Формирование естественно-научного компонента функциональной грамотности обучающихся ресурсами образовательного центра

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Дополнительное образование

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Левшин Дмитрий Александрович,
Зайцева Алена Валерьевна,
Ткачева Елена Николаевна,
студенты 1-го курса магистратуры
направления подготовки
«Педагогическое образование»

Научный руководитель:
Назарова О.Л.,
д.пед.н., проф.

Одной из важнейших стратегических целей, поставленных перед Российской Федерацией до 2024 года, является обеспечение мирового признания и конкурентоспособности российской системы образования, а также превращение России в одну из десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Ежегодно международные исследования в сфере образования указывают на то, что у российских школьников сильные предметные знания, но возникают сложности при применении этих знаний на практике в повседневных ситуациях. Главной причиной низких показателей у российских учеников выпускных классов (в возрасте 15 лет) является недостаточная развитость у них навыков применения полученных предметных знаний в жизненных ситуациях, а также низкий уровень освоения умения поиска различных подходов к решению задач, проведению исследовательских работ или выполнению совместной учебно-познавательной деятельности [1]. Одной из высоко приоритетных задач российского образования, отраженных в новых федеральных образовательных стандартах, является улучшение функциональной грамотности у обучающихся. Функциональная грамотность представляет собой способность индивида применять усвоенные им знания на протяжении жизни для эффективного решения разнообразных задач, возникающих в различных областях человеческой деятельности, коммуникации и социальных взаимоотношениях. Это включает в себя не только математическую и естественно-научную грамотность, но также умение понимать, анализировать и использовать прочитанную информацию [3]. По нашему мнению, функциональная грамотность способствует социальной адаптации и успешной жизнедеятельности обучающихся в условиях современной жизни.

А.А.Леонтьев определяет функционально грамотного человека как того, кто обладает способностью эффективно применять все непрерывно получаемые на протяжении жизни теоретические и практические знания для решения наиболее широкого спектра жизненных задач в разнообразных областях деятельности, коммуникативной сфере и общественных взаимоотношениях [2]. Согласно этому определению, функциональная грамотность является неотъемлемой частью личности, необходимой не только для успешного образования, но и нормального функционирования в современном обществе.

Согласно международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), естественно-научная грамотность, входящая в состав функциональной грамотности, представляет собой способность применять знания по естественно-научным предметам, самостоятельно давать оценку их правдивости, предугадывать возможные изменения, обнаруживать проблемы, а также формулировать аргументированные выводы, требуемые для понимания окружающего мира и полноценного осмысления тех изменений, которые происходят в нем в результате человеческой активности [4; 5]. Естественно-научная грамотность - это не просто накопление знаний и развитие умений. Она также охватывает понимание сути науки, осознание того, что представляют собой достижения науки и как они оказывают влияние на нашу жизнь [7]. Согласно мнению доктора педагогических наук Л.М.Перминовой [3], естественно-научная грамотность проявляется на разных уровнях и состоит из базовой, функциональной и общекультурной составляющих [6].

На наш взгляд, успешное формирование естественно-научной грамотности у учащихся зависит от следующих условий:

  1. обеспечение интегративности, постоянства и последовательности в развитии естественно-научной грамотности на всех стадиях образования;
  2. внедрение четырех дополняющих друг друга направлений:
    • слияние естественно-научных и социальных аспектов в учебных дисциплинах, с учетом последних достижений научного прогресса;
    • добавление специализированных курсов и дополнительных занятий в рамках естественно-научного направления, а также расширение вариативных возможностей внеурочных мероприятий, направленных на формирование знаний в области естественных наук;
    • межпредметная и метапредметная интеграция, объединяющие различные предметы и области знаний с целью углубления понимания естественных наук, а также совмещение урочных и внеурочных занятий, способствующее практическому применению полученных знаний в различных сферах жизни, а также обогащению опыта школьников;
    • создание межпредметных модулей, позволяющих интегрировать содержание различных предметов и областей знаний; активное сотрудничество учителей, благоприятствующее эффективному взаимодействию и обмену опытом; использование межпредметных технологий и инновационных методов обучения, способствующих углубленному пониманию и применению знаний в разных контекстах; организация группового решения проблем, включая сетевое взаимодействие, с целью совместного и конструктивного подхода к поиску решений и обмену идеями.

В силу различных обстоятельств, школа не всегда может полностью удовлетворить потребности учащихся в области освоения естественных наук. Особенно это актуально для сельских образовательных учреждений. Школы, расположенные в сельских поселениях, составляют значительную долю общего числа школ в России и обладают рядом особенностей: малочисленностью, дефицитом сотрудников, трудностями в привлечении квалифицированных кадров, недостаточным уровнем ресурсного обеспечения, удаленностью от районных центров.

В преодолении трудностей, которые связаны с развитием естественно-научной грамотности обучающихся общеобразовательными организациями, могут помочь ресурсы образовательного центра. «Точка роста» является одним из центров, где образовательное пространство представляет собой площадку, способствующую развитию обучающихся. Здесь они получают возможность получить опыт работы с современным цифровым оборудованием, занимаются проектной и исследовательской деятельностью, а также развивают навыки, связанные с функциональной грамотностью. В рамках национального проекта «Образование» и федерального проекта «Современная школа» открываются центры «Точка роста» в сельских школах и небольших городах с числом проживающих не более 50 тысяч человек. Главная цель этой инициативы - предоставить высокое качество образования и равнозначные возможности для обучения всем школьникам, вне зависимости от их места жительства.

