Имя существительное как часть речи. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: имя существительное


Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок-путешествие.

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (5 класс - 5 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 кл./ Сост. Л.И.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2002. - С. 10-62).

УМК: Русский язык 5 класс редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Цель урока: систематизация изученного об имени существительном.

Задачи урока:

Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение находить имена существительных в тексте;
  • повторить морфемный разбор слов;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас всех в этом классе. Надеюсь, что наш урок сегодня пройдет сегодня плодотворно, вы получите много положительных эмоций и знаний.

- Скажите, а вы любите сказки? А какие вы сказки знаете?

- А кто помнит сказку «Двенадцать месяцев»?

- Да, злая мачеха отправила падчерицу зимой в лес за подснежниками.

- Кто помог ей?

- 12 месяцев.

- Назовите их.

- Ребята, а к какой части речи относятся данные слова? (имена существительные)

- Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (Имя существительное как часть речи.)

- Давайте определим цели и задачи нашего урока.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных и будем собирать в корзину не только подснежники , которые будут признаками имен существительных.

- Ребята, а какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология)

- На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные и служебные)

- Чем самостоятельные отличаются от служебных? (имеют значение)

- А что обозначают существительные? (предмет)

Задание №1.

Прочитайте слова

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

Согласны ли вы,что данные слова обозначают предметы?

Давайте посмотрим, что ещё могут обозначать существительные?

Распределите слова в зависимости от значении?

Задание выполняется по группам.

1 группа

  1. названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)
  2. названия предметов. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)

2 группа

  1. названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)
  2. названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

3 группа

  1. названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)
  2. названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)

Проверка: зачитывает ученик от каждой группы + над какими орфограммами вы работали (слайд11).

Вот мы и положили 1 подснежник в нашу корзину - значение

Задание №2.

Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием. (Работа в парах)

- А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное?

Алфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свекла.

- Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают, обозначим ударение, произнесём их правильно.

Вот мы и положили 2 подснежник в нашу корзину - вопросы

Физкультминутка.

- Встали, руки в замок, нарисовали в воздухе восьмерку, руки от себя, к себе, а теперь встряхните руками, повернитесь друг к другу и попробуйте сказать комплимент, используя имена существительные.

- Вот теперь отдохнувшие, свежие, бодрые вы можете приступить к работе.

Задание №3.

Перед нами лесная избушка, в ней три этажа.

  • На первом этаже живут существительные: папа, день, стол…
  • На втором этаже живут существительные: мама, страна, высота…
  • На третьем этаже живут существительные: яблоко, море, счастье…

Как думаете, по какому принципу распределились слова на этажах? (в зависимости от рода)

Как определить род существительного? (Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.)

Вот мы и положили 3 подснежник в нашу корзину - род.

Задание №4.

Все существительные имеют свои дома одни существительные такие как земля, папа живут в одном доме, существительные поле, заяц живут в другом доме, существительные мышь и печь живут в третьем доме? (слайд 15)

Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению).

Сколько склонений у существительных?

Как определить склонение имен существительных? ( к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием -а, -я, ко 2 склонению - существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению - существительные женского рода с нулевым окончанием.

Вот мы и положили 4 подснежник в нашу корзину - склонение

Задание №5.

Посмотрите пожалуйста на экран. На какие две группы можно разделить эти имена существительные и почему?

Лес, полянка, луч, снег, сугробы, сосны, деревья, куропатки

  • единственное число
  • множественное число

Вот мы и положили 5 подснежник в нашу корзину - число

Задание №6.

Добрались мы и до поляны Падежей.

Повторим название падежей и падежные вопросы.

Игра «Кто быстрее».

Задание: изменить по падежам имя существительное БЕЛКА. На каждый ряд дается листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

Вот мы и положили 6 подснежник в нашу корзину - падеж

Подведение итогов.

Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что нового узнали? Помогите мне сделать вывод к нашему уроку. У вас на столе лежат листы со словами, попробуйте сложить их так, чтобы можно было сформулировать вывод сегодняшнего урока.

Имя существительное - это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам и падежам.

Ну, вот, корзина наша наполнена не только прекрасными цветами, но и знаниями по теме "Имя существительное".(слайд 17)

Но корзина это не полная, т.к. наполнять вы её будете продолжая изучать имя существительное и в 6 …классах. (разносклоняемые, собственные, нарицательные и т.д.)

Рефлексия

Закончи предложение:

  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Сегодня я узнал…

Домашнее задание

  1. Обязательное: п.89, упр. 474 (указать род и склонение имён существительных).
  2. По желанию: написать сказку об имени существительном.

ОЦЕНИВАНИЕ. А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке. Поставьте себе ту оценку, которую вы считаете заслуженной на этом уроке. (на полях в тетради)

Спасибо, ребята, за урок.