Изменение существительных по падежам. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, УМК «Школа России», падежи имен существительных


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: дать первоначальное представление о склонении имён существительных.

Задачи: познакомить с понятием «склонение», с падежной системой русского языка, названием падежей; учить задавать падежные вопросы, определять падеж.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Изменять имена существительные по падежным вопросам;
  • Знать название падежей;

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
  • делать выводы по наблюдениям, обобщать;
  • планировать действия при решении учебной задачи;
  • соотносить свои выводы с учебником, дополнять и исправлять при необходимости.

Личностные:

  • проявлять интерес к русскому языку;
  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;
  • выявлять причины успешности / неуспешности в учебной деятельности.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Основные термины, понятия: падежи, падежные вопросы, склонение.

Оборудование: учебник русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, карточки для индивидуальной работы , карточки для работы паре, компьютер.

Ход урока

I. Оргмомент

Начинается урок, он пойдёт, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать.

- Ребята, вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться богатством и пополнить свой сундучок знаний.

- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успехов на уроке. Помните, что рядом друзья, рядом я. И у нас всё получится.

II. Чистописание

- Прочитайте слова: лиса, лису, лисичка, лисы, лисой.

- Как вы думаете, какое слово здесь лишнее? (лисичка- состоит из корня, суффикса и окончания, остальные - форма одного и того же слова)

- Что вы можете сказать об остальных словах? Какое слово стоит в начальной форме?

- А сейчас догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании. Эта буква обозначает глухой непарный звук. Какая это буква и в каком слове она находится? Дополните характеристику данного звука. Согласный [ч'] - это непарный глухой, непарный мягкий звук, шипящий, обозначается буквой «че».

- Какие орфограммы знаете, с данной буквой.

Запишите число, классная работа.

- Какая орфограмма? (Третье февраля)

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

- Четыре ученика получают задания. Приложение 1

Снежки, снегирь, сугроб, Снегурочка, гнездо, пальто, Россия, хлопушки, санки.

1 ученик: разделить слова на 2 группы - одушевлённые/неодушевлённые имена существительные.

2 ученик: разделить слова на 2 группы - собственные/нарицательные имена существительные.

3 ученик: разделить слова на 2 группы в зависимости от числа имён существительных.

4 ученик: разделить слова на 3 группы в зависимости от рода имён существительных.

2. Работа с оставшейся частью класса

На доске эти же слова.

Снежки, снегирь, коньки, сугроб, Снегурочка, гнездо, пальто, каникулы, Россия, хлопушка.

- Что общего между словами? (имена существительные). Что вы знаете об имени существительном? (Одушевлённое/ неодушевлённое, собственное/ нарицательное число, род, начальная форма-кто?, что?).

- Объясните выделенные орфограммы.

IV. Введение в новую тему

- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном?

- Хотите узнать что-то новое?

- Сегодня мы с вами продолжим раскрывать тайны имени существительного.

1) Знакомство со склонением имён существительных. (Стр.36 упр. 64)

Работа в паре.

Карточка: Приложение 2

- Прочитайте. Что вы прочитали? (текст)

Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (сосна) ____________ всегда зелёная. Прилетел к (сосна) __________ дятел. Села на (сосна) ______________ синичка. Растут под (сосна)______________ маслята. Резвые белки играли на (сосна)________________.

- Что заметили в этом тексте?

- Как вы думаете, что надо сделать? Что значит «изменить слово»? (Поставить слово в правильную, нужную форму, изменить окончание). Напишите на месте пропуска слово в правильной форме.

- Давайте проверим.

- Ребята, что же происходит со словом «сосна» в каждом предложении? (Меняется окончание в зависимости от других слов)

- А почему оно изменяет свои окончания? (Изменяются вопросы)

- Выпишите из каждого предложения словосочетания со словом «сосна» вместе с вопросом, который вы будете задавать от главного слова, выделите окончания.

Хвоя (чего?) сосны.

Прилетел (к чему?) к сосне.

Села (на что?) на сосну.

Растут (под чем?) под сосной.

