Театрализация как средство развития речи у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: театрализация


При нормальном развитии, малыши с раннего возраста проявляют большой интерес к речи. В этом возрасте закладывается основа речевых умений, формируется потребность в общении, развиваются голосовые реакции, артикуляционный аппарат, фонематический слух, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминание слов, произвольность употребления усваиваемых слов в целях общения. Создают новые слова, чувствуют как смысловую, так и грамматическую сторону языка. Но при нарушении речевого развития, дети достигают лишь определенного уровня. И по этому, нуждаются в помощи. Им необходимо целенаправленное обучение.

Анализируя детскую речь - пришли к выводу, что оптимальным вариантом решения проблемы в раннем возрасте будет развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.

Наблюдения показывают, что театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Опыт показывает, что дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, учатся перевоплощаться в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, принимают черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Малыш во время игры чувствует себя раскованно и свободно.

Основная цель - это развитие речи в целом через творческие способности детей путём организации театрализованной деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Для реализации цели выдвинуты следующие задачи:

  • Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Обогащать словарь детей, активизировать его.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание уверенности в себе.
  • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Работа с детьми раннего возраста по театрализованной деятельности начинается не с постановки целых сказок, инсценировок, а с большой подготовительной работы по выразительности речи. Организуя работу от простого к сложному. На подготовительном этапе использую игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов, позы. Благодаря им движения у детей приобретают уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека. Дальше вводим игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации и диапазона голоса. Например: упражнение «Далеко-близко, высоко-низко» когда дети надевают на руку атрибут какого-либо театра и произносят изучаемый звук с различной интонацией.

Для решения задачи первичного освоения режиссерской театрализованной игры: настольного театра, театра игрушек, пальчикового театра начинается работа по освоению русских народных сказок по возрасту, русского фольклора: песенки, потешки, прибаутки, колыбельные, стихи. (Применяем упражнение: «Расскажи стихи руками»).

Вначале происходит демонстрирование детям сказки, с использованием различных видов театра, неоднократно проговаривается текста произведений. После показа сказки идет совместная работа с детьми, обсуждение сказки, для того чтобы дети усвоили ее содержание, персонажей. Привлекаются дошкольники для проигрывания отдельных фрагментов, отрывков из сказок, проводятся различные игровые упражнения на умение передать образ персонажа, действия. По мере того, как дети овладевают содержанием произведений, их активность в играх возрастает. При повторных показах уже привлекаются дети в помощники с тем, чтобы они передвигали фигурки героев и проговаривали их слова. Используются маски, элементы костюмов для инсценировки самими детьми. Постепенно театрализованная игра переходит в самостоятельную деятельность, для этого детям предлагается театр для игры, предоставляются все атрибуты, игрушки, книжки со сказками.

Большое внимание уделяем индивидуальной работе с детьми. Мы играем с куклами пальчикового театра, в пальчиковые игры, с различными видами театра. Учим стихи, потешки, закрепляем знание сказок, учимся вести ролевой диалог. Здесь учитываем интересы ребенка, он сам выбирает сказку, игру, вид театра. Кому-то нравится играть с пальчиками, кому-то импровизировать под музыку. Кто-то любит надевать маски и придумывать подвижные игры.

Таким образом, в процессе театрализованной деятельности активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется самоконтроль над собственной речью, дети становятся менее замкнутыми.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности.