Эмоциональное благополучие педагогов

Разделы: Общепедагогические технологии


Эмоциональное благополучие - это способность чувствовать положительные эмоции, мысли и настроение, а также умение приспосабливаться к стрессовым ситуациям.

Позитивное благополучие позволяет человеку функционировать в обществе и удовлетворять потребности повседневной жизни. Благополучие обычно включает в себя глобальные суждения об удовлетворенности жизнью и чувствах, которые варьируются от депрессии до радости1.

1 Шилко Р.С., Долгих А.Г., Алмазова О.В. Измерение психического здоровья в образовательном пространстве: шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург //Публикуется за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-013-20059. - 2018. - С. 285.

В педагогических профессиях управление своими эмоциями является профессиональным требованием, потому что здесь человек является объектом работы. Эмоциональная работа, которая включает в себя выполнение правил путем регулирования собственных эмоций и, следовательно, своих действий, влияет на все виды межличностных взаимодействий на работе2. Регуляция эмоций и когнитивно-психологическая регуляция трудовой деятельности, влияют на психические и физические переживания и, следовательно, на здоровье.

2 Хакер В., Сакс П. Общая психология труда: психологическая регуляция трудовой деятельности. - Цюрих: Университетское издательство VDF, 2023. - 608 с.

В результате работы с эмоциями можно выделить три эмоциональных аспекта: требуемые, ощущаемые и проявляемые эмоции3. Все три измерения активируются в ситуациях, когда возникает эмоциональный дисбаланс правил. Согласно Д.Цапф этот эмоциональный диссонанс правил определяется частотой и интенсивностью ситуаций, в которых требуются позитивные правила представления, но которые не ощущаются внутри. Следовательно, эмоции, которые на самом деле испытываются, должны быть подавлены, чтобы иметь возможность проявить то, что требуется. Это означает, что при взаимодействии с другими людьми, когда правила требуют определенных проявлений эмоций, всегда происходит внутреннее согласование между желаниями и фактами. Если в результате воспринимается угроза собственным целям из-за несоответствия испытываемой эмоции требуемой эмоции, у работника в долгосрочной перспективе возникает внутренний эмоциональный конфликт. Это может еще больше усугубиться отсутствием конструктивных стратегий эмоционального преодоления.

3 Цапф Д. и др. Работа с эмоциями: взгляд с точки зрения психологии труда // Ежегодный обзор организационной психологии и организационного поведения. - 2021. - Т. 8. - С. 139-172.

В качестве стратегий регуляции эмоций до настоящего времени научно изучались преимущественно поверхностное действие («поверхностное действие» - корректировка выражения эмоций) и глубокое действие («глубокое действие» - изменение эмоционального переживания) в отношении показателей здоровья4. Прежде всего, следование правилам представления, но также и переживание эмоционального несоответствия правилам сопровождается повышенным эмоциональным истощением.

4 Schöllgen I., Schulz A. Psychische Gesundheit in der Arbeitswelt Emotionsarbeit. - Bundesanstalt für Arbeitsschutz und Arbeitsmedizin, 2016.

Научная модель А.А.Гранди и Р.С.Меллоя впервые объединяет предыдущий уровень исследований работы с эмоциями с концепциями регуляции эмоций. Вызванный рабочим событием, работник оказывается в ситуации регулирования своих собственных эмоций. Успех или неудача определяют, будет ли благополучие настраивать человека или его партнера по взаимодействию в смысле достижения цели5.

5 Гранди А.А., Меллой Р.С. Состояние сердца: эмоциональный труд как пересмотренная регуляция эмоций // Журнал психологии профессионального здоровья. - 2017. - Т. 22. - №. 3. - С. 407.

Конструктивное управление эмоциями - на этом этапе целесообразным представляется вмешательство, тренирующее общие эмоциональные компетенции (например, тренировка эмоциональных компетенций), чтобы усилить все аспекты эмоциональной работы за счет высокой вариабельности. Здесь, в частности, компетентность в регулировании собственных эмоций лежит в основе конструктивной регуляции эмоций6. Это может изменить качество, интенсивность и / или продолжительность эмоции. Предпосылки для конструктивной регуляции эмоций выполняются, когда люди способны целенаправленно воздействовать на свои эмоции, то есть регулировать их. Для психического здоровья этот навык имеет ключевое значение.

