Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности: «Опыты с водой – очистка воды»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Вода. Состав. Физико-химические свойства, вода


Цель:

  • Развитие экологического образования воспитанников.
  • Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов.

Задачи:

  • Образовательные:
    • Уточнить представления детей о значимости воды в жизни человека, в природе.
  • Развивающие:
    • Развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат; развивать мыслительные способности: сравнивать, обобщать, анализировать.
    • Формировать у детей умение высказывать гипотезу и получать результат; стимулировать к самостоятельному формулированию выводов.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать любознательность, умение находить выход из сложной ситуации в окружающем мире.
    • Воспитывать навыки работы в коллективе сверстников.
    • Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе, бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Словарная работа:

  • Обогащение словаря: фильтрование, фильтр, лаборатория, исследователь.
  • Активизация словаря: бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  • «Речевое развитие».

Планируемый результат: умение детей знать применение фильтров для очистки воды в окружающей действительности.

Методы и приемы: поисковые, практические, игровые, словесные, наглядные.

Наглядные средства обучения: ёмкость с грязной водой, различные фильтры (из бумаги, салфеток и ватных дисков), воронки и стаканчики по количеству детей, презентация по теме, модель фильтра.

Предварительная работа: опыты и эксперименты по изучению свойств воды, загадки о воде, разучивание стихов, пословиц и поговорок о воде.

Ход занятия

Воспитатель: ребята, мы сегодня наблюдали удивительное природное явление: выпал первый снег. Мы с вами знаем объяснение этому явлению - приближается зима, становится холоднее и капельки дождя переходят из жидкого состояния в твердое - образуются снежинки. Но, как приятно наблюдать за падающим снегом: он такой белый, пушистый и похож на сладкую вату и так и хочется его лизнуть язычком. Как вы думаете, стоит это делать?

Дети: нет, не стоит - он холодный и можем заболеть.

Воспитатель:верно, ведь приятнее любоваться снегом, играя с друзьями на улице, чем с градусником под мышкой из окна. А как вы думаете, снег, растаяв, превратится в чистую воду?

Дети: да.

Воспитатель: давайте заглянем в ведерко со снегом, который мы собрали на прогулке. Что с ним случилось?

Дети: он от тепла растаял.

Воспитатель: да, ребята, вода перешла из твердого состояния в жидкое.

Дети: снежинки снова превратились в капельки.

Воспитатель: давайте перельем воду в прозрачный кувшин и посмотрим чистая ли вода.

Дети: нет, она мутная и в ней что-то плавает.

Воспитатель: снег падая собрал на себя частицы пыли, выхлопных газов от машин, а на земле к нему прилипли частички почвы, песчинки.

Как вы думаете, эта вода может стать чистой? Можно ли эту воду пить?

Дети: нет.

Воспитатель: а скажите мне, ребята, куда денется вода после того как снег растает?

Дети: часть воды просочится под землю и попадет в ручейки, а часть испарится и снова окажется в тучках, из которых выпадет снег.

Воспитатель: верно, ребята. А, скажите, как же грязная вода вдруг станет чистой в ручье? Вода, которая течет дома из крана тоже ведь чистая? Откуда берется чистая вода?

Подумайте, что нужно сделать, чтобы вода стала чистой?

Дети: очистить воду.

Воспитатель: Правильно. Одним из способов очистки воды является фильтрование.

Как вы думаете, что такое фильтр? Это прибор для очистки воды. Давайте попробуем очистить воду с помощью бытового фильтра-кувшина. Чистая вода капает из фильтра?

Дети: да.

Воспитатель: а как вода очищается в природе? Она, просачиваясь сквозь почву, проходит через слой песка и в ручей уже попадает очищенной. Песок служит природным фильтром. Давайте проведем опыт: очистим талую загрязненную воду с помощью песчаного фильтра. Для этого возьмем стеклянный цилиндр, вставим в него воронку (она нужна для того чтобы не пролить воду) а чтобы не просыпался песок через отверстие, поместим салфетку. Затем насыпем песок и потихоньку нальем воду. Что мы видим?

Дети: вода капает.

Воспитатель: чистая вода?

Дети: да.

Воспитатель: значит, природный фильтр работает! А вы хотите научиться очищать воду?

Дети: да.

Воспитатель: В нашей лаборатории мы попробуем очистить воду с помощью разных фильтров и узнаем, какой из них лучше ее очищает. Предлагая вам разбиться на пары, так будет удобнее - один человек будет придерживать воронку, а второй наливать воду.

Воспитатель:

Первая пара фильтровала воду через марлю.

Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи). А вода стала чистой? (ответы детей: нет). Значить марля пропускает мелкий мусор и грязь.

Вторая пара фильтровала воду через ткань.

Посмотрите на фильтры. Они стали грязными? (ответы детей: да). Правильно, здесь и песчинки, и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная.

Третья пара фильтровала воду через вату.

Что мы видим?

Дети: на фильтре остались соринки, вода стала чище.

Воспитатель: Конечно, этот ватный фильтр из нескольких слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.

Четвертая пара фильтровала воду всеми предложенными фильтрами сразу (марля, ткань, вата).

Что вы заметили, ребята?

Дети: вода стала ещё чище.

Воспитатель: Мы с вами узнали самые простые способы очистки воды.

Вот так примерно, ребята происходит очистка воды в очистительных сооружениях.

Ведь с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных многослойных фильтров, похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод, и мы в своих кранах получаем чистую и вкусную воду.

Воспитатель: ребята, а если бы вы оказались в лесу, далеко от дома, вам хочется пить, а питьевой воды нет. Как бы вы поступили?

Дети: профильтровать грязную воду, используя тот материал, который оказался под рукой.

Воспитатель: а можно ли такую воду пить?

Дети: для питья, такую воду надо обязательно прокипятить.

Воспитатель: верно, при кипячении вода очистится от вредных микробов.

Воспитатель: вода очень важна для человека других живых существ.

Чистой пригодной для питья воды на Земле мало, поэтому:

«Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе, закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда». [7]

Ребята,

  • Чему мы научились в лаборатории?
  • Какие способы фильтрации вы запомнили?
  • Какой способ оказался самым лучшим?
  • А кого вы дома научите фильтровать грязную воду?
  • Мы справились с заданием?

Дети: да.

Список используемой литературы

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
  2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. - 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  3. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
  4. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. - 72с.: ил.
  5. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр
  6. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 112 с. - (Библиотека воспитателя).
  7. https://rustih.ru/voda-eto-to-chto-vsem-zhizn-nam-daet/