Разработка урока в 1-м классе по литературному чтению. Русская народная сказка «Рукавичка»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: литературное чтение, УМК «Школа России», сказка «Рукавичка»


УМК «Школа России», авт. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина, 1 класс.

Место урока в системе уроков: 2-й урок по теме «Сказки, загадки, небылицы».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Рукавичка».

Задачи урока:

  • создать условия для формирования умения отличать народные и авторские сказки;
  • определять главную мысль и называть героев сказки;
  • способствовать расширению словарного запаса;
  • развивать умения глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное;
  • совершенствовать навык чтения целыми словами;
  • воспитывать интерес и уважение к устному народному творчеству;

Планируемые результаты:

  • Предметные: умение выразительно читать целыми словами, различать народные и авторские сказки.
  • Личностные: формировать стремление к приобретению новых знаний и умений у обучающихся; развивать устную речь, память, внимание, пополнять словарный запас.

Метапредметные:

  • Познавательные: уметь строить речевые высказывания в устной форме; уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи, определять последовательность событий в сказке.
  • Регулятивные: уметь принимать и сохранить учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Коммуникативные: уметь формировать свою точку зрения по содержанию прочитанного; выразительно читать текст, слушать и понимать других; учиться работать в группе.

Формы и методы обучения:

  • словесные: рассказ, беседа, словарная работа;
  • наглядный: мнемотаблица, презентация, выставка книг; практический метод: исследование текста.

Оборудование: мнемотаблица к сказке «Теремок», карточки с именами героев сказки, презентация к уроку, проектор, экран, микрофон, сундучок, аудиозапись песни «В гостях у сказки», аудиозапись сказки «Рукавичка», …

Методическая литература:

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеоб-
  3. разовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.
  4. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс. М.: ВАКО: 2013.
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., «Просвещение», 2009.
  6. Книги с авторскими и народными сказками.

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит песня «В гостях у сказки» аудио без слов.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости захотели
Снова в гости к нам прийти.
Улыбнулись друг дугу, присаживаемся.

Каждый из вас сейчас слышит знакомую мелодию. Мы сегодня собрались с вами на необычный урок. Верно сказочный. Почему сказочный? Вот уже с понедельника мы с вами окунулись в мир сказок…. Что ещё вы заметили? Рисунки по сказке Евгения Чарушина «Теремок» Совершенно верно, ваше творчество. У меня есть вопросы по вашему творческому заданию. Какой сюжет из сказки проиллюстрировала Маша, почему…

II. Повторение пройденного

1. Игра «Найди пару»

Давайте вспомним героев сказки «Теремок», который пересказал Евгений Чарушин. Работаем в парах. У вас на столе одна карточка на двоих: подумайте и соедините название животного с продолжением прозвища животного.

  • Мышка - норушка.
  • Лягушка - квакушка.
  • Заяц - на горе увёртыш.
  • Лисичка - сестричка.
  • Волк - из-за кустов хватыш.
  • Медведь - тяпыш - ляпыш.

Проверяем по образцу и оцениваем свою работу знаком светофора.

2. Пересказ с опорой на мнемотаблицу

С рисунками вы справились на отлично. Кто желает вспомнить и пересказать сказку с опорой на мнемотаблицу.

Актуализация знаний.

3. Работа с выставкой книг

На стойке представлены книги со школьной библиотеки. Давайте их внимательно рассмотрим.

Скажите, что общего у этих книг? (сказки)

А чем они различаются? (народные и авторские)

- Почему первую группу книг называют народными?

Из истории: сказки появились очень давно, в то время, когда еще было очень много людей, которые не могли читать и писать, поэтому сказки не записывали, а передавались из уст в уста. Рассказчик или певец, напевая сказку. Передавал ее слушателям, а другой рассказчик, добавлял что-то свое. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась. Так сказки становились народными. (готовим заранее)

- Почему вторую группу сказок называют авторскими?

- Потому что у каждой из этих сказок есть автор. На обложке книги обязательно есть его имя.

4. Проблемная ситуация

- Сказка «Теремок» к какой группе относится? К обеим, т.к. есть авторская и народная.

Муз. физкултьминутка.

III. Мотивация учебной деятельности

1. Появление сундука

- Давно обратила внимание на судучок, наверное не зря он у нас появился. Что же там? Узнаете, если посмотрите в волшебный сундук. Кто положил рукавичку и чья она? Маша не твоя, Коля может ты оставил… Почему тогда она оказалась в сундучке, кто догадался?

- Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку… «Рукавичка» (обуч. называют тему урока)

Кто знает значение слова рукавичка? Где можем посмотреть. Помощь словарь Ожегова. У кого на парте он оказался. Пожал. Прочитай.

2. Игра «Хорошо - плохо

Технология ТРИЗ. Игра «Хорошо - плохо». Проблемная ситуация.

Мы с вами вот уже несколько уроков читаем, пересказываем… сказки. Предлагаю поиграть и поразмышлять над вопросом.

Мы стране сказок. Это плохо. Почему?

(Ответы детей. Можем заиграться, забыть об учёбе и т.д.)

Мы прибыли в страну сказок. Это хорошо. Почему?

(Ответы детей. Со сказкой и сказочными героями интереснее учиться. Они тоже помогают нам узнавать много нового , найти ответы на вопросы, сказка - ложь, но в ней намёк добро молодцу урок…)

Предлагаю остановиться на втором варианте ответа и вместе со сказкой получать новые знания.

IV. Изучение нового материала

Гимнастика для глаз на слайде.

Наши глазки подустали проведём гимнастику для глаз.

- Итак, сегодня мы будем читать русскую народную сказку «Рукавичка»

Открываем с.37 и знакомимся с учебными задачами. Прочитает первую задачу…

1. Работа с учебником

Первичное знакомство с карандашами в руках.

Слушание аудиозаписи сказки «Рукавичка».

Прослушиваем внимательно сказку, запомните если встретятся слова, значение которых вам будет не понятными.

Заканчивает читать сказку учитель.

Приём «СЛОВАРИКИ»

При первичном чтении все дети следят с карандашами и подчёркивают непонятные слова. Прочитали: встаньте дети-словарики, те, у которых нет ни одного подчёркнутого слова.

На слайде

2. Работа с непонятными словами

Слайд

Объясните значение слов:

  • Рукавичка - варежка.
  • Бредёт - идет медленно, с трудом.
  • Врассыпную - в разные стороны.
  • Обронил - уронил.
  • Работа над произношением.

Слайд

- В сказке встречаются длинные и трудные слова для чтения. Потренируемся их читать, сначала по слогам, а потом целыми словами.

  • об-ро-нил - обронил
  • по-пры-гуш-ка - попрыгушка
  • по-скре-буш-ка - поскребушка
  • спра-ши-ва-ет - спрашивает
  • по-бе-гай-ка - побегайка
  • сест-рич-ка - сестричка
  • бре-дет - бредет
  • под-хо-дит - подходит

Речевая разминка. Подготовка речевого аппарата к чтению

3. Дыхательная гимнастика - СВЕЧА

4. Работа над интонацией слова - «Свеча» таблица слова

Учащиеся произносят слово с разной интонацией. (., ?, !)

- Произнесите это слово грустно, весело, разочарованно, удивленно.

5. Чистоговорка

  • Ча-ча-ча - горит в комнате свеча,
  • Чу -чу- чу - сказку слушать я хочу.

Учащиеся произносят чистоговорку в разном темпе.

6. Чтение учащимися сказки вслух. Анализ произведения. «Мозговой штурм»

- Дети читают по частям. (делим до уроков) и сразу ведётся

- Анализ произвед по рабочим листам. приоритетны задания 1, 3, 5, 8.

- Мозговой штурм - сравнение сказки.

7. Работа с пословицами с.40-41 №5

Чтение и объяснение пословиц, определим главную мысль.

Чему учит сказка, какой урок будет молодцу как в пословице «Сказка ложь да в ней намёк добро молодцу урок», пригодится ли она в жизни.

V. Итог урока

- Над каким произведением мы работали сегодня на уроке? (над сказкой).

- Как называется сказка? (Рукавичка).

- Кто её написал? (это народная сказка, у неё нет автора).

- Удалось ли решить поставленные задачи?

Предлагаю вам творческое задание: нарисовать того героя сказки, который больше всего понравился.

VI. Рефлексия

Свободный микрофон. Продолжите предложение:

  • На уроке я узнал…
  • Я запомнил…
  • Мне понравилось…

- Ребята, у вас на рабочих листах есть задание №8 (Дорисуй рукавички).

Вам нужно их раскрасить:

  • Зелёным цветом - если вам было легко работать на уроке;
  • Жёлтым - если вы иногда испытывали затруднения;
  • Красным - если вам было трудно на уроке.

Видно, урок вам понравился, потому что вы умеете работать и получать от этого настоящее удовольствие.

Я же говорю вам «Спасибо, ребята, за работу. Вы - молодцы!».