6 Ланина Н. В. Психологическое сопровождение эмоционального развития будущего педагога // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2015. - №. 3. - С. 147-150.

Есть 5 основных навыков эмоционального управления, которые в данном случае предназначены для педагогов. Чтобы поговорить о каждом из них, мы опирались на П.Саловея, который организовал их так, как мы собираемся их представить:

Самопознание: знание собственных эмоций и того, как они соотносятся с мыслями и действиями, может помочь стать более осознанными и совершенствоваться.

Эмоциональный контроль: позволяет справиться с импульсивностью, которая может возникнуть при стрессе или отсутствии контроля в дошкольной группе.

Мотивационный потенциал: это помогает знать, как мотивировать себя, что также позволяет мотивировать воспитанников.

Сочувствие: позволяет координировать свои действия с детьми, общаться с ними и понимать их. Потому что у того ребенка, который не способен общаться с ровестниками, могут быть родители, которые не заботятся о нем.

Социальные и лидерские навыки позволяют эффективно взаимодействовать с детьми, не теряя при этом лидерства7.

7 Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2009. - №. 1. - С. 71-75.

Анализируя вопрос эмоциональных компетенций и психического здоровья, можно сделать несколько выводов:

  1. Как характеристики и способности человека, так и особенности рабочего контекста (интенсивность работы и возможности для маневра) определяют, насколько здоровыми работники чувствуют себя при постоянном взаимодействии на работе.
  2. Личные эмоциональные компетенции являются важным фактором психического здоровья. По мере повышения квалификации педагоги чувствуют себя менее эмоционально истощенными и ощущают себя на более высоком уровне благополучия.
  3. Следует укреплять эмоциональные компетенции педагогов с помощью специальных тренингов, которые учат конструктивно справляться с эмоциональным стрессом и помогают работникам укреплять более функциональные стратегии регулирования эмоций и более гибко регулировать чувства.
  4. Расширение возможностей для действий и принятия решений, например, за счет менее строгих требований в отношении того, какие чувства следует проявлять при общении с детьми и их родителями, коллегами.

Таким образом, эмоциональное здоровье - неотъемлемая часть хорошего самочувствия. Эмоционально здоровые люди контролируют свои мысли, чувства и поведение. Эмоциональное благополучие является одним из наиболее важных компонентов всестороннего благополучия, поскольку оно может повлиять на отношение к жизни, социальным отношениям и здоровью. Когда человек наслаждается хорошим эмоциональным здоровьем, он способен успешно справляться с различными элементами жизни, жить в гармонии с широким спектром эмоций, а также принимать решения и последовательно их реализовывать.

Список литературы

  1. Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2009. - №. 1. - С. 71-75.
  2. Гранди А.А., Меллой Р.С. Состояние сердца: эмоциональный труд как пересмотренная регуляция эмоций // Журнал психологии профессионального здоровья. - 2017. - Т. 22. - №. 3. - С. 407.
  3. Ланина Н.В. Психологическое сопровождение эмоционального развития будущего педагога // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2015. - №. 3. - С. 147-150.
  4. Хакер В., Сакс П. Общая психология труда: психологическая регуляция трудовой деятельности. - Цюрих: Университетское издательство VDF, 2023. - 608 с.
  5. Цапф Д. и др. Работа с эмоциями: взгляд с точки зрения психологии труда // Ежегодный обзор организационной психологии и организационного поведения. - 2021. - Т. 8. - С. 139-172.
  6. Шилко Р.С., Долгих А.Г., Алмазова О.В. Измерение психического здоровья в образовательном пространстве: шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург //Публикуется за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-013-20059. - 2018. - С. 285.
  7. Schöllgen I., Schulz A. Psychische Gesundheit in der Arbeitswelt Emotionsarbeit. - Bundesanstalt für Arbeitsschutz und Arbeitsmedizin, 2016.