических кораблей и искусственных спутников. (Космодром)

- Как называется наука и практика полётов в космос? (Космонавтика)

- Как назвать полёт в космическое пространство? (Космический полёт)

- Как называется корабль, который летит в космическое пространство? (Космический корабль или ракета)

- Как называется скорость, с которой летит космический корабль? (космическая скорость)

- Как звали нашего Генерального конструктора космических кораблей? (С.П.Королёв)

- Кто был первым космонавтом Земли, полетевшим в космос? (Ю.А.Гагарин)

Отгадайте загадки:

Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник,
Летит по орбите … (спутник)

Чтобы глаз вооружить
И со звёздами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный…
(телескоп)

Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(космонавт)

Теперь уже не в первый раз
В огне и звуках грома
Ракета в воздух поднялась
С земного … (космодрома).

Из какого ковша не пьют, не едят,
а только на него глядят? (Большая Медведица)

Воспитатель: Космонавты - это смелые люди.

- А какими чертами характера ещё, по вашему мнению, должны обладать космонавты?

Ответы детей: Они храбрые, умные, бесстрашные, трудолюбивые, ответственные. У космонавтов обязательно должно быть крепкое здоровье, чтобы выдержать перегрузки в космосе. Они должны быть тренированными и постоянно заниматься спортом, чтобы переносить невесомость. Должны разбираться хорошо в сложной технике.

Проводится физкультминутка: Дети под музыку показывают «состояние невесомости», то есть плавно танцуют, передвигаются по залу.

Воспитатель: Учёные продолжали изучать космос. Вот новое известие облетело мир: опять наш чудо корабль «Восток - 6» в космосе. На этот раз полетела первая в мире женщина - космонавт Валентина Николаевна Терешкова.

И снова новый подвиг сына нашей Родины - выход человека в открытый космос. В 1965 году лётчик-космонавт Алексей Архипович Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Он удалился от корабля на расстояние до 5 метров, его удерживал трос. Леонов успешно провёл исследования и возвратился на корабль первым «космическим пешеходом» (так его называли в то время). Один на один с космосом, вне кабины в течение 20 минут - это подвиг. А в корабле его ждал лётчик-космонавт Павел Беляев. Освоение космоса продолжалось. 25 июля 1984 года впервые в мире женщина-космонавт Светлана Евгеньевна Савицкая осуществила выход в открытый космос, пробыв вне космического корабля уже целых 3 часа 35 минут.

Позже в космосе были ещё две женщины-космонавта россиянки Елена Владимировна Кондакова и Елена Олеговна Серова.

Елена Кондакова - первая женщина, полетевшая в космос под флагом России, и первая, совершившая длительный космический полёт.

Елена Серова - рекордсмен среди российских женщин-космонавтов. Она провела на орбите 167 суток 5 часов 42 минуты. Кроме того, она первой из россиянок летала на МКС в качестве бортинженера.

А 5 октября 2021 года не космонавт, а актриса Юлия Пересильд полетела в космос. «Вызов» - первый фильм в истории кинематографа, который сняли в космосе.

С тех пор уже 532 человека из 38 стран мира побывали в космосе.

Вывод: Ребята, вам нужно помнить и знать, что именно наша страна первая проложила путь в космическое пространство и наши космонавты первые рассказали, как выглядит Земля из космоса. Космонавты нашей страны были первооткрывателями космоса. Первый космонавт, первая женщина-космонавт, первый космонавт, вышедший в открытый космос, первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос. Мы гордимся нашей страной, нашей Родиной в освоении космоса.

Изучение Вселенной и планет Солнечной системы продолжается. Ведь осталось ещё много загадочного и неизведанного, что таит в себе поистине бескрайняя Вселенная. Может быть, когда вы вырастете, кто-то из вас будет заниматься изучением космоса, а кто-то полетит на Марс.

И вы прославите нашу великую страну.

Звучит песня «Я - Земля» (музыка В. Мурадели, слова Долматовского).

Занятие закончено.