Кинезиологические методы и приёмы в начальной школе, способствующие активизации мыслительной деятельности

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: кинезиологические приемы


С развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются школьные программы, которые требуют более сильной концентрации внимания ребёнка.

На помощь может прийти здоровьесберегающая технология - кинезиология.

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Специальные движения поддерживают и усиливают активность мозга, с изнашивания которого начинаются отклонения во всех видах здоровья.

Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы.

Основная цель кинезиологии - это развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие способностей;
  • развитие памяти, внимания, речи;
  • развитие мышления.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

  • Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.
  • Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке.
  • Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
  • Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.
  • Упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Методы и приемы.

  • Растяжки - нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно двигательного аппарата.
  • Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
  • Упражнение для развития мелкой моторики - стимулируют речевые зоны головного мозга.
  • Массаж - воздействует на биологически активные точки.
  • Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии

Упражнение для развития памяти

Открывайся, третий глаз,
Научи скорее нас. (Массажируем точку на переносице)
Лучше станет наша память.
Вы проверьте это сами. (Массажируем точки на висках)
Предлагается несколько слов или цифр, дети повторяют.

Пальчиковая гимнастика

Если пальчики грустят - Доброты они хотят. (Пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут - Их обидел кто-то значит. (Трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем - Добротой своей согреем. («Моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
Гладить ласково начнем. (Гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. (Скрестить пальцы, ладони прижать)
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. ( Каждый палец зажимаем в кулачке)

Точечный массаж

На полянке стоит дом.
В этом доме умный гном. (Массажируем точку между бровей)
Он в окошечки глядит,
Что увидит - говорит. (Массажируем точки на висках)

Упражнение перед психомышечным расслаблением

Уже круг, шире круг.
Видим руки. Нету рук.
Упражненье начинаем,
Руки выше поднимаем.

Кулачки зажали.
Тихо посчитали: 1, 2, 3, 4, 5.
Ручки могут отдыхать.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.

Оказались за рулем
-Мы машину вдаль ведем.
Крепко руль держали.
Ехали - устали.

Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
На корабль мы попали,
Волны сильно нас качали.

Чтоб случайно не упасть,
Ноги нужно напрягать.1, 2, 3, 4, 5.
Ноги могут отдыхать.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.

Вот мы на велосипеде
Едем, едем, едем, едем.
Все проехали дороги,
Отдыхают наши ноги.

Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Набежала черная туча
-Мы глаза зажмурим лучше.

Все лицо мы напрягаем,
Теперь спокойно отдыхаем.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.

Дождь пошел и сильный ветер
-Задрожали наши дети.
Все наше тело в напряженье,
Очень трудно без движенья.

1, 2, 3, 4, 5.
Теперь мы можем отдыхать.
Всем, конечно, очень нравится,
лечь, глаза закрыть, расслабиться.

Пальчиковая гимнастика «Новый год»

Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (фонарики)
Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями)
В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью,другая - кулаком, а затем меняем)
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. (по очереди массажируем каждый палец)

Пальчиковая гимнастика «Путешествие»

Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук. (возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза)
Вот ладошечки шуршат, (потирание ладоней друг о друга)
Наши пальчики трещат. (потирание кулачков друг о друга)
Теперь в ладоши громко бей, (хлопки)
А теперь ты их согрей. (ладони на щеки)
К путешествию готовы? (кулаки на коленях)
Да! (руки вверх, ладони раскрыть)
В путь отправимся мы снова: (вращательные движения кистями)
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет. (руки в стороны, ладони напряжены)
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне. (ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз)
Едет поезд, (ребром ладони двигаем по коленям или по столу)
Колеса стучат. (кулачки стучат по коленям или по столу)
С поезда много веселых ребят (зверят). (подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол)
Перечислить имена детей (зверей). (Дети повторяют и хлопают ладонями по коленям или по столу).

Массаж ладоней

Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть
- Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными - девочки, мальчики.
Ежик нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.

«Где вы, рыбки?»

Рыбки, рыбки, где вы, где?
Рыбки плавают в воде.
Вы плывете, рыбки, сами?
Машете вы плавниками.
Что блестит, как жар горя?
На вашем теле чешуя.
Рыбки, рыбки, вы не спите.
Вы плывите! Вы плывите!

Дети договаривают последние слова двустишья. Потом изображают плавающих рыб. По сигналy взрослого замирают, приняв определенную позу, которая заранее оговаривается.

Рыбка - присесть.

Ночь - закрывают глаза, две сложенные руки вперед.

Червячок - руки, сложенные вместе, вверх.

«Букет цветов»

Посадили зернышко, (ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко»)
Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети - свети! (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)
Зернышко, расти - расти! (ладони вместе, руки двигаются вверх)
Появляются листочки, (ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)
Распускаются цветочки. (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)

«Ленивые восьмерки»

Исходное положение: стоя или сидя.

Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз.

Упражнения выполняется 8-10 раз.

«Кулак». «Ребро». «Ладонь»

Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе.

Количество повторений 8-10 раз.

Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

«Зеркальное рисование»

Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

«Энергетическая зевота»

Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

Исходное положение: Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Выполняется 5-8 раз.

"Буратино"

Это упражнение на развитие концентрации внимания, двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания вербальной программы.

Учащиеся стоят в одну линию, лицом к педагогу. Педагог озвучивает алгоритм движений, который учащиеся как можно быстрее должны осознать, запомнить и воспроизвести.

Инструкция:

правая рука вверх + прыжок на левой ноге;
левая рука вверх + прыжок на правой ноге;
правая рука вверх + прыжок на правой ноге;
левая рука вверх + прыжок на левой ноге.

Цикл движений повторять до тех пор, пока у всех не получиться одновременно, правильно и быстро.

Ухо - нос

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.