Дополнительная программа по обучению грамоте и математике "Буквоматика" для детей 5–7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с


Возраст учащихся: 5-7 лет.

Срок реализации: 2 года (72 часа).

Раздел 1. Пояснительная записка

Направленность: социально-гуманитарная.

Уровень программы: ознакомительный.

Актуальность

Раннее обучение чтению и формирование элементарных математических представлений - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей грамоте и математике имеет вполне объективное основание: меняются стандарты школьного и дошкольного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать и считать.

Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы, адаптированной к работе с дошкольниками в дополнительном образовании. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют детский сад или школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы.

Следуя рекомендациям Л.С. Выготского - обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций ребенка. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты и математики является возраст 5-7 лет, так называемый период «языковой одарённости» особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

По утверждению Л.А.Венгера и С.В.Мухиной: «...дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

Главное место в обучении детей старшего дошкольного возраста отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. При реализации содержания программы учтена словарная работа, поскольку на начальных ступенях обучений чтению процесс понимания отстает от восприятия слова, это упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника.

Данная программа дополнительного образования разрабатывалась на основе двух программ под редакцией Е.В.Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и «Математические ступеньки».

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Е.Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Детей подготавливают к усвоению грамоты аналитико-синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С.Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л.С.Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.

В Программе используется следующие подходы к развитию детей:

  • системный подход рассматривает пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.
  • комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)
  • теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
  • личностный подход рассматривает процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Дополнительная образовательная программа «Математические ступеньки» и учебно - методический комплект дополнены и переработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования к структуре Программы, её объёму, условиям реализации и результатам освоения.

Содержание Программы ориентировано на развитие математических способностей детей 5-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

  1. систематизация и учёт математических знаний, полученных из разных источников (игра, общение и т.д.);
  2. организация работы с детьми по освоению содержания Программы.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-исследовательской деятельности), игры, общения, самостоятельной деятельности, которые организуют взрослые, сопровождает и поддерживает.

Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Методика реализации Программы с помощью учебно - методического комплекта способствует формированию у детей основных математических понятий, зависимостей, отношений и действий, овладению математической терминологией.

Освоение Программы поможет ребёнку достичь необходимого уровня в понимании и использовании математических представлений для успешного получения общего начального образования.

Содержание Программы реализуется в различных видах деятельности: игре, общении, занятиях - как основной механизм развития ребёнка.

Программа может быть использована в части, формируемой сторонами образовательных отношений, с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, а также возможностей педагогического коллектива, сложившимися традициями Организации или Группы.

Цель программы: создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания интеллектуально развитого и эмоционального читателя. Приобщение к математическим знаниям с учётом возрастных особенностей детей 5-7 лет в соответствии с требованием стандарта, формирование элементарных математических знаний.

Задачи: (Обучение грамоте)

Образовательные:

  • учить определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова);
  • учить называть слова с заданным звуком, слогом;
  • учить определять количество слов в предложении и составлять предложения;
  • учить ориентироваться на листе бумаги;
  • обучать правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;
  • учить читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные и двусложные слова;
  • формировать умение проводить звуковой анализ;
  • формировать умение интонационно выделять любой звук в слове;

Развивающие:

  • развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний;
  • развивать интерес к занятиям по обучению грамоте;
  • развивать коммуникативную, регулятивную функции речи;
  • развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи;
  • воспитывать культуру речи.

Задачи программы (математика)

Образовательные:

  • формировать навыки количественного счета и порядкового счета;
  • знакомить детей с геометрическими фигурами;
  • учить детей решать простые геометрические задачи;
  • знакомить детей с математическими знаками;
  • учить соотносить предмет, число, цифру.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику;

Воспитательные:

  • воспитывать самоконтроль и оценку;
  • воспитывать усидчивость и внимание;
  • воспитание самостоятельности при выполнении заданий.

Форма занятий: очная, групповая. Возможна реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю. Время занятий включает 30 минут учебного времени и обязательный 10 минутный перерыв.

Срок реализации: Программа рассчитана на 2 этапа обучения:

  • 1 год - развитие звуковой культуры и фонематического слуха; закрепить представление о числах и цифрах до 5, дать представление от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств, сравнение предметов по величине, закрепление ранее изученных геометрических фигур, знакомство с новыми.
  • 2 год - развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению; закрепить представление о числах и цифрах от 1 до 10, дать представление о числах и цифрах от 11 до 20 и новой счетной единицей - десятком, продолжать знакомить с составом числа до десяти.

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму и счету на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

  • развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
  • формирование графических навыков.

Основные методы, используемые при реализации программы:

  • наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ образца задания и тд.
  • практические - упражнения, игровой метод, моделирование;
  • словесные - рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение худ. литературы

Возраст детей, участвующих в реализации программы - 5-7 лет

(1 год обучения, дети 5-6 лет; 2-й год обучения, дети 6-7 лет).

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Формы организации педагогического процесса:

  • специально-организованная деятельность педагога с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей.
  • работа в прописях и тетрадях;
  • работа с книгой;
  • использование новых технологий (здоровьесберегающие, компьютерные).
  • одной из форм обучения является экскурсия. Экскурсия в библиотеку проводится с целью приобщения детей к книге, развития интереса к книге и чтению разнообразных по содержанию книг.

За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

В конце каждого года обучения планируется провести открытое занятие для родителей. Итоговые занятия проводятся не только с присутствием, но и с участием родителей.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • формировать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к другим;
  • формировать культуру речевого общения;
  • формировать положительную самооценку;
  • делить слова на слоги;
  • самостоятельно составлять предложение;
  • составлять рассказ с заданным количеством предложений;
  • свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
  • давать характеристику звуку;
  • считать по образцу и названному числу;
  • пользоваться математическими знаками;
  • записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков;
  • соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
  • различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
  • знать геометрические фигуры;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимся;
  • уметь работать в группах (распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные результаты:

  • формировать и развивать фонематический слух;
  • учить детей владеть звуковой стороны речи темпом, интонацией;
  • знакомить со слоговой структурой речи;
  • формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги;
  • расширять словарный запас детей;
  • овладевают позой пишущего человека;
  • ориентироваться на листе;
  • рисовать разнообразные линии;
  • делить линию пополам;
  • рисовать простые росчерки ("петли", "ленты", "волна" и т.д.);
  • дорисовывать начатые фигуры;
  • вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
  • уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие);
  • называть последовательно дни недели, месяцы;
  • ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
  • определять положение предметов по отношению к другому лицу;
  • выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;
  • располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, используя соответствующие определения;

Метапредметные результаты:

  • развивать мотивацию к обучению чтению, самостоятельности, ответственности;
  • расширять интерес к познавательной деятельности;
  • развивать мелкую моторику и глазомер;
  • развивать связную речь;
  • списывать с настенной доски слова, предложения;
  • осваивать общий темп записи;
  • уметь работать с кассой букв;
  • точно отвечать на поставленные вопросы педагога
  • уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
  • членить простые предложения на слова;
  • определять место звука в слове;
  • давать характеристику звуку;
  • решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
  • понимать задание и выполнять его самостоятельно;
  • проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
  • рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

Раздел II. Учебно-тематический план

Содержание дополнительной общеразвивающей программы

Обучение грамоте

Основные задачи при работе - развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму - решаются на протяжении всего учебного года. Предмет изучения - звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат - гласный, синий - твердый, зеленый - мягкий согласный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук.

Главное на этапе - научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу - развитие звукобуквенного анализа, а также способствует развитию графических навыков.

На первом году обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача - приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи - гости, организуются путешествия. Автором курса придуман образ Говорунчика, который часто разговаривает с ребятами, дает им задания. Говорунчика можно только слышать, но нельзя увидеть. Для этого используется аудиозапись. Говорунчик появляется сам не на каждом занятии, но могут придти его друзья, он может прислать письмо или подарок. Часто вносятся на занятие «живые» Волк, Лиса, Кошка - куклы из кукольного театра. Дети запоминают понятие ударение, прослушав сказку о Невидимке.

Каждое занятие имеет игровое название - тему, которая сообщается детям, и дидактическую тему, на основе которой ставятся цели данного занятия. Ход занятий описан достаточно подробно, указывается дидактический материал для каждого занятия. Все пособия легко изготавливаются руками педагога.

Игры, упражнения увлекают всех детей, даже умеющих читать.

Все конспекты - не догма. Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий.
Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.

Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, И, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце; и обозначаются - красными квадратами. Дети первого года обучения далее знакомятся с согласными: М, С, Х, Р, Ш, Н, так как они хорошо «тянутся- пропеваются» и их легко можно соединить с гласными в обратных и прямых слогах (а-м-м, м-м-а ). Затем переходят к чтению коротких слов: мак, оса, сам, сом, муха…и т.д.

А дети второго года обучения, повторяют знания о гласных и знакомятся с согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар). По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных - синий квадрат (мама, мыло). Далее дети переходят к чтению коротких предложений (МАМА, СОМ. МЫ МАЛЫ.) и знакомятся с графическим изображением предложения. На занятиях часто используются «файлы», специально подготовленные задания для автоматизации навыков слияния букв, слогов и слов. А также на занятии используются дидактические игры: «читайка», «раз словечко, два словечко», «подбери слово», «закончи слово», «предложения», «слова потерялись» и т.д.

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Все занятия проводятся в доступной игровой форме.

Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий.

Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

  • Звуки окружающего мира;
  • Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
  • Гласные звуки;
  • Согласные звуки (без классификации);
  • Согласны твердые и мягкие;
  • Согласные звонкие и глухи.
  • Параллельно даются понятия:
  • Слово;
  • Слог;
  • Предложение;
  • Заглавная буква;
  • Вопросительное предложение;
  • Ударение.

Математика

Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.

Программа позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения.

Учебный материал организован по следующим разделам:

  • Количество и счет.
  • Величина.
  • Ориентирование в пространстве.
  • Ориентирование во времени.
  • Геометрические фигуры.
  • Логические задачи.

Основные формы и способы работы с детьми.

Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.

Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.

См. продолжение Программы