Что такое склонение имён существительных

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, УМК «Школа России», склонение имен существительных


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: способствовать формированию умения определять падеж имён существительных.

Задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  • развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;
  • формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;
  • формировать умение оценивать себя и других учеников;

Направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;
  • уметь высказывать свое мнение;

Познавательные УУД:

  • развивать готовность к принятию и решению учебных задач;
  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;
  • развивать мыслительную деятельность;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
  • развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;
  • формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;

Направленные на достижение предметных результатов:

  • формировать умение различать падежи по вопросам и предлогам;
  • формировать умение составлять алгоритм действий при определении падежей имен существительных;
  • применять правило проверки пропущенной орфограммы в словах;
  • закрепить умение склонять имена существительные по вопросам и опорным словам;
  • закрепить умение определять род имен существительных.

Оборудование:

  • УМК «Школа России», учебник «Русский язык», 3 класс, 2 часть;
  • электронная презентация;
  • компьютер, проектор, экран;
  • памятки для коллективной работы;
  • карточки с текстом для групповой работы;
  • карточки с алгоритмом определения падежей имен существительных;
  • листы самооценки;

Ход урока

1. Организационный момент

- Прозвенел звонок,
Начинается урок!

- Проверьте, чтобы на вашем рабочем месте были: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Садитесь!

- Откройте тетрадь. Сядьте правильно. Прочитайте орфографически число и вид работы. Запишите без ошибок. (Слайд 1)

2. Минутка чистописания

- Посмотрите на доску.

- Какое слово рассыпалось на слоги? (Комната) (Слайд 2)

- Соберите слово.

- Что необычного в этом слове? (Оно является словарным. В этом слове есть непроверяемая гласная, которую нужно запомнить)

- Запишите это слово в своих тетрадях, поставьте знак ударения, выделите орфограмму.

- Проверьте с записью на доске.

- Запишите два однокоренных слова к слову комната.

3. Актуализация знаний

- Прочитайте слова.

Парта, парты, парте, партой.

- Это однокоренные слова? (Нет. Это формы одного слова.)

- Поставьте к каждому слову вопрос.

(Что?) парта, (чего?) парты, (чему?) парте, (чем?) партой. (Слайд 3)

- Что изменяется в слове при изменении его по вопросам? (Окончание)

- Сформулируйте тему урока. (Падежи имен существительных) (Слайд 4)

- Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Научиться определять падеж имен существительных) (Слайд 5)

- Где можно взять упражнения для того, чтобы достигнуть цели урока? (В учебнике)

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику.

Упр. 64, с. 36.

- Прочитайте текст.

- Поставьте слово сосна в каждое предложение.

- Что вы заметили? (Изменяется окончание слова)

- Выпишите слово сосна вместе с вопросами и тем словом, от которого ставится вопрос. Выделите в словах окончание. (Слайд 6)

- Прочитайте сведения о языке стр. 36, 37.

- Что такое склонение? (Изменение по падежам.)

- Сколько всего падежей в русском языке? (6 падежей)

- Назовите их?

5. История о падежах

(Слайд 7) Откуда пошли названия падежей

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать - Именительный.

Родился - стал Родительный. Это имя ему тоже подходило. Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.

Но когда хотели о нём рассказать, вспоминали все его имена - падежи:

  • Именительный,
  • Родительный,
  • Дательный,
  • Винительный,
  • Творительный,
  • Предложный.

Упр. 65, с. 37. (Коллективное выполнение)

- Прочитайте на с.38, на что нужно обратить внимание.

6. Физкультминутка

Я вам буду называть имена существительные.

- Если существительное мужского рода - присели - встали мальчики, если существительное женского рода - присели - встали девочки, если существительное среднего рода все хлопнули в ладоши.

Класс, февраль, молодежь, рассказ, окно, зима, обед, место, облако, суббота, молоко, помощь, закладка, пустяк, дочь, дочка, день, объявление, яблоко.

Упр. 67, с. 38.

- Прочитайте задание к упражнению.

- Что значит «просклонять имя существительное»? (Изменить по вопросам)

- Выполни задание. (Работа в парах)

Продолжение работы по теме урока

Работа в группах

- Разбейтесь на группы по 3-4 человека.

- Пока раздаю материал, вспомните правила работы в группе.

- На листочках (см. Приложение 1) записаны пословицы и простые предложения. Нужно указать, в каком падеже стоят выделенные слова. И расположить данные предложения в последовательности расположения падежей в русском языке:

  • Славен человек не словами, а делами.
  • Дело словом не заменишь.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Мы радуемся победе спортсменов.
  • Я на дереве вижу дятля.
  • Есть много пословиц о труде.

- В своей работе вы можете воспользоваться алгоритмом определения падежа имени существительного (см. Приложение 2.) (Слайд 8)

- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

Проверка работы. (Слайд 9)

  • Дело словом не заменишь. (И.п.)
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)
  • Мы радуемся победе спортсменов. (Д.п.)
  • Я на дереве вижу дятла. (В.п.)
  • Славен человек не словами, а делами. (Т.п.)
  • Есть много пословиц о труде. (П.п.)

- У кого всё правильно получилось?

7. Рефлексия

- Прочитай. Определи падеж слова весна в каждом случае.

В рощах птичье пение,
А в классе - тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется весна.
Склоняем вслух: весна, весны…
А за окном ручьи слышны.
На парте не сидится мне,
А тут весна, весны, весне…
Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне…
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на стене.
Я.Аким

8. Подведение итогов урока

- Что такое склонение имен существительных? (Изменение по падежам)

- Как определить падеж существительного? (Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж).

9. Домашнее задание

Просклонять слова погода, машина.