Интегрированное занятие для подготовительной группы «Русский народный костюм – красота из глубины веков» (история русского народного национального костюма)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: русский народный костюм, подготовительная группа


Цель: приобщать дошкольников к истории России, к её национальной культуре, познакомить с историей русского народного костюма.

Задачи:

  • познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма;
  • воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре и литературе;
  • закрепить знание детей о женском и мужском народном костюме, о назначении деталей костюма;
  • расширить представление о цветовом колорите народного костюма, о вышивке (обереге);
  • учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
  • развивать речь детей, расширять словарный запас, используя слова и выражения рубаха, душегрея, сарафан, распашная понева, кафтан, домотканое полотно, кокошник, оберег;
  • побуждать детей интересоваться толкованием новых слов;
  • упражняться в согласовании существительных с прилагательными;
  • формировать навыки словообразования (душегрея);
  • воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа;
  • учить изображать характерные особенности национальной одежды;
  • закреплять умение легко рисовать контур простым графитным карандашом и закрашивать рисунок цветными карандашами;
  • воспитывать у детей эстетический вкус, творчество, чувство дружбы между детьми разных национальностей;
  • формировать познавательный интерес к национальным обычаям и традициям.

Материалы и оборудование: демонстрационный иллюстрированный материал по русскому национальному костюму; иллюстрации национальных костюмов России; куклы в русском национальном костюме; элементы русских народных костюмов; иллюстрации русских народных сказок; аудиозаписи русских народных песен. Альбомные листы формата А 4, простой графитный карандаш, цветные карандаши.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия в библиотеку. Рассказывание о русском национальном костюме России (северном и южном).
  2. Рассматривание иллюстраций к сказкам, где герои в русских народных костюмах (сказки: «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка» - одежда героев нарядная, праздничная и повседневная, а в сказках «Курочка ряба», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - одежда рабочая, повседневная).
  3. Рассматривание открыток с национальными костюмами России.
  4. Изображения мальчика и девочки в нарядной и обычной одежде, изображения символов, которыми украшали одежду (буклеты).
  5. Рисование кукол для дальнейшего раскрашивания в женском и мужском народном костюмах.

Методические приемы:

  1. Словесные методы: рассказ педагога, беседа с детьми, вопросы к детям, объяснение;
  2. Наглядные методы: демонстрация иллюстраций, видеоматериал;
  3. Практический метод.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени, заглянуть в прошлое нашей страны и поговорить с вами о том, как жили наши предки, как одевались русские люди в старину. И тема путешествия: «История русского национального костюма». А вы знаете, что национальная одежда позволяет много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовёт подумать,
О быте, нравах может рассказать.

Раньше была традиция: в дни праздников устраивать ярмарки. Люди надевали самую красивую одежду. И мы с вами нарисуем праздничную нарядную ярмарку и кукол в национальных костюмах.

Посмотрите, это кукла Катенька в русском национальном костюме, она пришла к нам сегодня в гости. Она очень нарядная.

Играет русская народная музыка «Во поле береза стояла».

Воспитатель: Так и хочется встать в хоровод под эту мелодию. А кто в старину водил хоровод?

Дети: Девушки, девицы-красавицы в красных сарафанах, красны девицы.

Воспитатель: Правильно. А вы знаете, что со времён Древней Руси «красный» значит, красивый, а потому праздничный, нарядный. В русском фольклоре мы встречаем выражения: весна красна, красна девица, красна красота, так говорили о красоте девушки. Красный цвет символизировал цвет зари, огня, и всё это связывалось с жизнью, солнцем, миром. Правильно, Красная площадь значит красивая. Как раньше в народе называли красавиц?

Дети: Лебедушка, березонька, пава, ягодка (словарная работа).

Воспитатель:

Посмотрите на сапожки,
Да, как Катя в них идёт!
Не спеша шагают ножки,
Как лебёдушка плывёт!

Ягодка - приветливо, ласково называли девушек. А красны девицы, значит, красивые. А какими именами их называют в сказках?

Дети: Василиса Прекрасная; Марья-краса, длинная коса; Марья-искусница; Василиса Премудрая.

Воспитатель: Правильно вы сказали. В девушке ценилась не только внешняя красота, но и внутренняя, ценилось её мастерство, её умения.

Воспитатель: Давайте рассмотрим нарядный русский костюм куклы Катеньки.

Из чего состоит нарядный женский костюм?

Дети: Из рубахи, сарафана и кокошника. (Словарная работа)

Воспитатель: В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность. Голова должна быть всегда прикрыта.

Кокошник - русский народный головной убор, в виде округлого щита вокруг головы. Богато украшенные головные уборы делались вручную и одевались только по праздникам, их берегли и передавали от матери к дочери и внукам.

А какие головные уборы носили ещё девушки до замужества?

Дети: Платочки, ленты, венки, повязки.

Воспитатель: Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Рубашка.

Воспитатель. Из какого материала шили такие рубахи?

Дети: Такие рубахи шили изо льна, льняной ткани.

Воспитатель: Льняная одежда экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но её недостаток: она мнётся и с трудом разглаживается.

