Особенности организации игрового аппарата у детей 5–7 лет при обучении игре на фортепиано на начальном этапе

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: игра на фортепиано


Принимая вызовы развития современного общества, основанные на ключевых понятиях, отраженных в нормативно-правовых документах, целевых показателях Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, педагоги дополнительного образования сегодня поставлены перед необходимостью тщательно выбирать образовательные технологии обучение детей.

Для обучения детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фортепиано» в МБУДО Дворец творчества детей и молодежи г. Воронеж, среди прочих, используется технология дифференцированного обучения, поскольку педагог выстраивает индивидуальную траекторию обучения для каждого ребенка. [3] Ввиду того, что большая часть на занятии отводится на практическую работу, которая не может быть строго регламентирована по времени из-за различного уровня развития умений, навыков и личных качеств детей, образовательный процесс в творческом объединении «Экспромт», руководитель Акинина Н.Н., предполагает различные варианты освоения программы: последовательный переход с одной ступени на другую, либо освоение ступеней за более короткий срок.

Основываясь на опыте многолетней работы педагога в объединении, мы хотели бы обратить внимание на некоторые особенности организации работы с детьми, существенные для начального этапа обучения: рассмотреть аспекты организации пианистического аппарата, предложить некоторые упражнения для формирования навыка весовой свободной игры, организации гибкой кисти, запястья, крепкости пальцев, значимые для естественных движений пианиста.

Начальное обучение детей игре на фортепиано, в частности, работа над организацией игрового аппарата - это важная часть в работе каждого педагога. От качества проведенной работы на этом этапе будет зависеть дальнейшее техническое и музыкальное развитие ребёнка, его становление как музыканта. Целесообразно подойти к решению этой задачи очень последовательно, систематизируя задания и упражнения для каждого ребёнка, с их обязательным контролем. Именно от организации руки (игрового свободного аппарата) будут зависеть решение разных технических задач, комфорт и удобство при исполнении. Поскольку у каждого ребенка свое физиологическое строение, здесь необходимо учитывать такие индивидуальные параметры как длина пальцев, ломкость фаланги, гибкость кисти и прочие.

Вначале определим, что такое «правильная и хорошая рука»?

Многие музыканты в истории фортепианной педагогики изучали этот вопрос. [1; 2; 4; 5; 6; 7; 8; 10; 11] Согласно утверждению А.Николаева, «при игре наша рука не должна быть ни мягкой, как тряпка, ни жёсткой как палка - она должна быть упругой, подобно пружине» [8, с. 32]. Е.Либерман отмечает, что «если музыка тихая, мягкая - руки двигаются тихо и мягко, а если музыка величавая, звучная - руки должны быть пластичными и тяжёлыми, если требуется острый, звонкий звук - руки играют энергично, концы пальцев обострены…» [4, с. 15]. А.А.Шмидт-Шкловская в своей методическое работе «О воспитании пианистических навыков» предлагает большое количество упражнений на различные виды техники. Они помогают привести аппарат обучающихся в рабочее состояние. [11] А.Д.Артоболевская делится своим опытом работы с учащимися в учебном пособии «Первая встреча с музыкой». В нетрудных пьесах ею заложены движения на некоторые виды техники. [2]

Возникает вопрос: как и с помощью чего достигается такая свобода рук при исполнении? Как выразить музыкальную мысль, которой ничего не мешает, а наоборот свободная игра помогает фантазировать и творить? Ведь первый этап обучения является решающим для дальнейшей судьбы музыканта. Г.Нейгауз отмечал, что «таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста» [6, с. 20].

В первую очередь педагогу нужно сделать свои занятия интересными, не скучными, постепенно усложняя музыкальные и технические задачи. Успех виртуозных пассажей зависит от правильного анализа технических трудностей и методов их преодоления. Выдающиеся педагоги А. и Н.Рубинштейны, Т.Лешетицкий, В.Сафонов, Й.Гофман, Ф.Бузони рассматривали проблемы техники в связке с музыкально-художественной задачей. [8] К.Черни и И.Крамер создали свои этюды-упражнения, в которые включили различные виды техники. Важно только правильно их расшифровать, найти удобство при исполнении для аппарата любого элемента техники. Принцип постановки руки С.М.Мальцева по методу Т.Лешетицкого, заключённый в постановке первого пальца под углом 45 градусов и «арке» между 1 и 5 пальцами, создающие ощущение мяча в руке, понятен и любим детьми. [5] Всему этому и должен учить педагог своих обучающихся с первого года занятий.

