Программа внеурочной деятельности "Журавлик" (все о Японии)

Разделы: География, Внеклассная работа

Классы: 7, 8


Срок реализации: 2 года (2023-2025 гг.)

Пояснительная записка

Тип Программы - данная учебная Программа «Журавлик» является модифицированной.

Актуальность и практическая значимость

В настоящее время, в эпоху коренных изменений в политической и культурной жизни России, наиболее значимым является изучение языка и культуры стран, находящихся в географической близости от России.

Знакомство с культурой Японии - неотъемлемая часть интеллектуального потенциала тех, кому предстоит в недалёком будущем принимать решения, которые могут повлиять на социально-экономическое развитие нашей страны, включая экономику, политику, культуру.

Поэтому изучение японского языка и культуры Японии является актуальным и востребованным.

В связи с этим, ведущей идеей программы является знакомство с традициями и инновациями Японии.

По функциональному предназначению данная программа является культурологической.

Этапы реализации программы

Программа объединения «Журавлик» рассчитана на два года обучения.

  • 1 год обучения - 15 человек, количество часов в неделю - 2, по 1 часу 2 раза в неделю - 72 часа в учебном году;
  • 2 год обучения - 12 человек, количество часов в неделю - 2, по 1 часу 2 раза в неделю - 72 часа в учебном году.

Форма обучения - групповая.

Набор - свободный, без отбора и ограничений.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 10-13лет.

Цели и задачи: Основной целью программы «Журавлик» является пробуждение интереса к культуре Японии, изучение её традиций, инноваций, этикета, искусства.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомство с культурой Японии: анимэ, музыкальное творчество, оригами, устное творчество, традиционный костюм, театральное искусство, декоративно-прикладное творчество, кухня, праздники и фестивали.
  • знакомство с грамматикой японского языка, восприятие японской речи на слух, умения формировать предложения для общения во время проведения совместных проектов.

Воспитательные: воспитание патриотизма, любви к Родине. Уважение к культуре и традициям народов других стран.

Развивающие: развитие коммуникативных, творческих навыков обучающихся при создании собственных проектов, развитие организаторских способностей.

Учебно-тематический план

Первый год обучения, 2 часа в неделю

Темы занятий

Всего часов

В том числе

Теоретическая

Практическая

1

Введение в изучаемый предмет

1

1

2

Общие сведения о Японии

1

1

3

Легенды о императоре

1

1

4

Искусство, культура

9

5

4

5

Традиционные праздники

6

3

3

6

Символика

1

1

7

Грамматика - введение

18

9

9

8

Инновационные технологии Японии

7

7

9

Устное творчество Японии

5

5

10

Декоративно-прикладное творчество

9

9

11

Кухня

2

1

1

12

Японский женский костюм

3

3

13

Участие в познавательных программах и мероприятиях

4

2

2

14

Мастер-класс по оригами для учащихся

2

2

15

Мастер-класс по оригами для родителей

1

1

16

Этикет

1

1

17

Итоги года

1

1

Всего:

72

36

36

Содержание программы первого года обучения

1. Введение в изучаемый предмет - 1 час

  • География - работа с картой, просмотр видео, запись названий крупных островов, городов, морей, океана.

2. Общие сведения о Японии - 1 час

  • Божественный ветер, Марко Поло, Дайкоку Кодаю, Н.Резанов
  • рассказ, показ фрагментов фильмов, фото

3. Легенды о императоре - 1 час

  • Идзанаги и Идзанами, богиня солнца Аматерасу, бог ветра Сусаноо
  • рассказ, показ видео, картинок с изображением сюжетов

4. Искусство, культура - 9 часов

  • Театр - Но, Бунраку, Кабуки, Такарадзука
  • Музыка - КейкоМацуи, ДзёХисаиси, Китаро, АКБ 48, оркестр барабанов, кото, сямисен, сякухати, детские оркестры, песни - аудио, видео
  • Анимэ - «Принцесса Мононокэ», «Рыбка Поньо на утёсе» - просмотр фрагментов, разучивание песен из анимэ-фильмов на японском зыке

5. Традиционные праздники - 6 часов

  • Осень - Цукими - Любование луной - рассказ о празднике, оригами - зайчик - 2 модели,
  • видео с осенними пейзажами Японии, разучивание песни «Аки» (осень);
  • Зима - Новый год - рассказ о традиции встречать Новый год в Японии, оригами Санта Клаус, Дед Мороз, разучивание песни на японском языке «Санта Куросу»;
  • Весна - Хина мацури - Праздник девочек - рассказ о празднике, показ видео, разучивание песни «Хина мацури, оригами «Бумажная кукла»
  • Лето -Танабата - рассказ о празднике, видеопоказ сказки, разучивание песни «Танабата» на японском языке.