Если ткань ткали дома, ее называли домотканой.

Значит, рубашки, какие?

Дети: Льняные, домотканые.

Воспитатель: А кто на Руси носил рубаху?

Дети: Мужчины, женщины, дети.

Воспитатель: Значит, рубаху носили все. Следует помнить, что конечно, люди с разным достатком одевались по-разному. Вообще по костюму можно было определить общественное и семейное положение человека.

В городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.

Как они назывались?

Дети: Портные.

Воспитатель: Правильно. А те, кто победнее, одежду носили из материала, изготовленного городскими ремесленниками или изготовленного дома, в домашних условиях на станке, то есть домотканую. Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной. На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня. Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.

На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ -
Сам себе и швец, и жнец,
И на дудочке игрец.

Игровое упражнение под музыку «Изобрази, как «отбивали» узор».

Попробуйте изобразить с помощью движений рук, как делали узор, покрывали его краской, отбивали на материи, (стоя около стола под музыку).

Воспитатель: Не случайно народ составил такие пословицы и поговорки, в которых видна народная смекалка и мудрость:

Молодец в кафтане, девка в сарафане.
Какова пряха, такова на ней рубаха.
С миру по нитке - голому рубаха.
Своя рубашка ближе к телу.
Береги одежду снову, а честь смолоду.

Воспитатель:

А поверх рубахи надевали что?
Это часть костюма
Не мужской кафтан.
Носит красна девица
Длинный …

Дети: Сарафан.

Воспитатель: Рубахи и сарафаны украшались вышивкой из красной и золотой нити. Сарафаны украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее её владелица.

Цвета белого рубаха,
Ворот у неё косой.
Вышивала её пряха
Нитью яркою цветной.

Сарафаны чаще всего были красного цвета, но также голубого, жёлтого, коричневого. Красный цвет обозначал - тепло, праздник. Жёлтый - солнце, богатство. Голубой - небо, молодость. Коричневый - землю-кормилицу.

Повторим, так из какой одежды состоит русский народный костюм девушки?

Дети: Костюм девушки состоит из рубахи, сарафана, головного убора (платочка, ленты или кокошника).

Воспитатель: А что носили замужние женщины. Как вы думаете, что это?

Дети: Это юбка понёва. Понёвы бывают глухие или распашные. Вначале надевали глухую понёву, а на нее распашную. Она была темная в клетку.

Воспитатель: Ткани для понёв брали домашнего изготовления: шерстяные (пряжа преимущественно из овечьей шерсти) и из растительного волокна - конопли. Чередование шерстяных и растительных нитей создавало на ткани узор из клеток.

Воспитатель: А что надевали спереди на понёву?

Дети: Спереди на поневу надевали передник. Он защищал одежду во время работы. Передники были рабочие и праздничные, красиво украшенные.

Воспитатель: Когда девушка выходила замуж, она меняла свой сарафан на понёву и прятала косу свою девичью под головной убор. Какие головные уборы носили в старину русские женщины?

Дети: Женщины носили кичку, кокошник, шамшуры - головной убор с платком. Кокошники были разного вида: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками, были также похожи на гребешок курочки, сороку с длинными лентами сзади, как хвост сороки и другие. На кичку часто надевали платок.

Воспитатель: Когда девушка собиралась на гуляние, то повязывала платок на голову и надевала душегрею. Душегрейка напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили её из дорогих тканей.

Душегрея - короткая одежда на лямках, отороченная мехом, с застежкой спереди. (Словарная работа)

Давайте вместе скажем: «Душегрея». Как вы думаете, почему она так называется? По вашему мнению, где находится душа у человека? Отсюда и название, значит, душу греет.

Итак, сделаем вывод, что женский костюм был двух видов понёвный и сарафанный, а основу обоих составляла рубаха. Белый и красный цвета в костюме значил символ чистоты и радости.

Воспитатель: Посмотрите и расскажите, что вы знаете о русском народном мужском костюме? К нам в гости также пришёл друг Катеньки Иванушка. Опишите его одежду.

Дети: Иванушка одет в разноцветную рубашку с косым воротом - косоворотку. На рубаху надет кафтан, подвязан поясом. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук. Также на нём - штаны порты, сапоги и на голове шапка.

Воспитатель: Догадайтесь, о какой детали народного костюма эта загадка.

Надену - ободом сведет,
Сниму - змеею упадет,
Тепла не даёт,
А без него холодно.

Дети: Пояс.

Воспитатель: Для чего носили пояс?

Дети: Пояс носили для тепла, оберега, а также, чтобы носить за поясом инструменты.

Воспитатель: А вот ещё загадка, про что она?

Сижу верхом, не ведаю на ком.
Знакомца встречу - соскочу, привечу.

Дети: Это шапка.

Воспитатель: А что носили мужчины ещё на голове, кроме шапки?

Дети: картуз, кепки, шляпы.

Воспитатель: Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.

Воспитатель: Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. А зимой, особенно в холодную зиму носили шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.

