Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Учим детей рисовать»

Класс: д/с

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования


Изобразительная деятельность имеет большое значение в художественном, эстетическом воспитании, умственном и нравственном развитии детей.

В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетические чувства: чувство формы, цвета, пропорций, композиции, ритма. Сначала, воспринимая предметы и явления окружающей жизни, дети учатся видеть их красоту и свойства: форму, величину, цвет. Педагоги и родители должны показывать ребёнку красоту предметов, направляя его на осязание, конкретное зрительное восприятие: нежные, душистые лепестки ромашки равномерно расположены вокруг пушистой желтой серединки; гроздь звездчатых, ароматных соцветий белых, бледно-сиреневых, фиолетовых цветов сирени; пушистые ветки деревьев, покрытие морозным инеем.

Поэтические строки, включенные в процесс наблюдения, рассматривания, усиливают впечатления красоты, характеризуя ее выразительным, образным словом. Поэтическое характеристики вызывают у детей яркие эмоции, желание передать их в рисунке, и других эмоционально окрашенных видах деятельности.

Всем известно, что рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Дети с малых лет тянутся к ярким краскам и карандашам, пытаясь чиркать везде, куда упадет взгляд. Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности в формировании творческой личности что является одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Нетрадиционные техники рисования открывают большие возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Рисование является стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

Особенно важны нетрадиционные техники рисования детям, которые боятся рисовать, со слабыми навыками изобразительной деятельности, неуверенными в себе, с плохо развитым воображением и самостоятельностью.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Рассмотрим некоторые из них:

Рисование пальчиками

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь смывается.

Рисунки из ладошки

Материалы: гуашь или акварель, кисть, простой карандаш, ладошка ребенка, любая бумага.

Растопырив пальчики, ребёнок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.

Пластилинография

Материалы: картон с контурным рисунком, набор пластилина, салфетка для рук, стеки, доска для лепки.

Чтобы ребенок лучше усвоил и закрепил навык, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура.

Рисование манкой, солью

Материалы: картон, кисти для клея, простой карандаш, клей ПВА, крупа, соль.

Ребенок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно сыпучим веществом, лишнее ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объем, то этот предмет намазывается клеем несколько раз по поверхности соли.

Рисование на камнях, по дереву

Материалы: камешки, деревянные заготовки, кисти, краски, стаканчики с водой.

Ребенок берет в руки камешек и обследует его. Иногда рисунок подсказывает сама форма камешка.

Отпечатки листьев (кубики, дно пластиковой бутылки)

Материалы: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.

Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование пеной для бритья

Материалы: пена для бритья, клей ПВА, краситель, палочки для мороженого, кисточки.

Ребенок наносит «Пенную краску» на готовый контур или придумывает рисунок самостоятельно.

Набрызг

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, зубочистка.

Ребенок набирает краску на кисть и стряхивает ее на бумагу, проводя зубочисткой по щетинкам кисти. Брызги полетят на бумагу. Темы для рисования могут быть следующие: «Салфетка для мамы», «Закружилась осень золотая», «Снегопад», «Звездное небо». Разбрызгивание капель возможно и с помощью зубной щетки и стеки.

Рисование ватными палочками

Материалы: Акварель или гуашь, палочки, вода, бумага, ватный диск, прищепка.

Наносим фон на бумагу. Затем ватными палочками рисуем стволы деревьев, кустов. С помощью прищепки зацепляем ватный диск и дорисовываем листву. Так же с помощью ватной палочки можем нарисовать листья на земле и солнце.

Монотипия предметная

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель.

Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется бабочка, на другой получается ее отражение (отпечаток). Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Оттиск печатками из картофеля, пробки

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Список использованной литературы

  1. Алдошина М. Воспитание на русском народном творчестве. М.Алдошина // Сел. шк. 1999. № 1 С. 15-24.
  2. Бочкарева И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] http://www.egpu.ru (дата обращения 01.12.2017).
  3. Бутенко Н.В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: моногр. Москва: ВЛАДОС, 2012. 386 с.
  4. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду М.: Просвещение. 2001. 72 с.
  5. Вербенец А.М. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста. М.: Центр педагогического образования. 2008. 112 с.
  6. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 2007. 441 с.
  7. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003. № 6 С. 57-67.