6. Символика - 1 час

  • рассказ о древних символах Японии, разучивание гимна японии «Кими га ё» на японском языке,
  • музыка ХиромориХаяси, гимн используется с 1883 года
  • Флаг японии Хиномару (солнечный круг) - рассказ, показ рисунков с флагами до 1883 года, аппликация флага, подписание на японском языке.
  • Символы императорского дома - 16 - лепестковая хризантема - аппликация.
  • Символы долголетия в Японии - хризантема, журавлик, сосна - рассказ.

7. Грамматика - 18 часов

  • азбука хирагана, азбука катакана, кандзи,
  • тема «Приветствие», тема «Возраст», тема «Части тела», тема «Семья», тема «Животные», тема «Птицы», тема «Рыбы», тема «Транспорт», тема «Счёт».

8. Инновационные технологии Японии - 7 часов

  • рассказ о вокалоидах, видео - Хацунэ Мику, Мэгуринэ Лука, Рин и Лен
  • рассказ о роботах - «Механические игрушки времён Эдо», робот АСИМО, Айко, Нао, Роби, робот - собачка Аибо, робот - тюлень Паро, робот - кошка Тама;
  • соревнования, танцы роботов, рассказ о создателе роботов Такахаси Томотако.
  • 3D-принтер - рассказ, видео

9. Устное творчество Японии - 5 часов

  • Поэты - мастера стихов хайку: МацуоБасё, ЁсаБусон, Кобаяси Исса, Масаока
  • Сики - рассказ о творчестве, разучивние стихов хайку, чтение наизусть.
  • Поэты - мастера стихов танка: Сайгё - рассказ о творчестве, разучивание стихов танка, чтение наизусть.
  • Сказки: «Момотаро» - просмотр видео, «Репка» - на японском языке - заучивание фраз на японском языке.
  • Стихи «Маленькая птичка», «Зайчик», «Хотару» - разучивание на японском языке, чтение наизусть.

10. Декоративно-прикладное творчество - 9 часов

  • Оригами - история возникновения, изготовление моделей: осенний лист, зайчик, журавлик, банан, цикада, олень, коробочки, Дед Мороз, Снегурочка, кадомацу.

11. Кухня - японские сладости вагаси, суси - 2 часа

  • Просмотр видеосюжетов о технологии изготовления сезонных сладостей вагаси, являющихся предметом эстетического совершенства, мастер-класс по изготовлению суси.

12. Японский женский костюм - 3 часа

  • Юката, оби, дзори, канзаси - рассказ, примерка костюма.
  • Кимоно, оби, гэта, украшения, сопутствующие предметы
  • рассказ, просмотр видео, изготовление бумажной куклы в стиле оригами, знакомство с мастерами кимоно
  • видеоматериал, с орнаментом кимоно
  • роспись рисунков.

13. Участие в познавательных программах и мероприятиях - 4 часа

  • Подготовка и участие в мероприятиях.

14. Мастер-класс по оригами для учащихся - 2 часа

  • «Коробочки», «Ласточка», «Банан», «Бабочка», «Фазан», «Лошадка»

15. Мастер - класс для родителей - 1 час

  • «Коробочки» различных моделей.

16. Этикет - 1 час

  • Рассказ о правилах поведения в Японии, поклонах, застольном этикете, практические упражнения.

17. Итоги года - 1 час

  • Подведение итогов года, игровая программа.

Учебно-тематический план

Второй год обучения, 2 часа в неделю

Темы занятий

Всего часов

Теоретическая

Практическая

1

Поп-культура

2

2

2

Бонсай

1

1

3

Узоры

4

4

4

Декоративно-прикладноетворчество

8

8

5

Культура, искусство

4

2

2

6

Устное творчество

3

3

7

Игры

2

2

8

Традиционные праздники

6

3

3

9

Анимэ Хаяо Миядзаки

2

2

10

Инновационные технологии Японии

6

6

11

Традиционный зонт вагаса

1

1

12

Веер

1

1

13

Фуросики

1

1

14

Спорт в Японии

1

1

15

Самураи

2

1

1

16

Песни и танцы для культурных обменов

9

9

17

Грамматика

18

18

18

Итоги года

1

1

Всего:

72

20

52

Содержание программы второго года обучения

1. Поп-культура - 2 часа

  • Дораэмон, Китти, Пикачу, Анпанман, Тануки, Манэки, Дарума.

2. Бонсай - 1 час

  • рассказ, слайды, видео об искусстве бонсай.

3 . Узоры - 4 часа

  • практические занятия

4 . Декоративно-прикладное творчество - 8 часов

  • история возникновения бумаги васи, рассказ и видео о производстве бумаги
  • васи, её применении, показ видов бумаги васи.
  • канзаси - фото сезонных видов канзаси, изготовление канзаси.
  • фуросики - рассказ, показ фото видов завязывания фуросики, видеоматериал о фуросики, практические упражнения
  • куклы - рассказ о видах японских кукол, фото кукол, показ кукол, применение кукол, изготовление бумажной куклы в стиле оригами.
  • сезонные рисунки на ширмах - показ, раскраски по образцам.
  • оригами: улитка, кузнечик, бабочка, павлин

Краткий обзор некоторых традиционных видов искусства:

  • амигуруми - японские вязаные игрушки,
  • темари - древнее искусство по вышивке шаров, мидзухики - искусство завязывания шнуров,
  • осиэ - искусство создания объёмных картин из ткани и картона,
  • кинусайга - картины из шёлка,
  • тэримен - тканевая скульптура в миниатюре, кумихимо - плетение шнурков,
  • сашико - искусство вышивки, бунка - искусство вышивки.

5 Культура, искусство - 4 часа

  • Танцы - просмотр видео «Соранбуси», исполнение элементов танца, знакомство с танцем «Ава одори», с традиционными танцами префектуры Тояма -
  • «Оваракадзэ - но бон», исполнение фрагментов танца, просмотр видео - современные танцы, традиционные танцы майко - сан.
  • Изобразительное искусство - картины иллюстратора ИкаваХироко, Баку Маэда, Одри Кавасаки, ЁкотаМихару, Абе Тосиюки, суйбоку - га, гравюры укиё - э Хиросигэ, Хокусая- рассказ о художнике, иллюстрации картин.
  • культура - рассказ, видео - Национальный музей природы и науки, музей будущего - Мирайкан, музей Эдо.

6. Устное творчество - 3 часа

  • Пословицы на японском, рассказ «Хатико», стихи танка - информация, чтение наизусть
  • Поэты: Мурасаки Сикибу.
  • Сказки: Иссумбоси, Земляника под снегом - текст, видео
  • Стихи на японском: Обезьянка, Поднимайся, змей
  • Пословицы на японском

7. Игры - 2 часа

  • Карута, кэндама, огэдама, такэтомбо, камифусэн.

8 . Традиционные праздники - 6 часов

  • Осень - Момидзигару (Любование листьями клёна) - видеосюжет, рассказ,
  • изготовление клёновых листьев в технике оригами, разучивание песни «Момидзи».
  • Зима - Сэцубун - праздник приближения весны, изгнания злых духов -
  • видеосюжет, рассказ, изготовление демона в технике оригами
  • Весна - Праздник мальчиков Танго - но сэкку - видеосюжет, рассказ, изготовление белых лошадок, ирисов в технике оригами
  • Лето - Танабата - видеосюжет, рассказ, разучивание песни «Танабата».

9. Анимэ Хаяо Миядзаки - 2 часа

  • Рассказ о творчестве, просмотр видеосюжета - Музей Гибли, просмотр
  • фрагментов анимэ «Ведьмина служба доставки», «Унесённые призраками»,
  • «Сон в летнюю ночь», «Ходячий замок», «Летающий корабль» - рисунок любимого героя анимэ.
  • Разучивание песен из анимэ.

10. Инновационные технологии Японии - 6 часов

  • рассказ, видеопоказ - робот Роби, робот Нао, концептуальные автомобили Японии, дома будущего, музей Team lab.

11. Традиционный зонт вагаса - 1 час

  • рассказ, показ фото, зонтов вагаса, исполнение зонта вагаса в технике оригами.

12 Веер - 1 час

  • рассказ, видеопоказ, фото, исполнение веера в технике оригами с предварительным нанесением рисунка.

13. Фуросики - 1 час

  • рассказ, видеопоказ, виды сложения фуросики, практические упражнения

14. Спорт в Японии - 1 час

  • рассказ, видео о видах спорта, занятия на зэнидайко.

15. Самураи - 2 часа

  • рассказ, фото доспехов самурая, просмотр фильма «Иэясу Токугава», фрагмента фильма «Табу», исполнение шлема самурая в технике оригами.

16. Песни и танцы для культурных обменов - 9 часов

  • разучивание детских и традиционных песен и танцев России и Японии.

17. Грамматика - 18 часов

  • счётные суффиксы, чтение текста, построение лёгких предложений.

18. Итоги года - 1 час

Методическое обеспечение программы описание форм работы

Для реализации программы необходимо использовать такие формы работы, как:

  • урок;
  • беседа;
  • игра;
  • коллективная работа;
  • объяснение;
  • наблюдение;

Краткое описание основных методов, используемых на занятиях:

  • словесные методы;
  • наглядные методы;
  • практические методы;
  • репродуктивные методы;
  • методы самостоятельной работы.

Для успешной реализации программы в учреждении необходимо наличие укомплектованной материально-технической базы:

  • Просторное помещение.
  • Отдельный стол для каждого ученика.
  • Стенд с информацией для учеников и родителей
  • Методическая и обучающая литература.
  • Шкаф для хранения.

Наглядные материалы: выставка работ, подготовительный материал.

Методическая литература: книги, журналы, фотографии по тематике, интернет-материалы и ссылки на дополнительные источники информации по предмету обучения.

Оборудование и материалы:

  • Современный телевизор с устройством для просмотра видеоинформации
  • Альтернативный вариант - проектор, экран, компьютер, колонки.
  • Учебники по оригами и другим видам декоративно-прикладного творчества;
  • Японские костюмы и аксессуары;
  • Цветная бумага различных размеров, видов, конфигурации, плотности и текстуры;
  • Линейка;
  • Краски, карандаши, фломастеры;
  • Клей.

Ожидаемые результаты

Эффективность реализации программы первого года обучения оценивается в умении учащегося изготавливать оригами, декламировать стихи, петь песни, показывать игры России и Японии, составить рассказ о себе.

В конце первого года обучения состоится знакомство с культурой, обычаями, инновациями страны при посещении Японии.

К концу второго года обучения учащиеся должны быть знакомы с культурой Японии через изучаемые в процессе занятий направлении Программы.

Быть активным, трудолюбивым, честным, с уважением относиться к культуре и традициям народов других стран.

Список литературы

педагогам

  1. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. - СПб: Азбука - Классика. т. 3.,2005
  2. Моран А. История декоративно-прикладного искусства - М.: Искусство.1982
  3. Садохин А. Мировая художественная культура. - М.: Юнити, 2000
  4. Н.И. Васина «Так говорят японцы», учебное пособие, издательство «Астрель». 2005 год;
  5. «Здравствуй, японский язык», учебник
  6. Инадзо Нитобэ «Японский воин»
  7. Б.П.Лаврентьев, С.В.Неверов «Японско-русский и русско-японский словарь», издательство «Русский язык» Государственного комитета Российской Федерации по печати г. Москва 1998 год;
  8. «Японская поэзия серебряного века» - танка, хайку, киндайси;
  9. «Одинокий сверчок» - сборник стихов хайку Мацуо Басё, Ёса Бусон, Кобаяси Исса, Масаока Сики;
  10. «Оригами - дзукан» - учебник оригами, Япония;
  11. «Оригами» - учебник, Япония;
  12. Хиросигэ - «Гравюры укиё - э»
  13. В.Овчинников «Ветка сакуры, кора дуба»;
  14. А.Н.Мещеряков «Книга японских символов»;
  15. Метод Ильи Франка «Соломенный богач» - японские сказки;
  16. Бен Хиллз «Принцесса Масако»

учащимся

  1. М.М.Судо «Японский язык - грамматика для начинающих».
  2. М.М.Судо «Элементарный японский детям и взрослым» - Универсальный учебник для начинающих, издательство Восток - Запад 2004.
  3. «Японский для самых маленьких» - учебник.
  4. Л.В.Шишова «Пишем по-японски. Азбука хирагана» - учебное пособие для детей, издательство Восток - Запад 2009.
  5. Л.В.Шишова «Пишем по-японски Азбука катакана» - учебное пособие для детей, издательство Восток - Запад 2009.
  6. Русские народные игры - Л.В.Былеева.
  7. Игры для детей - В.Яковлев, А.Гриневский.
  8. Игра принимает всех - Заяра Весёлая Энциклопедия зимних праздников - СПб «Респекс», 1995.
  9. Русский народ - «Феникс», г. Ростов-на-Дону, 1996.