Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: Функциональная грамотность


ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. В современном мире функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Недостаточный уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию.

Недостаточный уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию.

Актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Что же такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать школьник?

  • Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
  • Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
  • Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности - в школьном классе.
  • Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.

Функциональная грамотность:

  • является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;
  • направлена на решение бытовых проблем;
  • обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;
  • связана с решением стандартных, стереотипных задач;
  • используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (по А.А.Леонтьеву).

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Ряд исследований показывают, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность на уроках русского языка и литературе. В представлении о функциональной грамотности особое место занимает деятельностная грамотность, т.е. способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию и реализовывать простейшие виды деятельности в ситуации неопределенности.

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Как добиться грамотного письма у детей? Во-первых, важно заинтересовать детей, и не столько занимательным материалом, сколько тем фактом, что они занимаются серьезным делом на уроке. Именно серьезное отношение к предмету пробуждает интерес к его постижению. Формированию грамотности способствуют несколько факторов.

Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

В начальной школе основной линией развития является умение грамматически и эффективно пользоваться русским языком в устной и письменной речи. Наличие функциональной грамотности по русскому языку предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности (чтения, письма, говорения, слушания).

Для того чтобы у обучающихся на уроках русского языка развивалась функциональная грамотность, необходимо, чтобы у него был, прежде всего, интерес к данному предмету. Учителям необходимо развивать интерес обучающихся к изучению русского языка посредством самого языка, а именно: показать обучающимся богатство и систематичность языка, тщательно отбирать материал для занятий и ответственно подходить к построению каждого урока

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если:

  • обучение носит деятельностный характер;
  • учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
  • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
  • используются продуктивные формы групповой работы.

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, и в зависимости от каждодневной работы учителя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируется функциональная грамотность школьников.

В сфере образования Функциональная грамотность - это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни, она включает приобретение знаний, развитие познавательных и творческих способностей, в постоянном обогащении научными знаниями и в применении их на практике, обеспечивает нормальное существование и функционирование человека в системе социальных отношений. Человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, для общения и социальных отношений - это функционально грамотный человек.

Составляющие функциональной грамотности

  • Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них.
  • Естественно-научная грамотность - способность человека научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  • Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
  • Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний, обеспечивающее участие в экономической жизни.
  • Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
  • Глобальные компетенции - это сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений)

Система образования в настоящее время меняется. Важнейшая компетентность личности школьника - умение учиться, поэтому современная школа должна работать на формирование личности творческой, способной самостоятельно решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться любой информацией, пополнять знания, отстаивать свои убеждения, саморазвиваться, применять знания на практике, то есть образование нацелено на развитие функциональной грамотности, когда теоретические знания должны использоваться в повседневной жизни.

В течение жизни каждый человек получает опыт практического использования знаний, но начинается это процесс еще в школе. Поэтому современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, он должен уметь своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности, правильно оценить возможности учащихся и подготовить ряд наводящих вопросов при решении заданий любой сложности.

При проведении урока в соответствии с ФГОС учитель должен использовать задания на развитие не только предметных знаний, но и метапредметных (когнитивные, коммуникативные, регулятивные).

Взаимосвязь деятельности учителя и ученика при формировании функциональной грамотности происходит на разных этапах урока: целепологания, планирования, принятия решения, выполнения, оценки результатов.

Задания по функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но могут занимать какую-то его часть.

В связи с этим основной задачей учителя остается инициировать образовательный запрос учащихся.

Система работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности:

  • Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение)
  • Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста
  • Развитие устной и письменной речи:
    • развитие орфоэпических навыков;
    • работа по обогащению словарного запаса;
    • развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;
    • развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;
    • развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.

На уроках русского языка мы можем воплощать несколько приоритетных направлений, одним из которых является грамотности чтения (или смысловое чтение). Это способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения.

Существует множество приемов грамотного чтения: чтение с остановками, работа с вопросником, читательские дневники, логическая цепочка, тонкие и толстые вопросы.

Рассмотрим один из самых простых, но очень важных приемов, которые очень помогают на уроках.

«Тонкий и толстый вопрос!» «Тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. Чаще всего ученики задают тонкие вопросы к текстам.

Обратимся к примеру:

Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: «Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас станет по две идеи».

Какие вопросы чаще всего задают дети? Тонкие, простые, о том, что на поверхности.

Что сказал писатель?

К какому образу он обратился?

О каком понятии он размышлял?

Задайте, пожалуйста, вопросы, которые заставят глубже вникнуть в содержание.

Что имел в виду автор?

Почему прибегнул к такому сравнению?

К какому выводу он нас подводит?

Такой прием позволяет не только содержательно глубже вникнуть в текст, но и выйти за рамки текста. А это отвечает тем требованиям, о которых мы говорили ранее. Не так ли?

Обратимся к следующему аспекту.

Функциональная грамотность включает в себя владение всеми средствами родного языка в устной и письменной речи. Этот навык требует постоянной работы над ним, систематической, планомерной. Но это вовсе не означает, что работа будет рутинной. Без нее, конечно, тоже никуда, но есть интересные формы проработки этого навыка.

В рамках интеллектуального многоборья можно проводить разные игры. Хочу с Вами провести одну.

Бескрылки.

Перед Вами будут четверостишия, последняя строчка которого представляет собой крылатую фразу, известное выражение. Попробуйте догадаться.

