Программа дополнительного образования по курсам «С деньгами на ты» и «Береги деньги смолоду»

Разделы: Экономика, Дополнительное образование


Раздел №1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по курсам «С деньгами на ты» и «Береги деньги смолоду» является частью дополнительной образовательной программы Центра поддержки дополнительного образования «StartUp» МОБУ «СОШ №2».

Даёт возможность каждому обучающемуся получить дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей и образовательных потребностей, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Вид программы - общеразвивающая.

Направленность программы социально-педагогическая, так как её содержание способствует приобретению привычек финансово успешных и финансово независимых людей, что способствует социализации и адаптации обучающихся в обществе.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Несомненно, это очень важный навык, но, к сожалению, он никак не гарантирует, что человек будет жить обеспеченной и свободной жизнью. Что он будет иметь возможность приобретать себе любые вещи, недвижимость, путешествовать, иметь время и деньги на себя, семью, свои хобби. Много кто умеет работать и зарабатывать деньги, но это далеко не многих привело к финансовой стабильности или свободе. Нужно нечто большее, и это большее есть развитие таких навыков как предприимчивость, бережливость, умение управлять своими финансами, умение грамотно ими распоряжаться и инвестировать. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся - это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Новизна, отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ

Методологической основой данной программы являются методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций. Новизной программы является ее направленность на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Новизна и принципиальное отличие данной программы - это эмоциональная насыщенность занятий, большое количество практикумов, встречи с стейкхолдерами, решение проблемных ситуаций из жизни. Отличительной особенностью программы является еѐ модульность. Содержание программы составляют два модуля, которые формируются по возрастному признаку и реализуются на разных уровнях сложности:

  • первый модуль (12-14 лет) - базовый уровень;
  • второй модуль (16-18 лет) - продвинутый уровень

Основные характеристики образовательной программы

Участвовать в реализации данной образовательной программы могут учащиеся 12-18 лет. Принцип набора в группы свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний. Группы могут быть одно- или разновозрастными. Предполагается, что материал программы вызовет интерес обучающихся разных возрастных. Форма обучения очная, когда проводятся лекционные и практические занятия по темам программы, организуются мастер-классы. Группы формируются дистанционно при регистрации обучающегося на сайте. Количество детей в группе до 20 человек. Программа построена на основе принципа разноуровневости и предоставляет обучающимся возможность освоения учебного содержания с учетом их уровней общего развития, способностей, мотивации.

Модуль «С деньгами на ты» рассчитан на обучающихся 8-9 классов.

Количество часов - 34.

Количество уроков в неделю - 1.

Модуль «Береги деньги смолоду» рассчитан на обучающихся 10-11 классов.

Количество часов - 34.

Количество уроков в неделю - 1.

Срок реализации программы 1 год.

1.2 Цель и задачи программы

Целью данной дополнительной образовательной программы является развитие экономического образа мышления у обучающихся 8-11 классов г. Дальнегорска. Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

обучающие

  • формировать умение получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, вести элементарные экономические расчёты;

развивающие

  • формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
  • формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
  • формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

воспитательные

  • воспитывать ответственность за экономические решения;
  • воспитывать бережливость, аккуратность, рационально использовать различные ресурсы; ережно относиться к личному, школьному, семейному и другому имуществу;

1.3 Содержание программы

Первый модуль учебный курс «С деньгами на ты»

Разделы и темы занятий

Всего кол-во часов

В том числе

Формы аттестации/ контроля

теория

практика

Введение

1

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

9

3

6

1.1

Деньги: история их появления, эволюция развития и функции

2

1

1

1.2

Доходы семьи

2

1

1

1.3

Расходы семьи

3

1

2

1.4

Семейный бюджет

2

0

2

зачёт

Раздел 2. Финансовый бизнес: чем он помогает семье

10

4

6

2.1

Банки: понятие, функции, операции

5

2

3

2.2

Собственный бизнес

3

1

2

2.3

Валютная система

2

1

1

зачёт

Раздел 3. Государство в экономике

7

3

4

3.1

Налоги

3

1

2

3.2

Страхование

2

1

1

3.3

Социальные пособия

2

1

1

Раздел 4. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

10

2

8

4.1

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

7

1

6

4.2

Финансовые риски и их минимизация

3

1

2

зачёт

Итоговый урок

1

Итоговая диагностическая игра/ зачёт

Итого часов по модулю

34

Содержание обучения

Введение

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

Тема 1.1 Деньги: история их появления, эволюция развития и функции.

