Открытый урок "Односоставные предложения и их роль в речи". 8-й класс

Разделы: Русский язык, Мастер-класс

Класс: 8

Ключевые слова: односоставные предложения


Предмет: русский язык.

Класс: 8

Цель урока:

  • Образовательная - формирование умения по различению односоставных и двусоставных предложений, типов односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;
  • Развивающая - развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.
  • Воспитательная - развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова, к жанрам публицистического стиля.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания о видах односоставных предложений, совершенствовать синтаксические умения обоснованно разграничивать виды односоставных предложений;
  • учиться строить односоставные предложения, отрабатывать навыки употребления их в речи, оценивать выразительную сторону односоставных предложений; развивать творческие способности, монологическую речь учащихся;

Развивающие: строить тексты с односоставными предложениями.

Воспитательные: воспитывать умение общаться в коллективе.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • распознавать односоставные предложения в тексте;
  • классифицировать односоставные предложения по их значению и структурным особенностям;
  • строить речевые высказывания с употреблением односоставных предложений разного вида.

Формируемые УУД.

Личностные:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
  • уметь видеть прекрасное в языке, художественном творчестве;
  • осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Регулятивные:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные:

  • находить ответы на вопросы;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • учиться работать в паре, группе;
  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Методы, используемые на уроке:

  • дифференцированное обучение;
  • задания творческого характера;
  • метод взаимо- и самоконтроля;
  • самостоятельная работа;

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работа.

Оборудование урока:

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный (1м.)

Приветствует обучающихся.
Здравствуйте, все! Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.
Предлагает обучающимся сесть, записать число, а тему урока попробовать сформулировать самим после просмотра видеоролика.

Приветствуют учителя и друг друга. Садятся, записывают число.

Коммуникативные:
формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем

2. Мотивация к учебной деятельности (4м.)

Предлагает учащимся обратить внимание на экран, демонстрирует видеоролик рекламы МТС со стихотворением А.Блока. (Презентация)

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Задает вопросы:
-Назовите автора стихотворения.
- О чем это стихотворение?
- Почему в рекламе МТС используется данное стихотворение?
-В чем особенность этого стихотворения?
-Из каких предложений оно состоит?
-О чем сегодня будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока? («Односоставные предложения и их роль в речи»)
-Какие цели мы перед собой ставим?
Сообщает о том, что данная тема показывает богатство языковых средств русского языка.
Говорит о том, что на примере данного стихотворения мы увидели, как поэты используют односоставные предложения в своих произведениях.

Просматривают видеоролик.

Отвечают на вопросы.
-Александр Блок.
-В стихотворении А.Блока говориться о вечности.
-Именно поэтому используется такой рекламный ход, проводиться параллель между вечностью и сотовой связью, которая будет существовать всегда.
-Большая часть стихотворения состоит из односоставных предложений.
Формулируют тему урока: «Односоставные предложения и их роль в речи», записывают ее в тетрадь.

Личностные:
формирование личностного самоопределения, построение жизненных планов

Коммуникативные:
формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем

3. Актуализация знаний (5 м.)

Предлагает учащимся выбрать цитаты и предложения, найти свою пару (прием «Жокей и лошадь»)
Цитаты (Приложение 1)
- О каком из типов односоставных предложений пишет М.В.Ломоносов.
1. «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит»?
- О каком из типов односоставных предложений пишет ученый-лингвист Алексей Матвеевич Пешковский?
2. «Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».
- Л.Н.Толстой об одном из стихотворений А.А.Фета писал:
3.«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение ─ картина».
Какие односоставные предложения предпочитал употреблять в своей поэзии А.А.Фет?
О каком из типов односоставных предложений пишет доктор филологических наук, профессор Вера Васильевна Бабайцева?
4."Самая пёстрая и наиболее употребляемая группа односоставных предложений".
(Ответ: Безличное предложение - это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Вам не видать таких сражений.)
5. Чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения. (А.М.Пешковский)

Учащиеся выбирают цитату и предложения, находят пару, объединяются в пары.

Личностные:
формирование личностного самоопределения, построение жизненных планов
Коммуникативные:
формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем

4. Этап закрепления с целью обеспечения повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания (12 м.)