Раз Вещий Олег окружен был врагами:
«Нас сто, ты один! Поднимай белый флаг!»
Но реет по-прежнему Рюрика знамя:
Врагу не сдается наш гордый варяг.

Перевертыши:

Я зашифровала строчки из известных стихотворений. Вам необходимо каждое слово заменить на антоним, на слово с противоположным значением, для того чтобы узнать строчки. Итак,

Стою у распахнутого настежь окна замкнутой светом сухой комнаты (Сижу за решеткой в темнице сырой)

Твоя племянница заурядных подлых беззаконий (Мой дядя самых честных правил)

Поговорки. Лысина - мужское безобразие (Коса - девичья краса)

Такие формы работы развивают языковое чутье, позволяют почувствовать все тонкие грани русского языка.

Одним из действенных средств, способных вызвать интерес к уроку и развивать функциональную грамотность, являются дидактические игры или фрагменты. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для детей более доступным, работоспособность увеличивается. Это могут быть такие игры, как: «Четвертый лишний», «Слабое звено», «Найди лишнее слово», «Закончи предложение».

Одним из видов дидактической игры может быть сочинение лингвистической сказки. При изучении правила о чередовании гласных в корнях -гар- -гор- или при изучении правила о правописании приставок пре- и при-. Если персонажами сказки будут эти приставки, то придумываем ситуацию, в которой при- совершала бы оценочную характеристику. Возможное начало:

«За тридевять земель, в царстве грамматики жили племена приставок и суффиксов. В одном из домов жили неразлучные подружки, приставки пре- и при-…». Учащиеся продолжают самостоятельно. Или варианты, которые вы видите на слайде.

Работа над формированием функциональной грамотности обучающихся опирается как на традиционные методы и формы обучения, так и на инновационное обучение. Развитию функциональной грамотности способствуют и нетрадиционные уроки, и отдельные фрагменты уроков. Они позволяют повысить интерес и к уроку, и к учебному процессу в целом. Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов.

Но при всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков лучше использовать отдельные моменты. Это могут быть словарные диктанты. Интересное представление новых словарных слов помогает эффективному усвоению и развивает важнейшие интеллектуальные качества школьников и развивает речемыслительные процессы.

Виды словарных диктантов (на слайде).

Одним из видов словарных диктантов может быть терминологический диктант, в котором нужно узнать слова по толкованию лексического значения. Для этого вида подбираются слова на одно правило. Например, изучается правило о написании Ы и И после Ц. Диктант проводится следующим образом: я читаю и задаю вопросы, а дети отвечают одним словом - термином.

- Как называется дословная выдержка из текста? - цитата

- Каким словом можно назвать обязательное для всех подчинение установленному порядку, правилам? - дисциплина

- Как называется предмет для вычерчивания окружностей, дуг? - циркуль

- Как называется систематизированное собрание каких-либо предметов? - коллекция

Одновременно идет и орфографическая работа, и работа со словом.

При изучении разных орфограмм можно проводить аукцион трудных слов. Проводить можно и устно, и письменно. Например, нужно назвать слова, которые имеют в своем составе исторический корень -чар-. В значении «волшебство, колдовство»: чаровать, очаровывать, очарование, очаровательный, чародей, чародейка, чаровнится, разочаровать, разочарование и другие.

Опираясь на знание этимологии дети сознательно активизируют свой словарный запас. К тому же данное упражнение развивает внимание и память, так как не должны повторяться уже названные слова.

Я на уроках изучения орфограмм использую раскраски.

Третий вопрос развития функциональной грамотности.

Большое значение в повышении функциональной грамотности обучающихся имеют уроки развития речи или отдельные элементы речетворчества на уроках русского языка. Научиться писать сочинение - значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное, высказывать свою точку зрения. Для развития речи учеников я часто использую сочинения-миниатюры, изложения-миниатюры, которые развивают образное мышление ученика. Например, при изучении имени прилагательного в 6 классе писали сочинение-миниатюру о зиме.

Итак, мы рассмотрели несколько аспектов функциональной грамотности. Эти аспекты могут развиваться не только на уроках русского языка. Они относятся к метапредметной области. И в итоге кроме великих целей развития успешной современной личности, они отвечают и узконаправленным целям: это наше собеседование, устный экзамен по русскому языку в 9 классе.

Использование мною различных методических приемов на уроках русого языка повлияло на мотивацию учащихся к обучению русского языка и итоговые результаты.

Появилась возможность творческой деятельности учащихся на более высоком уровне.

Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

Слабые учащиеся получают возможность испытать учебный успех, стремятся к более высоким достижениям.

Какие платформы можно использовать для формирования функциональной грамотности?

Последнее время чаще всего используются ресурсы РЭШ (Российской электронной

школы), Домашние задания онлайн (Физикон), приложение PISA (Физикон) онлайн-школы Фоксфорд. Эти электронные ресурсы позволяют не только проверить знания и получить оперативно результат, но и решать задания с элементами PISA. При работе детей с данными ресурсами оттачиваются навыки владения компьютером.

Как показывает практика, решение заданий детям дается непросто, особенно на платформе РЭШ. На мой взгляд, одна из основных проблем, это неумение детей работать с текстом, выделять главное, неумение понимать суть вопроса, поэтому спектр работы для педагога довольно большой и основная задача - это слаженная работа учителей начальной школы и учителей-предметников.