Использование ИКТ в начальной школе как средство повышения качества работы учителя

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4


Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Непременно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе - шагать в ногу со временем, не останавливаясь на достигнутом, всегда быть в поиске.

В современном мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.

Использование компьютерных технологий - это не веяние моды, а необходимость, которую диктует сегодняшний уровень развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков - создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:

  • Создание презентаций к урокам.
  • Работа с ресурсами Интернет.
  • Использование готовых обучающих программ.
  • Разработка и использование собственных авторских программ.

Возможности ИКТ:

  • создание и подготовка различных дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • создание текстовых работ;
  • обобщение методического опыта в электронном виде и т.д.

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.
Основными являются:

  • технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользователя стандартного программного обеспечения;
  • методические, т.е. умения, которые необходимы для грамотного обучения младших школьников;
  • технологические умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения - это, то для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

  • усилить интенсивность урока;
  • повысить мотивации учащихся;
  • мониторить их достижения.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

  • Для выведения темы урока.
  • В начале урока для создания проблемной ситуации.
  • Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, смарт-уроки и т.д.)
  • Для контроля учащихся.

Подготовка подобных уроков требует более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Чтобы составить урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Когда то великий педагог К.Д.Ушинский написал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не устарел.

И практика показывает, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление".

Английская пословица гласит: «Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, которые разрабатываются в программе Microsoft Office Word.

Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, нужно помнить о нормах Сан ПиНа, чтобы не навредить.

Применение любой информации, выведенной на экран, на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.

В своей работе я часто применяю ИКТ. При помощи ИКТ и интернет-ресурсов можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира, что было представлено на открытом уроке «Моя малая родина».

Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. У меня сейчас 1 класс. На первом родительском собрании была продемонстрирована презентация «Адаптация первоклассника в школе». Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

На своих уроках использую и готовые программные продукты на компакт-дисках. Среди мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Это увлекательное путешествие в мир знаний. Живое интересное изложение, яркое красочное оформление, доступность в использовании - все это делает ДЭКМ незаменимым помощником в познании мира маленькими «почемучками». Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мира, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме поможет пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объяснит и познакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, поможет освоить школьные предметы. Другим прекрасным диском для начальной школы является «Природа и человек. Естествознание для начальной школы».

Каждую минуту у детей возникает множество невероятных вопросов об окружающем их мире. Их любознательность вполне естественна и объяснима, ведь каждый день ребята открывают для себя что-то новое. Ответы на многие свои вопросы они найдут в этом мультимедийном учебнике по природоведению он предназначен для учащихся 1-4 классов и содержит материал по основным темам школьного курса естествознания: «Времена года», «Живая и неживая природа», «Живые организмы» и другие. Яркие иллюстрации, интересные интерактивные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью, делают занятия с диском интересными и эффективными.

То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из проведённых уроков и мероприятий, но насколько они интересны детям.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы - на мой взгляд, это является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.