Теория. О задачах курса и плане на учебный год. Правила ТБ. Экономика. Понятие денег, виды денег, история их появления и развития. Бартер. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты, бумажные деньги. Наличные и безналичные деньги. Фальшивые деньги.

Практика. Игра «Давайте познакомимся». Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности. Практикум-игра «Где ты встречаешься с экономикой». Практикум-игра «Бартер». Просмотр видеофрагмента «Как изготавливают деньги».

Тема 1.2 Доходы семьи.

Теория. Доходы семьи: заработная плата, доходы от владения собственностью, заёмные средства. Труд и заработная плата. От чего зависит размер заработной платы. Виды заработной платы. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата.

Практика. Практическая работа «Доходы семьи»

Тема 1.3 Расходы семьи.

Теория. Расходы семьи: обязательные, желательные. Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Как можно сократить расходы?

Практика. Читаем и заполняем квитанции по коммунальным платежам. Классификация потребностей человека. Практикум-игра «Жить чуть лучше: 7 полезных привычек».

Тема 1.4 Семейный бюджет.

Теория. Понятие семейного бюджета: его назначение и структура. Планирование доходов и расходов. Виды семейного бюджета: сбалансированный, профицитный и дефицитный. Прожиточный минимум. Сбережения и потребление семьи.

Практика. Составить план доходов и расходов семьи. Практикум-игра «Богатство и бедность».

Раздел 2. Финансовый бизнес: чем он помогает семье

Тема 2.1. Банки: понятие, функции, операции

Теория. Банк, коммерческий банк, Центральный банк. Операции коммерческого банка. Банковские карты. Банковский процент.

Практика. Расчет процентов. Практикум-игра «Не бери в долг у кого попало», «Читай, прежде, чем подписывать», «Взял-верни». Экскурсия в банк.

Тема 2.2. Собственный бизнес.

Теория. Понятие «бизнеса». Предпринимательство. Где искать бизнес-идеи. Источники для создания бизнеса. Риски.

Практика. Профориентационные экскурсии и встречи с предпринимателями города. Просмотр видеофрагментов об успешных предпринимателя. Мини-проект «Как создать своё дело»

Тема 2.3. Валютная система.

Мировой валютный рынок. Типы валют. Обменный курс.

Практика. Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»

Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Тема 3.1. Налоги.

Теория. Налоговая система России. Виды налогов.

Практика. Расчёт налоговых выплат. Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

Тема 3.2. Страхование.

Теория. Виды страхования.

Практика. Практикум «Сравнение различных видов страхования».

Тема 3.3. Социальные пособия.

Теория. Государственная поддержка некоторых категорий населения. Пособие. Пенсия. Больничный лист. Пособие по безработице.

Практика. Работа с сайтами: найти информацию о социальных выплатах. Встреча с представителем пенсионного фонда.

Раздел 4. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Тема. 4.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Теория. Особые жизненные ситуации. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей.

Практика. Просмотр видеофрагмента «Ник Вуйчич». Решение кейсов « Особые жизненные ситуации».

Тема 4.2. Финансовые риски и их минимизация.

Теория. Финансовые риски: инфляция, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Финансовые пирамиды.

Практика. Решение ситуационных задач.

Итоговый урок. Итоговая диагностическая игра.

Содержание программы

Второй модуль учебный курс «Береги деньги смолоду»

Разделы и темы занятий

Кол-во часов

В том числе

Формы аттестации/ контроля

теория

практика

Введение

1

Раздел 1

21

6

15

1.1

Виды депозитов

2

1

1

1.2

Виды кредитов

1

1

1.3

Документы при оформлении кредита.

1

1

1.4

Кредитная история

1

1

1.5

Договор, учимся читать и считать

3

1

2

1.6

Платим больше, но меньше или меньше, но дольше.

2

2

1.7

Ипотека

2

1

1

1.8

Кредит в браке

1

1

1.9

Долги по наследству

1

1

1.10

Анализ банков для кредитов

2

2

1.11

Кредиты на обучение.

1

1

1.12

«Выгодные» финансовые предложения.

2

1

2

1.13

5 простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами

1

1

Зачёт

1

1

Раздел 2. Всё о будущей пенсии

4

1

3

2.1

Пенсия

1

1

2.2

Экскурсия в пенсионный фонд

2

2

2.3

Планируем будущую пенсию

1

1

Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

7

2

5

3.1

Страхование

2

1

1

3.2

Инвестируй в себя

1

1

3.3

Социальные пособия

1

1

3.4

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

3

1

2

Итоговый урок

1

Итоговая диагностическая игра/Зачёт

Итого часов по модулю

34

Содержание обучения

Введение

Раздел 1

Тема 1.1. Виды депозитов.

Теория. Виды депозитов: срочные сберегательные вклады, накопительные вклады, вклады до востребования, мультивалютные депозиты, специализированные депозиты, депозиты в драгметаллах.

Практика. Решение экономических задач.

Тема 1.2. Виды кредитов.

Теория. Виды банковских кредитов.

Тема 1.3. Документы при оформлении кредита.

Практика. Формируем папку документов для оформления кредита.

Тема 1.4. Кредитная история

Практика. Практикум «Увидьте себя глазами кредитора!»

Тема 1.5. Договор, учимся читать и считать

Теория. Кредитный договор, его виды, существенные условия.

Практика. Практикум «Анализ кредитных договоров»

Тема 1.6. Платим больше, но меньше или меньше, но дольше.

Практика. Решение экономических задач на расчёт различных условий кредитований.

Тема 1.7. Ипотека

Теория. Что такое ипотека и как её получить.

Практика. Анализ ипотечных программ банков.

Тема 1.8. Кредит в браке.

Теория. Как распределяется ответственность за кредиты в браке.

Тема 1.9. Долги по наследству.

Теория. Ответственность наследников по долгам наследодателя.

Тема 1.10. Анализ банков для кредитов.

Практика. Анализ условий кредитов в различных банках. Экскурсия в банк.

Тема 1.11. Кредиты на обучение.

Теория. Кредит на обучение в ВУЗе, как взять кредит.

Тема 1.12. «Выгодные» финансовые предложения.

Теория. Микрозаймы

Практика. Работа с интернет-ресурсами «Слишком выгодные предложения финансовых организаций». Решений кейсов.

Тема 1.13. 5 простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами.

Практика. Урок-дискуссия «Как жить и не иметь проблем с долгами».

Раздел 2. Всё о будущей пенсии

Тема 2.1. Пенсия.

Теория. Виды пенсий. Как формируется и начисляется будущая пенсия.

Тема 2.2. Практика. Встреча с представителем пенсионного фонда.

Тема 2.3. Планируем будущую пенсию.

Практика. Практикум "Пенсионное планирование. Как самому создать себе пенсионный капитал".

Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Тема 3.1. Страхование.

Теория. Виды страхования.

Практика. Практикум «Сравнение различных видов страхования».

Тема 3.2. Инвестируй в себя.

Практика. Практикум «Инвестиции в себя - лучшее вложение. Топ 6 способов «прокачаться».

Тема 3.3. Социальные пособия.

Практика. Работа с сайтами: государственная поддержка некоторых категорий населения, найти информацию о социальных выплатах.

Тема 3.4. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Теория. Особые жизненные ситуации. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Финансовые риски и их минимизация. Финансовые риски: инфляция, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Финансовые пирамиды.

Практика. Просмотр видеофрагмента «Ник Вуйчич». Решение кейсов « Особые жизненные ситуации».