В контексте данного проекта осуществляется усовершенствование сельских школ путем оснащения их передовым оборудованием и внедрения модернизированных учебных программ. Проект направлен на создание благоприятной образовательной среды, способствующей практическим занятиям в области физики, химии и биологии, на выявление талантов и способностей учеников, а также на повышение их функциональной грамотности.

Использование современного оборудования Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» совместно с традиционными методами преподавания, способствует расширению и углублению знаний учащихся в естественно-научных дисциплинах, выходу за пределы школьной программы и пониманию специфики предмета и его использования на практике. Это позволяет обновить структуру образования школы в рамках естественно-научных предметов.

С начала учебного года, с 1 сентября 2021 года, в МБОУ Стабенской средней школе стал функционировать центр «Точка роста», специализирующийся на естественно-научных дисциплинах, таких как «Химия», «Биология», «Экология» и «Физика». Центр «Точка роста» осуществляет разнообразные образовательные программы в рамках отведенного и внеурочного времени, а также дополнительные занятия с учащимися, которые стремятся к высоким результатам. Проводятся следующие мероприятия:

  • анализируются задания олимпиад прошлых лет;
  • совместно с обучающимися определяется эффективная методика решения олимпиадных заданий;
  • регулярно происходит расширение и углубление багажа знаний;
  • для учеников предоставляется возможность проведения исследовательской работы;
  • формируется обстановка, способствующая достижению успеха.

В центре «Точка роста» учащиеся активно занимаются исследовательскими проектами, которые проводятся как в группах, так и индивидуально. Эти исследовательские проекты реализуются в качестве дополнительного образования в области экологии и химии.

Деятельность Центра «Точка Роста» основана на принципах сетевого взаимодействия, которое представляет собой комплекс связей, способствующих разработке, тестированию и предложению инновационных моделей содержания образования и управления образовательной системой для профессионального сообщества педагогов [8]. Такое взаимодействие является передовым и результативным способом сотрудничества образовательных учреждений, который позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и достичь синергии в ходе выполнения работы.

Повышение уровня естественно-научной грамотности учащихся через дополнительное образование в Центре естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» направлено на достижение более глубоких и качественных результатов. Эта программа разработана в соответствии с классификацией PISA и стремится улучшить следующие навыки: применение естественно-научных знаний в сложных реальных ситуациях, умение объяснять и аргументированно подтверждать свои выводы, критический анализ информации, способность связывать данные из разных источников и применять их для принятия обоснованных решений. Эта система предоставляет уникальную возможность расширить и углубить школьные учебные программы. Она способствует освоению новейших технических нововведений и продлевает период обучения, что позволяет учащимся более глубоко погрузиться в изучение естественных наук [9]. В данной ситуации Центр образования «Точка роста» играет роль образовательной среды, которая способствует развитию понимания естественных наук, увеличению научно-исследовательской активности, улучшению практических навыков учащихся и удовлетворению их интереса к познанию в сфере научно-естественных дисциплин.

Следовательно, ресурсы образовательного центра «Точка роста» способствуют углублению содержания образования, активизации практической деятельности по учебным дисциплинам, развитию навыков в рамках функциональной грамотности, в том числе естественно-научный аспект, что в конечном итоге повышает общее качество образования. Функционирование такого образовательного центра способствует созданию единого учебного пространства, которое позволяет расширить и углубить программы обучения в школе, стимулирует интерес учащихся к изучению естественно-научных предметов и проектной работе. В результате этого происходит развитие функциональной грамотности учащихся.

Список литературы

  1. Методические рекомендации по формированию креативного мышления обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - М.: ИСРО РАО, 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/ (Дата обращения: 24.05.2023).
  2. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А.Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
  3. Обновление ФГОС и функциональная грамотность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bor.obraz-tmr.ru/edu/funktsionalnaya-gramotnost (Дата обращения: 24.05.2023).
  4. Пентин А.Ю., Ковалева Г.С., Давыдова Е.И. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. 2018. No 1. С. 79-109.
  5. Разумовский В.Г., Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г., Попова Г.М. Естественно-научная грамотность: контрольные материалы и экспериментальные умения // Народное образование. 2016. No 4. С. 159-167.
  6. Перминова Л.М. Дидактическое обоснование формирования естественно-научной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. No 4 (41). С. 162-171.
  7. Разумовский В.Г. Методология науки как источник совершенствования содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС // Физика в школе. - 2014. - N 3.
  8. Лобок А.М. Сетевое взаимодействие: новый формат или модное название? // Журнал руководителя управления образованием. - 2014. - N 7.
  9. Моргун Д.В. Развитие естественнонаучной грамотности средствами дополнительного образования // ПРО-ДОД: электрон. инф.-метод. журн. 2017. N 4(10). С. 3-10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://prodod.moscow (дата обращения 24.05.2023).
  10. Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей: распоряжение Министерства просвещения России от 12 января 2021 г. № Р-6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-stabna.ru/DocumentsViewer.ashx?IdBase=1&IdMod=3&Id=396060 (дата обращения: 24.05.2023).