Мастер-класс «Формирование математической грамотности средствами межпредметной интеграции географии и математики в урочной деятельности»

Разделы: ОБЖ, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Методическая цель мастер-класса:

  • формирование практических умений и навыков использования алгоритма выполнения заданий по функциональной грамотности;
  • повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

Задачи мастер-класса:

  • создать условия для профессионального общения, самореализации;
  • познакомить участников мастер-класса с алгоритмом выполнения заданий по функциональной грамотности;
  • рассмотреть задание по формированию математической грамотности на примере задачи межпредметной интеграции предметов географии и математики;
  • развивать коммуникативные качества в процессе мастер-класса.

Актуальность опыта: Приоритетной целью государственной образовательной политики является повышение качества общего образования. В наши дни нужна другая информационная среда в школе, другая структура учебных материалов и новые формы работы с ними. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся.

Предмет исследования: контекстные задания, направленные на формирование функциональной читательской и математической грамотности в интеграции предметов географии и математики.

Планируемые результаты мастер-класса:

  • понимание его участниками сути выполнения задания, предложенного педагогом-мастером;
  • практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
  • активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
  • повышение уровня их профессиональной компетенции по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

Литература

  1. Машуков А.В. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. - Челябинск, 2017. - 18с.
  2. Интернет-ресурсы: Методика проведения мастер-класса http://do.gendocs.ru/docs/index94787.html.

Ход мастер-класса

Деление на группы.

При входе участникам раздаются карточки, на которых изображения связанные с разными странами. На столах стоят карточки с названием этих стран. Участники определяют страну и присаживаются за свой стол.

(Приложение 1. Карточки для деления на группы).

Приветствие.

Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на нашей встрече.

Организовывая этот мастер-класс, мы ставили для себя следующую цель: передача коллегам личного профессионального опыта по теме «Формирование математической грамотности средствами межпредметной интеграции географии и математики в урочной деятельности». Приоритетной целью государственной образовательной политики является повышение качества общего образования. В наши дни нужна другая информационная среда в школе, другая структура учебных материалов и новые формы работы с ними. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Учащиеся должны уметь использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Одним из направлений является математическая грамотность - это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Для её формирования необходимо научиться составлять и выполнять задания по определённым алгоритмам, знать характеристики заданий и систему их оценивания.

Сегодня мы познакомимся с алгоритмом выполнения заданий по формированию функциональной грамотности и рассмотрим решение интегрированной задачи по предметам география и математика.

Знакомство с алгоритмом

Алгоритм выполнения заданий по функциональной грамотности

  1. Прочитать текст задания целиком.
  2. Выделить в тексте ключевые слова (объекты, предметы, действия, события, данные, результат-вопрос)
  3. Осмыслить вопрос.
  4. Построить математическую модель:
    • Соотнести понятие с ситуацией
    • Выбрать законы данной предметной области соответствующие ситуации
    • Определить рабочие формулы
    • Проанализировать данные (избыточные/недостаточные, достоверные/недостоверные) и обозначить необходимые для решения поставленной задачи.
  5. Проанализировать математическую модель (выбор рациональных методов и форм решения)
  6. Выполнить расчеты математической модели (решение уравнений, подстановка формул, построение таблиц, схем, чертежей, графиков, вычислений)
  7. Интерпретировать полученные данные / результаты, (использовать математические данные в реальной жизненной ситуации).

Решение задачи

1. Прочитайте текст задания целиком.

Этим летом мои друзья из города Братска решили отдохнуть на озере Байкал на турбазе «Еланцы». Ввиду того, что это теплый период года, они решили ехать на своем автотранспорте, чтобы полюбоваться красотами своего региона. Им порекомендовали посетить Тулун, Свирск, Иркутск и Слюдянку. Чтобы построить маршрут они взяли атлас Иркутской области и рассмотрели возможный маршрут путешествия.

Масштаб карты 1см: 60 км. Средняя высота поверхности области равна 566 м над уровнем моря. Наибольшие высоты: гора безымянная(2992м) на хребте Кодар, на границе с Забайкальским краем; г.Пик Триангуляторов(2881м), Байкальский хребет; г.Лонгдор(1771м), Патомское нагорье; г.Трехголовый Голец(17460 Приморский хребет.

Для своего путешествия они выбрали кратчайший маршрут, отказавшись от одного из пунктов по объективным причинам. Когда они приедут на турбазу, если время отъезда запланировано на 16 июля в 8 часов 45 минут? Средняя скорость движения автомобиля по трассе, с учетом всех остановок, 65 км/час.

2. Выделите в тексте ключевые слова (объекты, предметы, действия, события, данные, результат-вопрос)

(карта, масштаб, путь, скорость, время)

3. Осмыслите вопрос.

(В какое время путешественники прибудут в пункт назначения?)

4. Постройте математическую модель:

  • Соотнесите понятие с ситуацией
    (Для определения времени необходимо знать скорость и расстояние. Работая с картой определим расстояние.)
  • Выберите законы данной предметной области соответствующие ситуации
  • Определить рабочие формулы
    (понятие масштаб, формула для расчета времени, работа с единицами измерения)
  • Проанализируйте данные (избыточные/недостаточные, достоверные/недостоверные) и обозначьте необходимые для решения поставленной задачи.
    (запланированный маршрут, масштаб, скорость, время отправления)

5. Проанализировать математическую модель (выбор рациональных методов и форм решения)

(- проанализировать маршрут, исключить «Слюдянку» из маршрута
- измерить путь по карте
- используя понятие «масштаб», рассчитать расстояние в км.
- зная скорость движения, рассчитать время путешествия
- перевести найденное значение времени в часы и минуты
- определить время прибытия, сложив время отправления с временем по траченным на путешествие)

6. Выполните расчеты математической модели (решение уравнений, подстановка формул, построение таблиц, схем, чертежей, графиков, вычислений).

(- проанализировать маршрут, исключить «Слюдянку» из маршрута, т.к потеряют время
- измерить путь по карте

S= 13,6 см (возможна погрешность при измерении)

- используя понятие «масштаб», рассчитать расстояние в км.

13,6 см * 60= 816 км

- зная скорость движения, рассчитать время путешествия

t = S/V, t = 816 / 65 =12,6 ч (округлим до десятых)

- перевести найденное значение времени в часы и минуты

tпутешествия =12,6 ч = 12ч 36 мин

- определить время прибытия, сложив время отправления с временем по траченным на путешествие

tотправления+ tпутешествия = 8ч 45мин + 12ч 36 мин =20 ч 81мин =21ч 21мин

7. Интерпретировать полученные данные / результаты, (использовать математические данные в реальной жизненной ситуации).

(время прибытия путешественников на турбазу 16 июля в 21ч 21мин)

Подведение итогов. Рефлексия

Наш мастер класс подходит к концу, и мы бы хотели подвести итоги нашего занятия. Был ли мастер-класс полезен для Вас? Узнали ли Вы что-то новое? Смогли ли мы Вам ответить на вопрос, как решить задачу? Усвоили ли Вы алгоритм решения?

Участники комментируют работу, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента - «две звезды» - и на один момент, который заслуживает доработки, - «желание».

Спасибо всем за сотрудничество, нам было приятно с вами работать.