Изготовление коллажей из газет как прием развития читательских способностей младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 2, 3, 4


Цель работы: создание условий для развития читательских и творческих способностей детей младшего школьного возраста через использование техники художественно-продуктивной деятельности - коллажа в рамках коллективной творческой деятельности.

Задачи:

  • Учить детей самостоятельно определять замысел, выбирая печатный материал и способы его воплощения, грамотно сочетать и компоновать разнообразные газетные вырезки в единую сюжетную линию, отвечающую заранее обозначенной теме.
  • Развивать способность быстро ориентироваться в большом объеме печатной информации и выбирать нужную, что является побуждающим мотивом к чтению.
  • Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  • Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Практическая значимость данной работы заключается:

  • в развитии читательских способности младших школьников через работу с разными формами слов и фраз, экспериментирования с ними;
  • в развитии умения детей работать в коллективе, слышать друг друга;
  • в развитии мышления, творческих способностей, памяти, речипри работе с различными печатными материалами.
  • -в том что, создавая информационные коллажи своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.

Новизна опыта состоит:

  • в использовании наряду с традиционными приемами развития читательских способностей младших школьников нетрадиционного метода художественно-продуктивной деятельности - коллажа;
  • во взаимодействии с родителями как непосредственными участниками образовательного процесса (родители помогают детям на подготовительном этапе подбора газет, журналов и т.п., участвуют в обсуждении результатов на заключительном этапе);

Развитие читательских способностей посредством творческих работ младших школьников требует реализации определенных принципов:

  1. От простого к сложному. Работа над коллажами ведется поэтапно, с добавлением изобразительного материала, чтобы у ребёнка была заинтересованность в продолжении занятий. Все темы изменяются по принципу нарастания сложности.
  2. Принцип наглядности. Наглядность обеспечивает понимание, прочность, запоминание.
  3. Принцип индивидуализации обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
  4. Связь обучения с жизнью. Содержание коллажа должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети описывают то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

Предварительный этап

На данном этапе за несколько дней детьми совместно с родителями производится сбор газет и журналов, а так же любой печатной продукции, для коллажей. Педагогом всем сообщается примерное направление, которое нужно будет отобразить в коллаже, но конкретная тема с заданием сообщается только в день внеурочного занятия. На предварительном этапе готовятся газетные вырезки с готовыми предложениями, словосочетаниями, отдельными словами, а также все необходимое для творчества: клей, ножницы, листы ватмана.

Ход занятия

Первый этап - вхождение в проблему (организационный момент). Дети распределяются на группы, готовят реквизит.

Второй этап - познавательная часть.Производится изложение задания (в форме игры, беседы, просмотра подобных работ). Самое первое изготовление коллажа такого вида рекомендуется производить в форме объявления или вывески (в последующих занятиях идет усложнение задания), отвечающей теме, объявленной в день занятия. Тем самым сохраняется интрига, и дети с большей охотой включаются в работу.

Третий этап - самостоятельная практическая работа детей, которая является основной в учебном процессе. Её цель - развитие читательского интереса и творческих способностей. Создание связанной по смыслу цепочки из вырезанных фрагментов газет и журналов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.

Четвертый этап - физкультминутка для снятия мышечного напряжения, улучшения кровообращения, восстановления умственной работоспособности.

Пятый этап - обсуждение,подведение итогов. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребёнку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и сточки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Очень важно то, как представляет каждый ученик свою работу. Этот этап способствует раскрепощению ребенка, развитию речи.

Следует заметить, что во многом результат деятельности младшего школьника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание детей, побудить его к читательской деятельности, используя различные формы проведения предварительных занятий: занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-загадки, занятия-драматизации, и др.