Для того, чтобы играть на инструменте, ребёнку и педагогу необходимо следить за сводом руки. Он может быть разным по высоте, но округлость пальцев при игре постоянно должна присутствовать. А их косточки должны не провалиться в «ямку», фаланги не прогибаться. Всё время должно быть ощущение мягкости в кистях, свобода в спине, плечах, локтях. Педагог должен постоянно и деликатно обращать на это внимание, совместно с обучающимся ставить эту задачу и достигать на протяжении занятия. Необходимо проследить за опорой руки на клавиатуре, за крепкими и твёрдыми пальцами при свободной руке. Вначале эта работа сопровождается большим количеством ошибок у обучающегося, и задача педагога преподнести весь этот материал для работы в увлекательной и доступной форме. Это необходимая часть ежеурочной работы педагога с обучающимся.

На постановку игрового аппарата иногда уходит несколько лет работы и упорного труда. Необходимо определить и использовать на занятиях эффективные и понятные упражнения как за инструментом, так и вне его. Педагогу следует внимательно наблюдать за обучающимся и своевременно решать возникшую проблему или поощрять хороший результат. Все время изобретать и придумывать, менять виды деятельности. И вместе с этим решать ещё одну важную задачу - образное исполнение произведения! То есть, «играть картину произведения». Перед этим можно её нарисовать на листе бумаги. Придумать сюжет и характер персонажей.

Предлагаем несколько первых несложных упражнений на освобождение корпуса и руки, которые рекомендуется провести в качестве игры с обучающимся. Их можно делать как под музыку, так и без неё.

  1. «Березка» (на освобождение корпуса). Встать перед инструментом и представить, что руки - это ветви берёзы. Под музыку свободными поднятыми вверх руками делать хаотичные движения влево, вправо, меняя скорость, в зависимости от услышанной мелодии. При этом корпус - это ствол дерева. Он тоже очень гибкий и пластичный.
  2. «Шалтай-болтай» (Продолжить тему свободного корпуса и рук поможет это упражнение). Немного нагнуться вперёд, руки висят как плети вниз. Под стихотворение Шалтай-болтай делать маятниковые движения из стороны в сторону. Здесь педагог может давать направление маятнику, слегка подталкивая руки и проверяя при этом их свободу движения. Все делается в игровой форме.
  3. «Отжимание от стены» (упражнение на крепость пальцев и их удержание в округлом виде). Подойти к стене на расстоянии 50 см. Сложить руки, домиком''. Для начала можно взять мячик и запомнить, как рука его держит. Затем опереться такой рукой о стену, следить за тем, чтобы домик не сломался (не прогнулись фаланги и не спрятались косточки). Затем в этом положении сильно опереться на стену пальцами и рывком оттолкнуться от неё.
  4. «Крылья птицы» (упражнение на свободный локоть и плечо). Встать ровно. Представить себя птицей, которая собирается взлететь. Для этого нужно начать движение руки с локтя (крыла), отводят его в сторону, потом плавно перевести вверх и закончить полным поднятием руки вверх. Удержать руку несколько секунд, затем её скинуть свободно вниз.

Далее предлагаем несколько упражнений, которые рекомендуется провести за инструментом. Обучающийся уже зарядился энергией и слуховым восприятием музыкальных образов от предыдущих упражнений.

