Формирование ключевых компетентностей учащихся начальных классов через проектную деятельность

Разделы: Начальная школа, Руководство учебным проектом

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов


В настоящее время всё чаще приходится говорить о том, что учащиеся испытывают затруднения в применении на практике полученных знаний. Для решения данной проблемы в своей практике использую метод проектов.

Проектную деятельность ученики начальной школы могут осуществить пока только с помощью учителя. В основе каждого проекта лежит проблема. Формулирует проблему учитель, а дети её принимают, объясняют причины её решения. Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, являются субъектом деятельности. При этом школьники сами выбирают способы виды деятельности для достижения цели. Им никто не навязывает; как и что делать.

Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается они ещё не знают, и как много им предстоит ещё узнать. У детей появляется чувство ответственности перед одноклассниками, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то необходимый результат не будет достигнут.

С большим интересом дети готовятся к презентации своего проекта. Они понимают, их выступление должно быть понятным, чётким, научным и логичным. При этом у детей развиваются логика, мышление и культура речи.

Выбор темы проектов может быть разным. Опыт детей, возрастные и психофизиологические особенности младших школьников, их потребности и интересы определяют тематическое поле проектов. По мере взросления и овладения навыками учащиеся с большей самостоятельностью работают над проектами. Чем старше ребёнок, тем успешнее его умение применять полученные на уроках знания.

Проект «Человек и история человечества»

В четвёртом классе даётся общее представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на земле. При этом закладываются основы заинтересованности изучения истории разных культур и народов, разных религий и государств. Изучение истории в начальной школе может происходить с применением технологии проектов,когда дети совместно решают проблемы, возникшие в ходе какой-либо деятельности, требующей творческого применения знаний, полученных на уроках.

В ходе работы над проектом решались следующие задачи:

  • научить детей использовать разные источники информации;
  • научить анализировать найденные сведения, выбирать нужные и делать выводы;
  • научить использовать навыки, полученные на других уроках, для подготовки презентации проекта.

1 этап. Организационный

В ходе работы на этом этапе учитель совместно с детьми корректирует выбранную тему. Здесь определилась проблема и пути её решения. На этом этапе происходило распределение на группы:

  • первобытный мир;
  • древний мир;
  • средние века;
  • новое время:
  • новейшее время.

Каждая группа изучает свою тему, отвечает на вопросы и решает свои проблемы. Каждая группа определила свой подход к раскрытию темы. Прежде, чем изучить эпоху, ребятам нужно было узнать, что такое историческая эпоха, чем она характеризуется, в какие века и сколько она длилась, какие достижения этой эпохи мы используем в современной жизни.

2 этап. Подготовительный

Дети совместно с учителем составили план деятельности по разработке проекта, т.е. этапы работы; определили результат, который они хотели бы получить:

  • макеты орудий труда и жилищ первобытных людей;
  • макеты рыцарских замков и доспехов;
  • электронные презентации;
  • элементы одежды разных эпох;
  • элементы геральдики средневековья;
  • создание геральдики своих семей;
  • викторины и кроссворды о своих эпохах;
  • сценарий выступления.

3 этап. Проектирование

Для работы на этом этапе были определены дни консультаций, когда учитель рекомендовал ребятам, где можно найти нужную информацию о каждой эпохе, помогал её проанализировать и выбрать нужную. В ходе этого этапа осуществлялась разработка самого проекта.Каждая группа работала в соответствии со своим планом. Дети каждой группы отвечали на вопросы:

  1. Время, в которое длилась каждая эпоха.
  2. Что изменилось с приходом данной эпохи?
  3. Что людям принесла изучаемая эпоха?
  4. Что из достижений этой эпохи мы используем сейчас?
  5. Что, взятое из данной эпохи, человек совершенствовал в зависимости от времени?

Ребята уже проявляли большую самостоятельность. Активными помощниками детям на этом этапе оказались родители. Им тема проекта оказалась тоже интересна. Дети нашли много интересного материала о первобытных людях, их образе жизни и орудиях труда, способах добычи огня, охоты и рыболовства, первых навыках земледелия.

Много вырезок и фотографий были принесены ребятами о достижениях древнего мира: пирамидах, олимпийских играх, письменности, календарях, 7 чудесах света. Учащиеся, которые отдыхали с родителями в Египте и Греции, привозили сувениры и рассказывали нам о них, а так же рассказывали о современных памятниках и знаменательных местах этих стран.

Интересные получились у ребят сообщения о рыцарях, их оружии, замках и гербах. И некоторые дети изготовили рисунки и эскизы своих гербов, которые они придумали для своих семей. Также были мальчики, которые решили для себя сделать рыцарские доспехи (щит, меч, латы). Используя цветную бумагу, картон, фольгу, глину, деревянные бруски, проволоку, старый мех, ребята изготовили макеты замков, орудий, элементы костюмов.

Группа, которая изучала новое время, подготовила материал об основных достижениях: воздушном шаре, печатном станке, пароходе и паровозе, теле- и микроскопе, назвала имена их изобретателей. А также дети подготовили эскизы и макеты самых разных автомобилей, самолётов, фотоаппаратов.

В новейшую эпоху совершенствовались достижения разных этапов всемирной истории, были открыты космос и ядерное оружие. Об этом дети и рассказали, приготовили рисунки. Макеты космических кораблей, телевизоров, компьютеров.

4 этап. Презентация

На этом этапе дети показали результаты своей работы. Презентация проходила перед одноклассниками. Здесь ребята могли увидеть результаты работы детей других групп. К ученической конференции дети подготовили костюмы и сценарий своего выступления. Макеты, изготовленные детьми, были выставлены в холле.

Результаты получили высокую оценку, а изготовленные макеты и плакаты могут быть использованы в качестве наглядных пособий.

Работа над данным проектом позволила ребятам развить коммуникативную, информационную, технологическую компетентности и компетентность решения проблем.

Важнейшие умения, которые я развивала у учащихся- это способность воспринимать новую информацию, её анализировать и делать выводы. Сравнивать отдельные исторические факты, явления и процессы. С помощью учителя дети научились выделять некоторые отличительные характеристики исторических событий, устанавливать их последовательность.

В ходе работы над проектом я учила детей использовать в речи отдельные исторические понятия, участвовать в дискуссии, формулировать свою точку зрения и защищать её.

Проанализировав собственный опыт работы над проблемой, я увидела положительную динамику в росте познавательного интереса учащихся, умения и навыков работы с информационными источниками, появилась необходимость в поиске дополнительной информации к урокам, повысилось качество знаний, увеличилось число детей с учебной мотивацией. Кроме того, проектная деятельность помогла сплочению детского коллектива, вырос процент участия детей в творческих проектах. Дети научились оценивать и анализировать полученный результат. Ученики готовы к освоению метода проектов в основной школе. Сами же ребята отмечают, что в занятиях проектной деятельностью им нравится работать вместе с другими ребятами, что они узнают много нового и интересного, учатся отстаивать свою точку зрения. Дети заметили, что стали больше читать, интересно и грамотно рассказывать о прочитанном. Это ли не наглядный результат метода проектов?