1.4 Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты обучения предполагаются следующие:

Предметные результаты

  • обучающиеся будут владеть базовыми компетенциями в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды.
  • обучающиеся будут владеть навыками принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в труде и бизнесе.

Метапредметные результаты

  • обучающийся приобретёт навыки принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результаты

  • обучающийся будет стремиться строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом, в результате обучения по данным курсам выпускник научится:

  • принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;
  • проводить своевременный финансовый анализ;
  • ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
  • планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;
  • определять направления взаимодействия граждан с финансовыми институтами;
  • основам взаимодействия с кредитными организациями;
  • основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;
  • выбирать страховые продукты и страховые компании;
  • принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;
  • составлять личный финансовый план.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;
  • понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
  • понимать права и обязанности в сфере финансов;
  • владеть коммуникативными компетенциями;
  • анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;
  • определять задачи в области управления личными финансами;
  • находить источники информации для решения финансовых задач;
  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;
  • формировать собственную финансовую стратегию;
  • решать финансовые задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

РАЗДЕЛ №2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимо следующее:

  • учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям, для занятий группы 15-20 человек (парты, стулья, доска, интерактивная доска, ноутбук);
  • доступ к сети WI-FI
  • принтер черно-белый;
  • Канцелярские принадлежности: ручки цветные, цветные карандаши, бумага разных форматов.

2. Информационное обеспечение

Интернет-ресурсы

  1. www.ereport.ru - обзорная информация по мировой экономике.
  2. www.cmmarket.ru - обзоры мировых товарных рынков.
  3. www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг - информационное аналитическое агентство.
  4. www.stat.hse.ru - статистический портал Высшей школы экономики.
  5. www.cefir.ru - ЦЭФИР - Центр экономических и финансовых исследований.
  6. www.beafnd.org - Фонд Бюро экономического анализа.
  7. www.vopreco.ru - журнал «Вопросы экономики».
  8. www.economy.gov.ru/minec/ma - Министерство экономического развития РФ.
  9. www.minpromtorg.gov.ru - Министерство торговли и промышленности РФ.
  10. www.cbr.ru - Центральный банк РФ.
  11. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Мониторинг результатов образовательного процесса проводится в два этапа:

  • Входная диагностика сформированности первичных экономических представлений ребенка об экономике и финансах проводится в форме экспресс-опроса на первом занятии по программе. Результаты диагностики служат для разработки индивидуально-дифференцированный подхода при назначении учебных заданий.
  • Итоговая диагностика уровня освоения программы проводится на итоговых занятиях в форме диагностической игры, в ходе которой обучающиеся выполняют различные задания. Педагог производит оценку выполнения заданий по следующим критериям.

Задание выполнено

  • на 80-100% - высокий уровень;
  • на 50-80% - средний уровень;
  • ниже 50 % - низкий уровень.

Подведение итогов реализации программы

Итоги реализации программы подводятся по каждому из двух модулей:

  • первый модуль - игра «Семейный бюджет»;
  • второй модуль - игра «Что делать? Мы попали в особую жизненную ситуацию».

2.3 Методические материалы

В процессе реализации данной программы применяются следующие образовательные технологии:

  • Проблемное обучение. Используется для создания в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности;
  • Технология использования в обучении игровых методов ролевых, деловых, и других видов обучающих игр. Применяется для расширения кругозора, развития познавательной деятельности, формирования определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.
  • Кейс-технология. Интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

В зависимости от особенностей и содержания занятий занятия проводятся всем составом группы, большими и малыми группами, индивидуально.

Список литературы

  1. Антонова, Ю.В. Обсуждаем, рассуждаем и играем. Креативные задания для детей по финансовой грамотности. /Ю.В.Антонова. - М.: Вита-Пресс, 2011. - 56 с. - (Финансовая грамотность каждому).
  2. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10-11 кл. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 400 с.
  3. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5-7 классы: контрольные измерительные материалы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8-9 кл.: Материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  5. Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2009.
  6. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». - Самара: Учебная литература, Федоров, 2009.