  1. Упражнение на самостоятельность пальца и его крепкость. На закрытой крышке построить рукой знакомый уже домик. И открывать поочерёдно ,,окна'' в домике (поднимать нужный палец по команде вверх, удержать и поставить обратно). Затем представить, что подул ветер (домик раскачивать в разные стороны, следя за тем, чтобы подушечки пальцев остались приклеенными к крышке и фаланги не прогибались, а крыша(косточки) не сломалась). Успокоить руку и ещё раз проверить её положение на крышке.
  2. «Лебедь» (Упражнение на снятие звука с помощью кисти). Поставить руку на крышку домиком. Затем представить, что рука - это лебедь, который летит. Кисть - это его шейка, пальцы - его клюв. Медленно начать движение вверх с кисти, продолжать поднимать руку и следить за тем, чтобы пальцы висели свободно, без напряжения и смотрели вниз. Затем лебедь разгибает шейку вниз и делается обратное движение. Пальцы при этом собираются в домик. Вся рука кладётся на коленку.
  3. «Подковки» (упражнение на твёрдость круглого пальца). Педагог берет руку ребёнка в положении лебедя. Рука свободная в кисти, пальцы смотрят вниз. Подпереть карандашом палец снизу, надавливая на его подушечку, ставя ,,подковки'' для лошадки. Убедиться, что палец стал округлым, попросить ребёнка надавить на ,,подковку'' подушечкой так, чтобы палец и фаланги не прогнулись.
  4. «Бабочка» (Упражнение на освобождение локтя и плеча). Сидя за инструментом, руки на коленях. Представить, что бабочка сидит на цветке и хочет взлететь. Крылья её (локти) готовятся к полёту. Отводить немного локти в стороны и обратно, имитируя крылья бабочки, не отрывая руки от коленей. А затем бабочка взлетает (применить подъем локтя упражнением №4) и закончить подъем руки лебедем. Плавно опустить руку на коленку.
  5. Ставим домик на клавиши. («Рука Шопена»). Чтобы ребёнок правильно поставил руку на клавиатуру, нужно 2, 3, 4 пальцы положить на группу из трех черных клавиш, а 1 и 5 пальцы на соседние белые с двух сторон клавиши. Рука идеальна в таком положении. А дальше педагог акцентирует внимание ребёнка на кисть, немного округлые пальцы и их косточки. Снятие с клавиатуры происходит упражнением «Лебедь».
  6. «Ежик» (упражнение на координацию пальцев). Сложить руки в замок, плотно сжав пальцы. По заданию педагога поднять нужный палец, не разрывая замок, показать иголку ёжика. Сначала на одной руке, затем на другой. Потом на обеих руках одинаковыми пальцами. Закончить нужно поднятием разных пальцев на обеих руках одновременно.

Меняя вид упражнений, можно предложить ученику находить клавиши на ощупь. Ребенок закрывает глаза, кладёт руку на клавиатуру и на ощупь находит заданную ноту-клавишу. Затем правильно, округлым пальцем (мостиком) нажимает её и снимает упражнением «Лебедь». Это упражнение поможет правильно держать руку на клавиатуре при чтении нот с листа.

Когда ребёнок уже умеет извлекать звук одной рукой, то можно подключить поочерёдно взятие клавиш двумя руками:

«Качалки» (упражнение на легатную передачу звука из руки в руку). Сначала внимательно посмотреть на рисунок, где дети качаются на качалке. Затем поставить обе руки на интервал октаву (одинаковые клавиши, но разные по высоте). И имитировать качание двух звуков, которые плавно меняют друг друга. Один вверху, а другой в это время внизу. И качаться звуками несколько раз, следя за тем, чтобы два звука сменяли друг друга очень плавно.

Когда дети начинают играть гаммы, то они сталкиваются со сменой позиции в руке и связкой этих позиций с помощью первого пальца. Чтобы было понятнее, как происходит эта смена, можно сделать упражнение, которое поможет растянуть мышцу первого пальца для подкладывания его под ладошку.

«Колечки». Поочерёдно смыкать каждый палец с первым, делая колечко (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Чем ближе 1 палец подходит к 5, тем сложнее им дотянуться друг до друга. Здесь необходимо акцентировать внимание на то, что 1 палец дотягивается до другого, прячась под ладошку.

Координация рук одна из сложных задач для пианиста. Чтобы при чтении нот правильно координировать руки, сначала нужно почитать ритмические рисунки для двух рук. Здесь работает как горизонтальное, так и вертикальное видение. Смотрим на ритмический рисунок для двух рук. Сначала читаем и стучим на крышке правую руку, точно соблюдая ритм, затем левую. Потом обучающийся стучит правую руку, а педагог левую. И наоборот. Когда каждая партитура-партия понятна обучающемуся, то он пробует простучать две руки одновременно на крышке. Потом этот ритмический рисунок можно поиграть на клавиатуре, выбрав для каждой руки свою клавишу-ноту. Это упражнение тоже поможет правильно держать руку на клавиатуре при чтении нот с листа.

