Описание внешности человека

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: развитие речи


Цели:

  • формировать умения строить текст со значением описания внешности человека, выбирая в зависимости от основной мысли тот или иной способ выражения признака (словосочетание, предложение, тип речи)
  • воспитывать познавательный интерес к предмету; воспитывать чувство любви к матери;
  • подготовить детей к самостоятельной творческой работе, связанной с описанием внешности;
  • развивать в детях наблюдательность и внимание, способствовать обогащению речи учащихся.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал.

Вид урока: комбинированный.

План урока:

I. Организационная часть. Приветствие.
II. Актуализация знаний. Тема, цель урока.
III. Беседа. Проверка знаний.
IV. Погружение в тему урока.
1) Орфографическая работа.
2) Групповая работа по теме (заполнение таблицы).
V. Физкультминутка.
VI. Работа с учебником.
VII. Выполнение творческого задания (индивидуальная работа).
VIII. Домашнее задание.
IX. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационная часть. Приветствие. Разминка

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам не придется сидеть сложа руки, будем включать голову и работать с огоньком так, чтобы горели глаза.

- Что я сейчас использовала в своей речи? Верно, фразеологизмы. Давайте вспомним, что это такое.

Презентация

- Посмотрите на слайд и определите, какая картинка относится к фразеологизмам, которые я сейчас произнесла (1 слайд).

- Давайте по картинкам угадаем еще несколько фразеологизмов и объясним их значение. (зарубить на носу, развесил уши, воды в рот набрал, на лбу написано) (2, 3 слайд)

- Посмотрите на все фразеологизмы и подумайте, что их всех объединяет. (4 слайд) Верно, это все о человеке. Глаза, нос, уши, руки, голова - это детали чего? Портрета (или внешности).

II. Актуализация знаний. Тема, цель урока

Цель нашего урока - научиться описывать внешность человека.

Значит, тема нашего урока - …. (запись в тетради) (5 слайд)

Внешность человека по-другому как называют? (портрет)

III. Беседа. Проверка знаний

- На каком уроке, кроме русского языка, мы говорим о портрете человека. Верно, на литературе. Какую роль играет описание внешности в литературном произведении? (раскрывает внутренний мир)

- Давайте угадаем по описанию внешности литературного героя и вспомним произведение.

«Но как он постарел! …я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика…" (Самсон Вырин) (6 слайд)

Толстый мужчина средних лет с прямой осанкой, большими усами. Он одет в типичную козацкую одежду: в шаровары, которые были «шире Чёрного моря», папаху с красным верхом. (Тарас Бульба) (7 слайд)

Молодой купец. Статный красивый молодец: «могучие плечи», «соколиные очи» - настоящий русский богатырь. (Степан Калашников) (8 слайд)

- Вспомним авторов произведений, и в этом нам тоже помогут портреты. Все эти портреты находятся в Третьяковской галерее в Москве. (9, 10, 11 слайды)

IV. Погружение в тему урока

Словарная работа.

- Сейчас мы проведем небольшую словарную работу. Запишите в тетради слова и объясните орфограммы: портрет, словесный, галерея, портретист, выражение (у доски работает ученик, объясняет орфограммы).

- Нелегко описать внешность человека. Но мы будем этому учиться.

- Сейчас предлагаю поработать в паре. На партах лежат карточки. Задние: восстановите таблицу. Какие определения к какой детали портрета относятся? Заполните первую колонку.

Проверка (что может получиться у детей)

Описание внешности

Детали описания внешности человека Определения

Лицо

Красивое, круглое, скуластое, строгое, миловидное, располагающее, симпатичное, задумчивое, улыбчивое.

Глаза

Стальные, серые, большие, зеленые, бесцветные, блеклые, тёмные, дымчатые, бездонные, смеющиеся.

Лоб

Гладкий, сократовский, морщинистый, открытый, хмурый.

Губы

Вишнёвые, алые, нитевидные, пухлые.

Волосы

Белокурые, черные, соломенные, огненно-смоляные, волнистые, густые, жесткие, мягкие, длинные, короткие.

Нос

Большой, длинный, короткий, крупный, маленький, острый, правильный, вздернутый, курносый.

- Сколько красивых определений во 2 колонки таблицы. Как называются такие средства художественной выразительности? Роль эпитетов? (портрет отражает характер человека, его внутренний мир).

V. Физкультминутка

- Давайте проведем небольшую физкультминутку и с помощью мимики покажем различные эмоции. Увидим, как меняется портрет в зависимости от настроения человека.

С помощью губ покажите веселое настроение, а теперь грустное. С помощью глаз покажите, что вам страшно, а с помощью бровей - удивление.

VI. Работа с учебником

- В 19 веке была популярна игра в портреты. Иван Сергеевич Тургенев писал: «Как отлично мы с гостями проводил время! Я рисовал 5-6 профилей, какие мне только приходи в голову. И каждый писал под каждым профилем, что он о нем думал. Выходи вещи презабавные. Давай и мы с вами поиграем в портреты.

- У вас есть портреты в учебнике на стр. 187 (189). Составьте их словесные портреты, стараясь отразить в них особенности характера. Работаем индивидуально. Каждый записывает одну только особенную черту через детали портрета (по форме носа можно сказать, что этот человек любопытный и т.д.) Записываем на стикерах и наклеиваем на доску то, что вы написали.

- Молодцы, все отлично справились.

VII. Выполнение творческого задания

- А теперь мы составим словесный портрет самого дорогого для нас человека - портрет мамы. На столах у вас есть заготовки. Работать будем также индивидуально: заполните пропуски в листочках так, чтобы получилось описание мамы.

- Зачитаем то, что у вас получилось. Кто желает?

- Остальные сдают свои подписанные листочки. Каждому будет поставлена оценка.

VIII. Домашняя работа

Творческое задание - словесный портрет одноклассника. Вы должны вытянуть бумажку с именем своего одноклассника. Дома письменно составить его портрет, используя различные детали. Не менее 5 предложений.

IX. Рефлексия

Давайте подведем итог урока. В начале была поставлена цель - научиться описывать внешность человека. Какие детали портрета мы описывали. А какая, на ваш взгляд, самая важная деталь в портрете и почему? Недаром говорят, что глаза - зеркало души. (12 слайд).

- Спасибо за урок.

Приложения 1-2