Сценарий урока по теме «Лишайники». 5-й классе

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Класс: 5


Вступление: музыкальная вставка - звуки природы, хвойный лес.

Введение

«Во времена долгих странствий древнееврейского народа по пустыне (они продолжались, согласно Библии, сорок лет) люди вначале сильно бедствовали от нехватки пиши. Но после месяца невзгод, проснувшись как-то утром, они обнаружили на земле непонятный налет, похожий на крупу или иней. Впервые увидев его, люди удивленно стали спрашивать друг у друга: «Манная?» (В переводе на русский - «Что это?») манна (так и назвали этот налет) оказалось съедобной, ее мололи, толкли в ступах, варили в горшках или пекли из нее лепешки. Все сорок лет странствий, говорится в книге Библии «Исход», каждое утро евреи собирали принесенную ветром или упавшую с неба манну, «небесный хлеб», что помогало им прокормиться в пустыне. (Отсюда и произошло выражение»манна небесная»)

Но, что это? Спросите вы.

Современные ученые считают, что речь идет, вероятно, о комочках лишайника аспицилии съедобной, которая обитает в пустынях и степях, комочки ее переносит ветер на далекие расстояния, они могут выпадать в виде легкого дождя, оседать в низменных местах.

Но что же такое лишайник?

Лишайники поселяются там, где не выживает никакое другое растение. Это первопроходцы, пионеры растительности. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли и только по проторенному им пути появляются более сложные формы жизни. Лишайники находили в Антарктиде на 86 - м градусе южной широты и на раскаленных камнях пустынь, они живут на таких малопригодных для жизни предметах, как застывшая вулканическая лава, кирпичи, бронзовые памятники, старинные пушки, фарфор, стекло.

В чем же уникальность лишайников, почему их называют «растениями - сфинксами»?

Лишь во второй половине 19 века, удалось ученым разгадать их главную тайну. Тимирязев назвал это открытие одним из «наиболее поразительных и неожиданных открытий биологической науки за четверть века. Открытие заключалось в том, что лишайник состоит из двух совершенно разных организмов: гриба и водоросли. Ученым было давно известно, что в лишайниках имеются какие-то зеленые шарики, оплетенные нитями, похожими на нити грибницы. Но никто не предлагал, что эти шарики могут жить сами по себе. И только в 1867 году немецкий ботаник Симон Швендер сделал смелый вывод о том, что лишайник представляет собой симбиоз (напомним, что слово «симбиоз» переводится как «совместная жизнь») гриба и водоросли. Лишайники - не грибы и не водоросли, а самостоятельная группа растений, к которой принадлежит более 26 тыс. видов.

Представителями лишайников можно показать: ксантория постенная, ягель (олений мох), пармелия козлиная, гипогимния, центрария (исландский мох), эверния

Прав ли человек, называя совместное сожительство симбиозом, а может быть кто-то из них «раб», а кто-то «хозяин»?

Один из парадоксов лишайников заключается в том, что почти все входящие в их состав водоросли («рабы». «невольники») могут прекрасно жить и на свободе. «Рабство» мало изменило их природу. Другое дело - лишайниковые грибы («хозяева»). Они жить самостоятельно разучились. В природе их без водорослей не встретишь. Общее достижение гриба и водоросли, объединившихся в лишайник, заключается в том, что вместе они проникли в такие места, где по отдельности не смогли бы жить. Как уже было сказано, «разобрать лишайник на части» просто. А вот «собрать его обратно»… это оказалось очень сложной задачей. В опытах гриб и водоросль не проявляли ни малейшего желания объединиться и вскоре гриб погибал. Все же в 1980 г. американские ботаники сумели соединить водоросль и гриб, выращенный из споры. В своей победе ученые убедились, когда обнаружили особые лишайниковые вещества, которые ни гриб, ни водоросль поодиночке не создают.

Все-таки лишайники уникальное чудо природы, но как же человек? Прежде всего

  1. Из лишайниковой кислоты получают усниновую кислоту, которая убивает бактерии, помогает заживлению ран
  2. Отвары различных лишайников известны в народной медицине как взбадривающее и противовоспалительное средство
  3. Лишайники используют при изготовлении пудры, духов, душистых сортов мыла
  4. Из них получают лакмус, без которого не обходится ни одна химическая лаборатория
  5. Благодаря лишайникам сохраняется благосостояние всей Лапландии, имеется в виду ягель - «олений мох», «исландский мох», что является кормом для северных олений.
  6. Благодаря лишайникам ученые установили возраст знаменитых гигантских каменных изваяний на острове Пасхи. Измерив по фотографиям, насколько выросли за полвека поселившиеся на статуях лишайники, ученые вычислили их возраст (более 400 лет). Значит, изваяния воздвигнуты более четырех столетий назад.

Почему повезло Робин Гуду в европейских лесах 19 века?

Стволы деревьев в них были покрыты сплошным лишайниковым ковром. Но сейчас в городских парках их почти нет. Лишайники лишены возможности избавляться от вредных веществ. Поэтому они совершенно не переносят загрязнения воздуха.

Чем дальше от города - тем больше в лесах лишайников, тем они разнообразнее. По наличию тех или иных лишайников можно определять степень загрязненности воздуха, больше всего они боятся сернистый газ.

Интересно, но факт…

В конце 18 в начале 19 века возникла наука о лишайниках - лихенология.

Первым ученым, кто дал термин «лишайник» был А.Н.Бекетов.

Самыми старыми лишайниками считают антарктические корковые лишайники, их возраст 10 тыс. лет.

По свидетельству знаменитого немецкого химика Ю.Либиха, его повар мог приготовить 70 блюд из исландского моха (центрария).

Лишайники - самые медленно растущие организмы. За год их слоевище вырастает всего на 1-8 мм.