Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: проектная деятельность


Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил: «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». И сейчас, говоря о современном образовании, мы вновь обращаемся к этим словам, потому что сегодня одним из основных требований к образовательным программам, обозначенным в стандарте, является «формирование у обучающихся самостоятельной проектно-исследовательской деятельности». Сама жизнь выдвигает практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно, грамотно.

Одним из преимуществ использования новых технологий в процессе обучения является организация проектно-исследовательской деятельности, потому что такая деятельность как раз и способствует формированию активной и самостоятельной позиции обучающихся, формирует не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно связанные с практической деятельностью. Ребенок по своей природе - исследователь, и это природное стремление необходимо использовать в образовательной деятельности. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником обучающегося в процессе проведения учебно-исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования. Простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребенка, ведь особенно ценным, особенно привлекательным для детей является то, что они увидели, узнали в самостоятельных поисках, самостоятельных работах.

Сейчас многие учебники построены таким образом, что проекты являются их необходимым структурным компонентом. Авторами в учебниках проекты уже запланированы, сформулированы темы и задания.

В учебнике литературы под редакцией В.Я.Коровиной для 5-6 классов запланированных проектов не так много, но они есть. Так, например, после изучения темы «Русские басни» в 5 классе ребятам предлагается поработать над проектом, сформулированы задания. Эту работу ученики выполняют с удовольствием. В 2019 году наша страна праздновала 250-летний юбилей великого баснописца, и к этой дате мы приурочили свою проектную работу: ребята подготовили рассказы об И.А.Крылове, были показаны инсценировки басен, организовали выставку красочных иллюстраций по басням. При награждении в качестве призов использовали сборники баснописца.

Подобные проектные работы часто становятся частью литературных вечеров, гостиных по творчеству великих писателей и поэтов. Так, провели литературный вечер по поэтическому творчеству А.Н.Толстого среди обучающихся 5-7 классов.

Очень интересно было работать над проектом «Старая фотография» с восьмиклассниками после знакомства с рассказом В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Ребята искали дома старые фотографии, работали с родителями, бабушками и дедушками. В результате этой работы получилась отличная презентация электронного альбома.

В 9 классе после прочтения комедии А.С.Грибоедова напрашивается исследовательская работа «Афоризмы и крылатые фразы пьесы «Горе от ума».

Подобную работу выполняли и после изучения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Рассмотрим ее подробнее. Лаконизм высказываний Евгения Базарова, отточенность мысли, парадоксальность его выводов натолкнули меня на идею проведения этой работы. Десятиклассники провели исследовательскую работу по тексту романа, нашли разные высказывания героя, определили по возможности тип высказывания (крылатые слова, парадокс, афоризм, сентенция, гнома), прокомментировали их в контексте романа. Результаты этой работы оформили в виде таблицы.

Высказывание Базарова

Тип высказывания

Эпизод, глава

1.

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта

Парадокс

Первый завтрак после приезда в Марьино. Глава 6

2.

Всякий человек сам себя воспитать должен

Максима

Разговор Базарова с Аркадием о Павле Петровиче после рассказа истории его любви. Глава 7

3.

Рафаэль гроша медного не стоит

Парадокс

Спор Базарова с Павлом Петровичем. Глава 10

4.

Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельною березой

Изречение

Первый разговор с Анной Сергеевной в Никольском. Глава 16

5.

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник

Афоризм

Разговор с Аркадием перед эпизодом с виолончелью. Глава 9

6.

Выйти за богатого старика - дело ничуть не странное, а, напротив, благоразумное

Сентенция

Базаров и Аркадий идут к Одинцовой в гостиницу

7.

Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал

Максима

Базаров уезжает из Никольского. Глава 26

8.

Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет

Афоризм

Базаров перед смертью. Глава 28

Было интересно услышать комментарии по некоторым высказываниям.

  • «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Базаров - человек-практик, для него значимо то, что может принести пользу, а искусство он таковым не считает.
  • «Рафаэль гроша медного не стоит». Хотя мне и понятны слова и мысли Базарова, но напрочь отвергать искусство я бы не стала. Искусство - это красота, а по мнению другого классика, Ф.М.Достоевского, «красота спасет мир».
  • «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Начиная читать роман, я и предположить не могла, что Базаров может сказать такие слова. Да он сам бы себя высмеял! Но они прозвучали очень трогательно и показали нам Базарова-романтика.

Опираясь на выполненную работу, провожу один из итоговых уроков по этому произведению.

В 11 классе изучается обзорно творчество бардов, а песни Высоцкого, Окуджавы, Визбора всем знакомы с детства, к тому же в классе найдется ребенок, умеющий играть на гитаре и петь. Именно творчеству В.С.Высоцкого мы посвятили внеурочное мероприятие «Владимир, или Прерванный полет». Я разбила класс на группы, и каждая группа подготовила электронную презентацию: «Жизнь и судьба», «Высоцкий и война», «Гамлет 20 века». На мероприятии прозвучали стихи и песни В.Высоцкого, а мальчик, умеющий играть на гитаре, получил возможность выступить перед одноклассниками.

Большой успех имела проектная работа по русскому языку в 6 классе при изучении темы «Профессиональные слова». Шестиклассники с интересом работали над проектом «Профессиональный словарь моих родителей». Это ведь не только закрепление знаний о профессионализмах, но и работа с толковыми словарями, и, главное, - бесценный опыт общения с родителями. Такие проекты формируют метапредметные универсальные учебные действия, расширяют кругозор. Возможно, кого-то из детей заинтересует профессия их родителей или старших братьев и сестер.

С не меньшим интересом дети работали над проектом по теме «Фразеология». Ребята выбрали по 5-6 фразеологизмов, узнали их толкование и происхождение и на уроке рассказали о своих фразеологизмах. Из получившихся работ собрали «Словарь фразеологизмов», которым удобно пользоваться.

При изучении темы «Имя числительное» в 6 классе совсем недавно работали над проектом «Статистический портрет моей семьи». Ребята признаются, что такая работа сближает их с родителями, а это не менее важно, чем работа с самими числительными.

Не могу не сказать об исследовательской работе «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», которую мы проводили к юбилею Великой Победы. Ценно в этой работе не столько то, какая статья у ребенка получилась, сколько то, что ребенку пришлось поработать с разными источниками, приходилось дополнительно читать думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, в результате чего, бесспорно, формировались познавательные универсальные учебные действия. И воспитательная направленность налицо: формирование любви к своей семье, к своей Родине, формирование чувства гордости за дедов и прадедов, за семью, за свое Отечество, за свой народ. Ребята со своими работами участвовали в муниципальных, региональных конкурсах, становились призерами и победителями. Сейчас эти работы - экспонаты школьного Уголка Боевой славы.

Любой проект ценен тем, что обучающиеся, выполняя его, учатся самостоятельно приобретать знания, получают ценный опыт познавательной и учебной деятельности. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Ребенок, получивший в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, ему легче будет адаптироваться в дальнейшем.

Список использованной литературы

  1. Асмолов А.Т. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
  2. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся: метод проектов / Н.А.Борисенко // Литература в школе, 2002, №7.
  3. Казачкова М.Б. Проектный метод как средство повышения качества образования / М.Б.Казачкова // Исследовательская работа школьников, 2013, №4.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: Аркти, 2006.