Роль эмоционального климата семьи в развитии дошкольника

Разделы: Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, взаимодействие педагога и семьи


В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения.

Мир маленького ребенка - это его комната с кубиками и куклами, его стульчик и его кроватка, его двор, где можно качаться на качелях, посмотреть на кошек и собак, это ласковая мама, которая так часто приносит что-то вкусное, это его детский сад с воспитательницей и другими детьми. Этот уютный мир ограничен стенами комнаты и оградой двора. Именно в этом маленьком мире дошкольник живет, действует, размышляет. Мир взрослого человека несравненно богаче, шире и разнообразнее. Для взрослого существует не только то, что он видит и слышит в данный момент, но и необъятное множество других явлений, предметов, проблем: его работа, знакомые люди, прочитанные книги, его прошлый опыт, планы на будущее, моральные нормы и правила поведения, его знания и умения.

Семья играет в воспитании ребенка основную и важную роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение последующей жизни.

Уже в самом раннем детстве необходимы два условия для того, чтобы энергия ребенка и нервная система укрепилась: спокойная жизнерадостность и чувство уверенности. Родителям следует уделять больше времени, так как в раннем возрасте происходит влияние семьи на развитие личности ребенка.

Психологическим климатом семьи называют те эмоции и настроения, которые доминируют в семье.

Влияние семьи на психологическое здоровье ребенка столь же высоко, как и влияние внутрисемейных отношений на формирование детской личности. Именно здесь создаются предпосылки для того или иного психосоматического недуга, закладываются основы характера и оттачивается способность противостоять будущим непростым ситуациям, прожить без которых, к сожалению, невозможно.

Семья - это целостная система, и отношения между всеми членами в ней взаимосвязаны. В основе брака находятся отношения мужчины и женщины, в которые затем вплетается появившийся ребенок. Во многих случаях, если между супругами сложные взаимоотношения, негативное влияние внутрисемейных отношений на ребенка вызывает у детей психосоматозы. Часто именно в таких ситуациях один из родителей не принимает ребенка и не уделяет ему внимания, и в случае психосоматики ребенку поможет выздороветь только коррекция отношений между супругами.

Отношения в семье нуждаются в коррекции, если создается длительное нервно-психическое напряжение. Оно приводит к нарушению жизнедеятельности семьи как единого организма.

Каждая семья выделяет определенные аспекты жизни, и на разных этапах развития у нее появляются разные потребности и цели. Не всегда они совпадают у всех членов семьи. Порой они не осознают своих истинных потребностей и подчиняются интересам других, что приводит к межличностным и внутриличностным конфликтам.

Ни в коем случае нельзя преуменьшать роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка. Ведь как получается в некоторых семьях? Взрослые стремятся к карьерным и материально-бытовым достижениям. Они все силы направляют на строительство дома, покупку машины, служебный рост одного из членов (чаще мужчины). На достижение этих целей они направляют все свое время, силы и денежные средства. Нередко для приобретения материальных благ им приходится дополнительно работать и во многом себя ограничивать, экономя деньги. Все неурядицы в семье, конфликты и неудовлетворенность они связывают с тем, что еще не достигли цели. Недовольство семейной жизнью не наводит их на размышления о том, с чем это связано и что можно изменить к лучшему.

Вместо этого члены семьи прикладывают еще большие усилия для достижения главного, по их мнению. Однако когда цель достигнута, психологический климат в семье не улучшается, наоборот, конфликтов становится даже больше, теряется относительная стабильность и неудовлетворенность жизнью только нарастает. Для сохранения сложившихся отношений быстро появляется новая аналогичная цель. Таким образом, члены семьи не задумываются о своих взаимоотношениях, не осознают причин конфликтов, своих истинных потребностей. И тем более они не задумываются над тем, как отношения в семье влияют на ребенка, какие у него потребности, и в чем причинах его болезней. А для формирования психологического здоровья детей в семье нужны совсем иные цели.

Психологический климат в семье на здоровье ребенка влияние оказывает самое непосредственное. Если между родителями общая неудовлетворенность, несоответствие потребностей и ожиданий реальным возможностям, между ними возникают конфликты. Если взрослые не понимают ситуации в семье и отрицают проблемы, то появляются депрессии, неврозы, алкоголизм.

Семейная тревожность отражается на поведении членов семьи и особенностях общения между ними. Она часто проявляется в переживаниях по поводу здоровья, особенно ребенка. В основе негативного влияния семьи на психику ребенка лежат беспомощность и неспособность что-либо сделать для улучшения семейных взаимоотношений, противостоять неблагоприятным непредвиденным обстоятельствам. К нарушению отношений в семье приводит чувство вины у одного из ее членов. Он считает себя виновником всех бед, и ему кажется, что другие обвиняют во всем именно его. На самом деле это может не соответствовать действительности.

Внутренний конфликт у одного из членов семьи может возникнуть в связи с возлагаемой на него повышенной ответственностью. Появляющееся при этом повышенное нервно-психическое напряжение распространяется на всю семью и порождает противоречия, конфликты и болезни. И конечно же, такая ситуация во внутрисемейных отношениях оказывает влияние на психическое развитие ребенка.

В здоровой семье, где роли между мужчиной, женщиной и детьми распределены психологически правильно, сохраняется подвижное равновесие. Ощущается позитивное влияние семьи на психическое благополучие ребенка. Каждый член поддерживает общее семейное «Мы», в основе которого лежат общие ценности, любовь, теплые чувства и привязанность, объединяющие и позволяющие быть собой. Члены семьи способны видеть возникающие трудности и их причины и самостоятельно разрешать конфликты. Они со временем меняются, но при этом сохраняют отношения и укрепляют свою семью.

В здоровой семье структура власти всегда имеет иерархию и отличается гибкостью. В ней имеются свои семейные правила, которые понятны всем и которых стараются придерживаться. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка в этом случае сугубо позитивно. Родители представляют собой стабильную пару, дистанцированную от старшего поколения. Они настроены на развитие и воспринимают перемены позитивно, выполняют свои функции по отношению к ребенку и не перекладывают на него ответственность. Супруги проявляют по отношению друг к другу уважение, честность, доверие и у них есть желание быть вместе. Объединяют в первую очередь их общие духовные ценности, интересы, разные взаимодополняющие личностные качества, умение договариваться по разным вопросам.

Психологическим климатом семьи называют те эмоции и настроения, которые доминируют в семье. Психологический климат показывает качество общения и взаимоотношения между близкими людьми. Независимо от того, насколько большая семья, психологический климат в ней оказывает влияние на каждого из членов. Он воздействует как на психологическое, так и на физическое здоровье. От эмоциональной атмосферы в доме во многом зависит и долголетие человека. Также психологический климат очень важен при принятии некоторых решений, а также личностного роста человека, в том числе и ребенка.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте.

Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

Если внутрисемейные взаимоотношения построены на любви, поддержке и на взаимоуважении членов семьи, то ребенок такой стиль общения переносит и в среду своих сверстников.

Поэтому эмоциональный климат в семье играет огромную роль в развитии и становлении дошкольника.