Вывод: Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба)

Воспитатель: А вы знаете, что в старину одежда, особенно праздничная, украшалась узорами, вышивкой в виде орнамента. Рубашки, как мужские, так и женские на рукаве, подоле и воротнике украшали вышивкой, ритмично повторяющимся рисунком. На Руси употребляли слово «узор».

«Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть», то есть увидеть. (Словарная работа). Увидеть красоту.

В старину мастерицы-рукодельницы пришивали узорную полосу на подол, воротник и манжеты рубахи, на которой вышивали прямые и волнистые линии, разноцветные знаки, символы: ромбы, квадраты, круги, кресты, цветы, птицы, деревья, растения, солнце, землю, воду. Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета.

Воспитатель: Для чего вышивали символы?

Дети: Они оберегали человека.

Воспитатель: Считалось, что вышивка - «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил, от разных неприятностей, приносила в дом счастье. Поэтому её еще называют оберегом. (Словарная работа.) Оберег - талисман, привеска от сглаза.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что каждый знак обозначал свой символ: красные круги или крест - символ солнца; ромб - символ земли, плодородия; волнистые линии означали символ воды, цветы - символ богатства и т.п.

Даже цвета имели своё значение:
Красный - благополучие,
Жёлтый - тепло и ласка,
Синий - радость,
Чёрный - богатство.
(Показ символов)

Воспитатель: Давайте мы с вами попытаемся создать свой оберег на полосках бумаги разной длины и ширины.

Задание: «Нарисуй свой узор-оберег»

На какой части одежды наносили вышивку (оберег)?

Дети: Подол, края рукава, ворот (разрез горловины).

Воспитатель: На полосках бумаги вы нарисуете сейчас цветными карандашами или восковыми мелками свои узоры.

Пока ребята выполняют работу, звучит народная музыка.

Воспитатель: Вы молодцы, потрудились на славу, посмотрите какие великолепные, красочные узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)

Воспитатель: А теперь мы с вами немного отдохнём. Куклы Катенька с Иванушкой отправились на ярмарку. На ярмарках люди веселились, играли, танцевали. Давайте, и мы поиграем и станцуем на нашей весёлой ярмарке.

Физминутка

Воспитатель:

Эй, ребята, выходите пляску русскую начните.
Ни сидит никто на месте, все танцуют с нами вместе.
Эх! раз, еще раз.
Мы наклонимся сейчас.
Ручками похлопаем, ножками потопаем.

Проводится русская народная игра "Плетень"

Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест - накрест. По сигналу первая шеренга идет навстречу второй шеренге, которая стоит на месте и кланяется ей. Затем отходит на первоначальную позицию. То же делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем приседают. Говорят слова:

Есть старинная игра,
Называется "Плетень",
Нам в нее играть охота,
Нам в нее играть не лень.
Раз плетень, два плетень,
Спрячемся от солнца в тень.
Посидим, отдохнем
И опять играть начнем.

С окончанием слов дети должны построиться в шеренги. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.

Погуляли, поплясали на ярмарке. За ваш труд полагается награда. (Пряничные домики, сердечки, куколки).

Воспитатель: После короткого отдыха я вас опять приглашаю в нашу мастерскую народно-прикладного творчества, чтобы самим нарисовать кукол в национальных костюмах.

Наша группа всегда «превращается в мастерскую», когда мы изучаем народное творчество России. Сегодня мы рисуем куклу в национальном костюме, а после сделаем коллективную работу «Весёлая ярмарка» и «Праздничный хоровод». Практическая деятельность детей.

Воспитатель: Посмотрите, какие нарядные девицы и юноши в национальных костюмах у вас получились, а какие красочные сарафаны и рубашки. Не забыли вы и про узоры на одежде. Вы молодцы, и как тут не вспомнить народную пословицу:

Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.


Воспитатель: повторим, что нового вы узнали о русском народном национальном костюме? Для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Ответы детей)

Пусть летят века и годы.
Наша Русь - царица моды,
Лучше русского наряда
Не найдёшь! Да и не надо.

Можно сказать, что народный костюм - это зеркало, отражающее жизненный опыт поколений.

Воспитатель: А наше занятие я хотела бы закончить песней о нашей Родине. Звучит аудиозапись песни "Моя Россия" (муз. Г.Струве, слова Н.Соловьевой).

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей!

Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа!

Припев:

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это мы с друзьями.

Источники

  1. С.Вохринцева. Демонстрационный материал для педагогов и родителей. Национальные костюмы народов России. Изд-во «Страна Фантазий» Проект Планета Земля. Составлено в рамках ФГОС.
  2. С.Вохринцева. Окружающий мир. Национальные костюмы. Дидактический материал. Ч.3. Народы России. Изд-во «Страна Фантазий» Проект Планета Земля. Составлено в рамках ФГОС.
  3. Автор проекта: Т.В. Цветкова/ Изд-во «ТЦ Сфера» комплект наглядных пособий «Россия - Родина моя». Народы России.
  4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная группа - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»; 2014. -112с.
  5. Частушки о русском народном костюме.
  6. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/chastushki_o_russkom_narodnom_kostiume?ysclid=ltn26083u3952977011