Внеклассное мероприятие для учеников 8-го класса на тему «Как стать капитаном своей жизни?» на основе романа В.А.Каверина «Два капитана»

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Мастер-класс, Профессия — педагог

Класс: 8

Ключевые слова: В.А.Каверин «Два капитана»


Сделать из класса сплочённый, дружный коллектив - непростая задача, особенно когда дети плохо знают друг друга, имеют взаимные претензии и нежелание общаться. Как им помочь? Как поселить веру в их души, как направить фокус на положительные качества друг друга?

Ответ я нахожу в совместном времяпрепровождении: классные часы, прогулки, разговоры, игры. Сегодня остановлюсь на методе классных часов. Это хороший инструмент для того, чтобы выявить проблемные зоны класса, обсудить взаимные претензии и найти ответы на свои вопросы…

Как учитель литературы, зачастую я нахожу подсказки в художественных произведениях, будь то маленькие рассказы, стихи или романы. Читая литературное произведения, ребята (осознанно или нет) ассоциируют себя с героями, замечают схожие черты или, наоборот, отличия, извлекают уроки.

Это, кстати, один из приёмов гуманной педагогики - разбирать ситуацию не на конкретном конфликте, а через образы, схожие мотивы, через поучительные истории…

Сегодня я хочу поделиться сценарием классного часа для учеников старшего звена. Этот классный час составлен по роману В.А.Каверина «Два капитана»; данное произведение встречается в списке для летнего чтения для учеников, окончивших 7 класс.

Этот классный час поможет выявить лидера внутри класса, позволит понаблюдать за тем, как дети взаимодействуют в парах, насколько им комфортно работать друг с другом над общей проблемой.

Вступительное слово учителя:

Как говорил Сергей Александрович Есенин в своём «Письме к женщине»: «Земля - корабль! Но кто-то вдруг <…> в прямую гущу бурь и вьюг её направил величаво…». И ведь действительно, подчас мы не понимаем, что нами движет - какой-то порыв, эмоция, рационализм, чужое мнение или непрошенный совет… Так как же нам научиться управлять своим внутренним кораблём? Где найти тот компас, который укажет верное направление? Как устоять в «грозы, бури, житейскую стынь»? Сегодня мы поговорим об этом.

Вы знакомились с романом Вениамина Александровича Каверина «Два капитана» давно, перед тем, как пойти в 8 класс. Расскажите, что вам больше всего запомнилось? Какое впечатление произвело на вас это произведение? Поделитесь своими впечатлениями.

Примерные ответы учеников:

- Больше всего мне запомнилось, как Санька и Петя ехали на поезде до Ташкента, но оказались в Москве и потерялись, и как отчаянно искали друг друга много лет…

- А я помню первую встречу Сани Григорьева и Кати Татариновой, когда мальчик случайно взорвал градусник, а Катя взяла вину на себя…

- Самый запоминающийся момент - когда ребята ехали вместе в поезде из Энска и поняли, что навсегда любят друг друга.

- Мне вспоминается, каким смешным мне показалось словосочетание «собачья площадка», когда я впервые читал роман. Я думал, что это место, где гуляют с собаками, но оказалось, что это такая площадь в Москве…

Спасибо, ребята! Очень хорошо, что у вас осталось столько ярких воспоминаний от этого романа! А что вы можете сказать про главных героев, Саню Григорьева, Катю Татаринову, Вальку Жукова, Нину Капитоновну?..

Примерные ответы учеников:

- Я была влюблена в Вальку Жукова. Его застенчивость, робость и некоторая неуклюжесть всегда умиляли меня…

- Нина Капитоновна - Бабушка с большой буквы! И обед приготовит, и выслушает, и поможет чем сможет!

- А Саня Григорьев и Катя Татаринова для меня - идеал семьи, где царит доброта, любовь и верность…

Давайте теперь поговорим с вами о названии романа. Начнём с простого: кто такой капитан?

Примерные ответы учеников:

- Это человек, который управляет морским или воздушным судном

Правильно, капитан - это «офицерское звание или чин, а также лицо, имеющее это звание или носящее этот чин»: так говорит нам толковый словарь русского языка. На ваш взгляд, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать капитаном?

Примерные ответы учеников:

- Сила воли, закаленный характер, строгость, целеустремленность…

- Он должен обладать качествами лидера: уметь вести команду за собой, помогать в трудную минуту, поддерживать…

- Должен быть честным, уважать и любить свою страну, быть патриотом…

- Он должен не врать и не бояться.

- Быть всесторонне развитым, эрудированным человеком, хорошо знать свою работу…

Да, ребята, это действительно так! Вы считаете, капитан Татаринов и Саня Григорьев являются носителями этих качеств? - Да!

Теперь у меня есть для вас задание: я поделю вас на 3 команды по рядам. На первой парте каждой команды лежат карточки с названиями человеческих качеств, но карточки непростые: рядом с качествами написана цена, а ваш лимит - 50 монет. Вам нужно собрать фундамент корабля, но будьте внимательны и разумны: даже в этой, казалось бы, простой задаче есть сложности. Даю вам 7 минут на выполнение. Время пошло!

