Поликультурное воспитание в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: межличностные отношения, толерантность


Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т.е. толерантность не передается по наследству [3, с.290]. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Наш детский сад находится в Республике Хакасия, которая является многофункциональной. На территории Республики проживают хакасы, поляки, киргизы, русские и другие национальности. Таким образом, дети, проживают в поликультурной среде.

Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, накладывает большой отпечаток на становлении личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни.

Дошкольный возраст - период приобретения ребенком основ личностной культуры соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Через обычаи, традиции, народную мудрость ребенок начинает усваивать простые правила нравственного поведения, различать основные этнические понятия [4, с. 406].

Наш детский сад работает в инновационном режиме по поликультурному воспитанию дошкольников в рамках соприкосновения двух мировых культур: славянской, тюрской. В ДОУ организована поликультурная образовательная среда, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителей любой культуры и национальности.

В тематике поликультурного содержания большое внимание уделяется использованию устного народного творчества, народным играм, музыке, танцам, декоративно-прикладному искусству, ознакомлению детей с природой родного края, прошлому и настоящему Хакассии, обычаем, традициям, культуре хакасского народа. Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное к тому месту, где живет.

Фольклор - народная мудрость. Через сказки, потешки, песенки, пословицы ребенок познает добро и зло, учится бережно охранять природу [1, с.50-55]. В старшем дошкольном возрасте необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и « живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда) [5, с. 263].

В ДОУ расположен мини - музей (совместная работа детей, родителей и педагогов), разработан цикл занятий « Хакасия - край родной», который включает в себя знакомство с картой, гербом, флагом Хакасии, ее столицей, легендами о происхождении города Абакана, богатствами недр нашей Родины. Цикл занятий по теме «Юрта - жилище древних хакасов». Знакомим детей с традициями и обычаями, как чувство уважения к пожилым людям, с этикетом приема гостей, традицией почитания огня. Так же разработан комплект тематических дисков: «Национальные традиции семьи Сафьяновых», «Юрта- национальное жилище хакасов», «В.И.Тодышева - чан узы Республики Хакасия - народный мастер», «Национальная одежда хакасов», «Национальные украшения», «Национальная кухня».

Важным условием в поликультурном воспитании является взаимосвязь с родителями. Семья является своеобразным транслятором особенностей этнического сознания. Традиционно именно она формирует идеалы, общественно- социальные установки через комплекс этико-нравственных понятий, составляющих в дальнейшем основу ценностей и установок. Семья обеспечивает преемственность воспитания, передавая из поколения в поколение объективно-субъективные ценности и осуществляется связь времен. Поскольку детям дошкольного возраста свойственно анимистическое мышление (наделение некоторых, особенно движущихся предметов живой сущностью), игра для них не развлечение, а естественный отбор общения с окружающим миром. Отсюда логически следует основной принцип построения образовательного процесса, базирующийся на игровой методике [2, с.42-46]. Эту задачу мы успешно решаем на основе музейной педагогики, ведь в музее все необычно: интерьер, экспонаты, царит особая атмосфера. Музей воспитанники детского сада посещают с особым интересом, полученные впечатления от экскурсий являются источником познания о гражданственности и патриотизме происходит под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а так же в условиях целенаправленной работы педагогов и родителей. Для формирования у детей интереса к хакасской культуре, приобщения к ее духовным ценностям мы тесно сотрудничаем с артистами музыкально- драматического театра « Читиген». Детей артисты знакомят с хакасскими народными инструментами, хакасскими праздниками, национальной одеждой, украшениями, хакасской музыкой, народными сказателями - Хайджи. Во время представления дети принимают непосредственное участие.

Использование краеведческого материала в воспитательно-образовательном процессе приобретает особую значимость, как фактор усвоения детьми этнокультурных ценностей: обогащения духовного мира, воспитания в гражданственности, любви к Родине, уважительного отношения к прошлому и настоящему, эстетических качеств [1,с 50-55].

Поликультурное воспитание- это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности. Благодаря организации такой систематической работе удается формировать у детей межличностные отношения и готовить достойную почву для решения основной задачи современности- воспитания гражданина с чувством национальной гордости, гражданского долга и ответственности, с чувством патриотизма.

Литература

  1. Абсалямова А.Г. Организация педагогического процесса в многонациональном ДОУ// Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004, №5. - с.50-55.
  2. Антонова Т.В., Рояк А.А., Година Г.Н. Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений.// Дошкольное воспитание.- 1991, №4. с.42-46.
  3. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов н/Д. - 2003. с. 290
  4. Найденова Е.А. Детский коллектив и толерантность // Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия/ Под ред. М.Ю.Мартыновой, В.А.Тишкова Н.М.Лебедевой. М.: Изд-во РУДН, 2003. - с.406.
  5. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В.Н.Вершина - Ульяновск: УИПКПРО, - 2004. -с. 263.