Предложенные упражнения постепенно и поэтапно приводят обучающегося к правильной и свободной игре за инструментом. Руке ничего не мешает. Палец твёрдый, кисть свободна, плечи не поднимаются. Развитие игрового свободного аппарата руки от простого к сложному идёт интересно и понятно для ребёнка. Он привыкает связывать движение руки с образом, рождая новый характер исполнения. Технические проблемы тоже решаются художественно, без насилия. И самое главное обучающийся не боится работать над техникой. Он уже знает много упражнений, которые ему помогут справиться как с технической задачей, так и с художественной.

Таким образом, для создания условий успешного овладения каждым ребенком дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Фортепиано» в МБУДО Дворец творчества детей и молодежи г. Воронеж необходимо учесть некоторые особенности организации работы с детьми, начиная с начального этапа.

В формировании исполнительских умений и навыков детей, особенно на начальном этапе обучения, контактная форма обучения играет ключевую роль. Ценность каждого такого занятия многократно повышается, поскольку именно в процессе включения ребенка в различные формы сотворчества на уровне общения с педагогом, обучающимися и другого окружения ребенка происходит работа с опытом обучающегося во всех его проявлениях, выявление жизненного, познавательного и творческого опыта ребенка, его актуализация и, как результат, развитие творческой самореализации обучающегося [9]. Предметный результат приобретает новые значения, утрачивая свое приоритетное значение, становится частью комплексного образовательного результата наряду с метапредметным и личностным.

Работа над предложенными упражнениями на начальном этапе обучения и в дальнейшем позволяет развить ученику беглость пальцев и движений, точность и ловкость при исполнении. С их помощью вырабатывается устойчивость в ритме, техническая выносливость, происходит музыкально-теоретическое, художественное, эстетическое развитие обучающегося. Обучающийся уже умеет грамотно использовать аппликатуру и наладить контакт с инструментом, преодолевая физические и психические трудности.

Совместное с обучающимися целеполагание, постановка цели и задач занятий, их детализация и конкретизация в параметрах, стимулирование, мотивирование обучающихся в ходе занятия на запланированный результат, сопровождение обучающихся на каждом этапе являются сегодня необходимыми условиями удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и эффективной деятельности педагогов.

Список использованной литературы

  1. Абдуллина А.А. Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано: Учебно-методическое пособие / А.А.Абдуллина. - Москва: МПГУ, 2005. - 24 с.
  2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие / А.Д.Артоболевская. - Изд. 2. - Москва: Советский композитор, 1996г. - 101с.
  3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, адаптированная для обучающихся с ОВЗ, «Фортепиано». - https://dvorecvrn.obrvrn.ru/sveden/education/
  4. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой / Е.Я.Либерман. - Москва: Классика-ХХI, 2003. - 148 с., ил.
  5. Мальцев С.М. Метод Лешетицкого / С.М.Мальцев. - Санкт-Петербург: ВВМ, 2005 - 205с.
  6. Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения / Л.А.Москаленко. - Новосибирск, 1999. - 44с.
  7. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г.Г.Нейгауз. - 5-е изд. - Москва: Музыка, 1988. - 240 с, портр., ил., нот.
  8. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма / А.Николаев. - Москва: Музыка, 1980. - 112 с.
  9. Сухочев А.В., Панкова Н.А., Свиридова Е.В. О реализации дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ художественной направленности во Дворце творчества детей и молодежи г. Воронежа / А.В.Сухочев, Н.А.Панкова, Е.В.Свиридова. - Воронеж: Вестник Воронежского института высоких технологий, 2022. - № 2 (41). - С. 198- 202.
  10. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие / Е.М.Тимакин. - Издание 2-е. - Москва: Советский композитор, 1989 г. - 145 с.
  11. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков / А.А.Шмидт-Шкловская.- Ленинград: Музыка, 1985. - 69 с.