1. Прием «Броуновское движение». Каждый ученик выбрал цитату, определил тип односоставного предложения, нашел свою пару, должен найти материал, с помощью которого составит «портрет» своего типа односоставного предложения (работа в парах). Приложение 2

2.Предлагает учащимся представить свой вид односоставного предложения (оценивают другие группы, по необходимости комментируют). Приложение 3. Лист оценивания

3.Предлагает выполнить задание: определить тип односоставного предложения. Возьмите карточки, которые лежат у вас на столе, определите типы односоставных предложений и выпишите в соответствии со своим номером.
Приложение 4
1.Берег левый, берег правый! (назывное)
2.Не жди меня! (определенно-личное)
3.Его в степи без чувств нашли. (неопределенно-личное)
4.Весело отдыхаешь зимой. (определенно-личное)
5.В садах окапывают деревья. (неопределенно-личное)
6.Бодро идёшь домой. (определенно-личное)
7.Тихое, тёплое утро. (назывное)
8.Смело шагай вперед. (определенно-личное)
9.Чистая ладожская вода. (назывное)
10. Добра на худо не меняют.(обобщенно-личное)
11. К вечеру подморозило. (безличное)
12. Мне некуда спешить. (безличное)
13.Бездонную бочку водой не наполнишь. (обобщенно-личное)

Производим взаимопроверку. Встаньте все участники под №4 - по одному предложению прочитайте. Потом - №1, №3, №2, №5 После ответа открываем слайд.

4.Предлагает учащимся найти словосочетания в предложении (№ предложения у каждого прикреплен на спинке стула) и определить их тип связи.
Затем учащимся предложено объединиться в группы по типу связи (согласование, управление, примыкание, (по необходимости - 4 группа - все виды связи).

1.Ученики перемещаются по всему классу и собирают информацию по определенному виду односоставных предложений. Задача учащихся, свободно двигаясь по помещению, собрать все признаки заданного типа предложения. Учащиеся составляют «портрет»-схему своего типа односоставного предложения.
Материал разложен на столе учителя.
2.Учащиеся представляют свой вид односоставного предложения (оценивают другие группы, по необходимости комментируют)

3.Учащиеся определяют типы односоставных предложений и выписывают в соответствии со своим номером группа:
№1- выписывает определенно-личные предложения,
группа №2 - неопределенно-личные,
группа №3 - обобщенно-личные,
группа №4 - безличные,
группа №5-назывные. Выполняют задание в течение 3 минут. Карточки с предложениями у каждого.
Учащиеся проверяют друг друга. Один из учащихся по желанию на дополнительную отметку выступает в роли эксперта (правильные ответы на слайде).
Оценивают свою работу.

4.Учащиеся находят словосочетания в предложенном предложении и определяют тип связи, объединяются в группы по типу связи слов в словосочетании.

Познавательные:
формирование умения выделять необходимую информацию из текста; формирование способности производить логические действия (анализ, сравнение)
Коммуникативные:
формирование умения объяснять свой выбор.
Регулятивные:
формирование умения оценивать действия в соответствии с поставленной задачей

5.Физкультминутка (3м.)

Учащимся предложено определить тип предложений с помощью «смайликов» (на флипчарте - предложения).

Учащиеся выходят к доске, определяют тип предложения, прикрепляя «смайлик».

6. Применение знаний с целью обеспечения усвоение знаний и способов действия на уровне применения в различных ситуациях (15м.)

Учащимся предложено выполнить задания в группах: найти односоставные предложения в художественных произведениях (лирика поэтов 19-20в.), публицистическом(периодические издания) и научном стилях (учебники географии и биологии), а также в текстах современных песен (аудиозаписи) и сделать выводы о роли односоставных предложений в речи: каким синтаксическим конструкциям (одно- или двусоставным предложениям) отдают предпочтение? (заполняют лист ответов). Приложение 5

Учащиеся находят односоставные предложения в художественных произведениях (лирика поэтов 19-20в.), публицистическом и научном стилях, а также в текстах современных песен (аудиозаписи) и делают выводы о роли односоставных предложений в речи. Заполняют лист ответов.

Коммуникативные:
формирование умения работать в группах; формирование умения слушать и понимать других
Регулятивные:
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формирование умения осуществлять личностную рефлексию.
Личностные:
формирование внутренней позиции обучающихся
Познавательные:
формирование умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания

7.Рефлексия учебной деятельности (5м.)

«Билет на выход» Предлагаем оценить работу на уроке самим учащимся: каждому ученику предложено назвать одного из ребят, кого хочется выделить, выбрать одно из предложенных учителем предложение. Учащийся определяет тип односоставного и получает «билет на выход».

Какой молодец!
Нужно подучить!
Точное попадание!
Твоими ответами заслушались!
Горжусь!
С вами было интересно!
Блистательный ум!
Буду вспоминать ваши ответы!
Можешь гордиться собой!
Классные ответы!
Будь всегда таким активным!

Приложение 6

Домашнее задание на выбор:
1.Составьте текст на тему «Зимний пейзаж», используя односоставные предложения.
2.Выписать из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» по 2 предложения на каждый вид односоставных предложений.

Каждый ученик называет одного из ребят, кого хочется выделить, выбирает одно из предложенных учителем предложение. Учащийся определяет тип односоставного и получает «билет на выход».

Личностные:
Формирование умения устанавливать обучающимися значения результатов деятельности для удовлетворения своих потребностей
Коммуникативные:
формирование умения точно выражать свои мысли
Регулятивные:
формирование умения осознавать качество и уровень усвоения знаний