(Карточки: упорство (7), терпение (8), упрямство (5), оптимизм (6), тщеславие (1), смелость (10), рассудительность (7), ответственность (10), жестокость (3), честность (9), вера (15), любознательность (4), патриотизм (10), чувство юмора (5), меркантильность (2), дружелюбность (15).

Итак, время истекло. Первая команда, что вы положили в основу фундамента своего корабля? Обоснуйте свой выбор.

Примерные ответы учеников:

- Патриотизм (10), чувство юмора (5), ответственность (10), оптимизм (6), упорство (7), жестокость (3), честность (9). Патриотизм, потому что любовь к своей Родине превыше всего; чувство юмора, потому что без него, как мы считаем, не обойтись в таком сложном деле; ответственность, потому что нужно уметь отвечать за свои поступки, за свою жизнь и жизнь твоих близких людей; оптимизм, потому что без веры в лучшее никуда; упорство, потому что если цель или задача поставлены - их нужно выполнить во что бы то ни стало; жестокость, потому что порой без этого качества не обойтись: лучше обрубить что-либо на корню, чем мучиться и тащить этот груз за собой; честность, потому что врать нехорошо!

Спасибо! Считаете ли вы, что порой цель оправдывает средства и упорство в этом случае необходимо? - Всё зависит от поставленной цели: если эти средства не касаются жизни и здоровья других людей, то они могут быть любыми, на наш взгляд.

Так, а что же расскажет нам вторая команда?

Примерные ответы учеников:

- Мы выбрали дружелюбность (15), любознательность (4), веру (15), смелость (10) и решили остановиться на этом. Дружелюбность важна, потому что нужно уметь заводить друзей и поддерживать с ними хорошие отношения на протяжении всей жизни; любознательность, потому что интерес к жизни и миру вокруг должен присутствовать у живого человека; вера или доверие, потому что нужно иногда полагаться на близких и доверять им: секреты, дела, что угодно; смелость, потому что она важна в совершении новых дел, в постановке целей на будущее и, как в песне поётся, «только смелым покоряются моря»!

Да, ребята, пожалуй, это можно сделать девизом нашего мероприятия, а может, кто-то из вас возьмёт эту фразу за свой жизненный девиз! Третья команда, вы готовы?

Примерные ответы учеников:

- У нас в фундаменте лежат терпение (8), честность (9), рассудительность (7), оптимизм (6), ответственность (10), чувство юмора (5) и упрямство (5). Терпение необходимо в жизни, потому что «терпение и труд всё перетрут»; честность, потому что быть честным - значит, быть смелым; рассудительность, потому что к любой ситуации в жизни нужно подходить с двух сторон, смотреть на это философски; оптимизм, потому что вокруг и так достаточно пессимизма; ответственность нужна во взрослой жизни, чтобы уметь постоять за себя и ответить за свои поступки; чувство юмора иногда поднимает дух, а шутки - способ отвлечься от повседневности и серости; упрямство - это настойчивость, и порой без неё не обойтись.

Ребята, спасибо вам за такие оригинальные и даже взрослые ответы! Фундамент корабля у нас есть, а это уже полдела! Ранее мы с вами охарактеризовали идеального капитана, а теперь давайте подумаем вот о чём: как, имея такой запас морально-волевых, нравственных и нужных жизненных качеств, не сбиться с пути? Как найти свой курс и следовать зову своего сердца? Для этого я предлагаю вам выполнить ещё одно задание. Для того, чтобы всё получилось, вы должны внимательно слушать себя, свои ощущения и чувствовать, что где-то впереди ваша цель и заветная мечта! Сейчас вам нужно выбрать по 2 человека от каждой команды (то есть пару). Дети выбирают двух капитанов из своих команд, пары выходят в центр класса.

А теперь послушайте, что вам нужно сделать: пары, я прошу взяться вас за руки и запомнить руку друга на ощупь. Во время выполнения задания вам нужно закрыть глаза и хаотично перемещаться по классу. Задача состоит в том, чтобы каждый из вас нашёл свою пару. Если вы взяли за руку человека и поняли, что это ваша пара - открывайте глаза и отходите в сторону; если это не ваш друг, то продолжайте поиск! Наблюдающие за процессом члены команд могут подсказывать, разговаривать, издавать звуки. Подсказки могут быть неверными, сбивающими с пути. Парам нужно прислушаться к собственным ощущениям и несмотря на всё найти руку друга. Время на выполнение: 10 минут.

Дети перемещаются по классу в тишине, пытаясь найти свою пару. Остальные наблюдают. Это задание на концентрацию внимания, на развитие тактильных ощущений. Задание считается выполненным тогда, когда все пары нашли друг друга.

Вы молодцы, все отлично справились с этим заданием! Вот что значит слушать себя и своё сердце! И Саня Григорьев, когда-то ваш ровесник, победил всё зло вокруг именно так, и Катя Татаринова сумела пробиться сквозь суету и суматоху жизни к тому, кто ей особенно дорог… ребята, спасибо вам за этот классный час. Теперь я уверена, что дальше вы будете идти по жизни с верой, правдой, добром и любовью. В добрый путь!

Приложение. Карточки (по желанию учителя качества на карточках можно поменять или добавить ещё несколько)