Играли (на чём? ) на сосне.

- Почему изменилось окончание у слова СОСНА?

- Какой мы можем сделать вывод?

ВЫВОД: Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами и отвечают на разные вопросы.

- Продолжите высказывания:

Имена существительные могут отвечать на вопросы:

кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?

При изменении существительного по вопросам изменяется его ……… (окончание)

2) Определение темы урока

- А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово?

- Прочитайте правило в учебнике на стр.36 и вы узнаете, как называется такое словоизменение существительных.

3) Как называется изменение имён существительных по вопросам?

- Кто из вас может определить тему урока. (Падеж имён существительных)

- На какой вопрос должны ответить на уроке? (Что такое склонение имен существительных?)

Тема урока: Изменение имён существительных по падежам (склонение).

Сегодня на уроке: познакомимся с названием падежей и падежными вопросами, будем учиться изменять имена существительные по вопросам.

V. Работа по теме урока

1. Знакомство с материалом в учебнике.

Узнаем от чего произошло название слова «падеж»?

- (Аня Пухлякова) Cлово падеж произошло от латинского casus (казус - падение). В русском языке это слово было переведено как «падеж». Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.

- В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе. Например, в немецком языке их только 4, а в финском их целых 15. Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача - выучить 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно, красиво.

- Давайте познакомимся с падежами русского языка. Стр. 37, правило.

- Для того чтобы познакомиться с последовательностью падежей в русском языке, ___________ вам расскажет сказку о падежах. Как же получили падежи своё название.

- Послушайте сказку Е.Мережинской «Откуда пошли названия падежей»

Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать - именительный.

Родился - стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

- Чтобы запомнить название падежей. Предлагаю вам выучить такую шуточную присказку.

Иван рубит дрова, варвара топит печку.

Рассматривание таблицы на стр.37

- Что вы можете рассказать по этой таблице?

- Каждый падеж имеет своё название.

- Каждый падеж имеет свои вопросы, при изменении вопроса, изменяется окончание у имен существительных.

ФИЗМИНУТКА

Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.

VI. Упражнение в склонении существительных

1) Коллективная работа по таблице.

- Рассмотрите ещё одну таблицу. У каждого падежа есть своё слово - подсказка (Раздаю каждому ученику таблицу падежей.) Приложение 3

- Что вы можете рассказать по этой таблице?

Каждый падеж имеет своё название и сокращённое обозначение, у каждого падежа имеется свой падежный вопрос, своё вспомогательное слово.

Именительный падеж есть кто? что? птица, сосна и т.д.

- Обратите внимание у одушевлённых и неодушевлённых имён существительных вопросы различные. Чтобы легче было определить падеж существительных, каждый падеж имеет слова подсказки, помощники, вспомогательное слово. Запомните падежные вопросы существительных и их слова - помощники. Обратите внимание при склонении

- Сейчас, пользуясь таблицей, мы с вами просклоняем слово «зима».

- Давайте в столбик запишем название падежей сокращенно.

(зима - коллективно, я у доски, лиса - у доски ребёнок, трава - сам-но)

Смотрим в таблицу, находим падеж, вспомогательное слово, записываем, выделяем окончание)

Физминутка для глаз

2) Самостоятельная работа. Стр. 38 упр. 66.

- Измените по падежам - трава

- С какой целью мы выполняли это упражнение? (Чтобы запомнить падежи, падежные вопросы и научиться склонять существительные.)

3) Алгоритмом определения падежа имени существительного.

(Резерв - коллективно, устно)

На доске записаны словосочетания.

- Поставьте вопросы к выделенным словам. Определите падеж.

Бежал по дороге, вечер за книгой, напишем бабушке, рассказал о друге.

VII. Итог урока

- Наш урок подошёл к концу. Сегодня на уроке мы сделали ещё один шаг к познанию секретов русского языка. Повторим, что мы узнали сегодня на уроке. Пополним наш сундучок знаний.

- Что же мы узнали и чему научились на уроке?

- На какой вопрос мы должны были ответить?

  • Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением».
  • В русском языке 6 падежей. