Как помочь ребенку с РАС, комфортно перенести адаптацию в ДОУ!

Разделы: Работа с дошкольниками, Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: адаптация детей к детскому саду, дети с расстройствами аутистического спектра


Период адаптации к детскому саду - обычно достаточно сложный этап в жизни любого малыша и его семьи, а для ребенка с РАС и его родителей особенно. С одной стороны, ребенку с расстройством аутистического спектра тяжело встроиться в жизнь в детском коллективе, с другой - не имея положительного опыта пребывания в нем, он не сможет приобрести нужные навыки коммуникации, понимать и учитывать в своих действиях желания и интересы других людей.

Очень часто дети с аутизмом, поступая в детский сад, испытывают трудности с адаптацией. Они бывают связаны с проблемой отрыва от мамы, сменой привычной обстановки, освоением режимных моментов в саду, вхождением в группу других малышей.

Основные проблемы детей с аутизмом в садике:

  • сложности во взаимодействии со сверстниками
  • проблемы с общением
  • ограниченность интересов
  • повторяющиеся действия
  • проблемы с интеллектуальным развитием
  • сложности с походкой и координацией движений

Как помочь ребенку с РАС, комфортно чувствовать себя в ДОУ?

В первую очередь, стоит заняться правильной предварительной подготовкой. Она должна проводиться специалистами, которые по профилю деятельности работают с детьми-аутистами, знакомы с современными методиками: логопеды, дефектологи, нейропсихологи, нейроабилитологи.

Главная задача, которую перед собой должен ставить педагог, - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность.

С этой целью применять в работе как можно больше форм взаимодействия с ребенком, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Выбор направления зависит от потребностей конкретного ребенка. В одном случае необходимо обучить его, в первую очередь, навыкам самообслуживания, в другом - провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий. При этом всегда нужно помнить о пяти:

  • не говорить громко;
  • не делать резких движений;
  • не смотреть пристально в глаза ребёнку;
  • не обращаться прямо к ребёнку;
  • не быть слишком активным и навязчивым.

Общение должно строится на поддержании элементарных, даже не соответствующих возрасту аффективных проявлений и стереотипных действий ребёнка посредством игры. Например, ребёнок машет руками - взрослый организует игру «бабочки летят»; ребёнок бегает по кругу - игра «догоню».