Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся (в честь 80-летия Победы в Сталинградской битве)

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование


Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания уважения к духовным ценностям с детских лет.

Цель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Детям дошкольного возраста легче понять историю своей страны, начав её изучение с истории своей семьи. Рассказы об участии в событиях того времени можно считать первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. С этой целью уже более 10 лет обучающиеся ТО «Лучик» совместно с родителями (законными представителями) участвуют в проекте «Бессмертный полк». Отыскивая фотографии своих родных и близких дети, а порой и молодые родители, узнают о подвиге своих предков. Затем, на занятиях по развитию речи, обучающиеся показывают фотографии, рассказывают о фронтовиках и тех кто боролся с врагом в тылу.

Есть в истории нашей страны такие даты, которые навечно вписаны в её героическую летопись. Одна из них - Сталинградская битва. Находясь на стыке водных и железнодорожных путей, Астрахань в годы Великой Отечественной войны играла большую стратегическую роль в обеспечении бесперебойного производства военной и гражданской продукции для бойцов Сталинградской битвы. Именно поэтому можно смело утверждать, что практически каждая астраханская семья внесла свой вклад в Победу в Сталинградской битве.

На аллее воинской славы у стен ДОСААФ открыт памятный знак «Астраханцам - защитникам Сталинграда». Мы рекомендует родителям наших обучающихся прогуляться по аллее воинской славы, посетить Братский садик, посмотреть памятники, побеседовать о людях, что сражались за нашу Родину и подарили нам жизнь и мирное небо над головой.

Тема Сталинградской битвы чрезвычайно актуальна в ходе подготовки к празднованию дня Победы. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, - идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.

На занятиях по развитию речи дети знакомятся с художественными произведениями:

  • «Похождение жука-носорога» К.Г.Паустоский;
  • «Память» Ю.Яковлев;
  • «В школу» Ю.Нагибин;
  • «Юркина война» Ю.Нагибин;
  • «Легенда о старом маяке»;
  • «Сильные духом крепче стены» Д.Боконбаев;
  • «Блокадный дневник Тани».

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Для участия в конкурсах чтецов обучающиеся ТО «Лучик» заучивают стихи о Великой Отечественной Войне, а стихи, как известно, являются важной составляющей нравственно-патриотического воспитания. Стихи о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе, о детях войны - являются высокохудожественным средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Воспитательная сила художественной литературы позволяет нам формировать у обучающихся образ героя, защитника своего государства, воспитать чувство гордости за историю становления страны и потребность защищать Родину.

Благодаря беседам о членах семьи и героях художественных произведений мы, на занятиях по развитию речи, формируем желание быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений и членов семьи способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.

Обобщая сказанное, можно заключить, что воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагога и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Презентация к уроку

«Похождения жука-носорога Константин Георгиевич Паустовский»

Цель: Знакомство и пересказ рассказа К.Г.Паустовского «Похождения жука-носорога».

Задачи:

  • формировать навык связного последовательного пересказа по опорным картинкам;
  • закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.
  • развивать свободное общение;
  • развивать диалогическую и монологическую формы речи;
  • развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи.

Слайд №1

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с произведением Константина Георгиевича Паустовского «Похождения жука-носорога». Но, прежде, я хочу рассказать вам немного о самом Константине Георгиевиче.

Слайд №2

Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве. Но, не долго жил в Москве. В первые годы жизни Костя много переезжал с родителями. Костя был очень внимательный и любознательный мальчик. Образование получил в гимназии в городе Киев. Во времена учебы в гимназии Константин написал свой первый рассказ "На воде" и опубликовал его в киевском журнале «Огни». Именно в детстве Паустовский решил стать писателем.

Ребята, а кто такой писатель?

Слайд №3

После окончания гимназии Константин Паустовский поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось. Началась война. Константин ушел на фронт.

Для его люди уходят на фронт, ребята?

Слайд №4

Во время войны он служил в санитарном отряде. А после службы в санитарном отряде много работал на различных заводах. Переехав в Москву в 1917 году, сменил работу и стал репортером.

Как вы думаете, кто такой репортёр?

Слайд №5

В мирное время Паустовский много путешествовал по России. Во время поездок старался свои впечатления записывать.

Как вы думаете, зачем Константин Георгиевич записывал свои впечатления о путешествиях?

Паустовский был великолепным рассказчиком. Он всегда рассказывал о добром, светлом и прекрасном. Константин Георгиевич Паустовский был автором детских журналов. Для детей он писал рассказы и сказки.

Слайд №6

Во время войны Паустовский был на фронте - военным корреспондентом.

Кто такой корреспондент, ребята?

Паустовский писал корреспонденции, очерки, короткие зарисовки и рассказы. Одновременно создавал роман «Дым Отечества». В нем он рассказал о Ленинграде. Он описал как люди пережили ужасную блокаду, выжили и возродили свой город.

Ребята, а как сейчас называется город Ленинград?

Слайды №7-8

После войны Константин Георгиевич продолжил свои путешествия. Он путешествовал по многим странам мира и каждое путешествие он описывал в рассказах, сказках, очерках, романах.

Прочтите, пожалуйста названия только некоторых его произведений, ребята.

Слайд №9

Сегодня мы познакомимся с произведением «Похождения жука-носорога». Это произведение многие называют «солдатская-сказка».

Слайд №10

Просмотр мультфильма.

Слайд №11

Динамическая пауза

Согласование речи и движения.

Ребята, покажите, как веселился жук встретив своих друзей.

Слайды №12-16

Психогимнастика

Покажите, как тесно было жуку в коробке.

А теперь как расправил и расслабил свои лапки жук, когда вылез из коробки (потрясите руками и ногами).

Расслабьтесь. Посмотрите на звёзды.

Начался бой. Покажите, как сжался испуганный жук.

Бой утих. Жук нашёл своего солдата и успокоился. Расслабьтесь.

Слайд №17

Согласование речи и движения.

Слайды №18-27

Пересказ с опорой на картинки.

Слайд №28

Домашнее задание.

Слайд №29

Итог занятия.

Ребята, расскажите колокольчику.

  • Как называется рассказ, о котором мы сегодня говорили?
  • Почему рассказ так называется?
  • Почему Петр расстроился когда потерял жука?
  • Как жук спас Петра?
  • Почему жука выпустили?
  • Что больше всего вам понравилось на нашем уроке?

А теперь пора сказать прощальные слова нашему колокольчику и завершить наш урок.

Прозвенел у нас звонок, значит кончился урок.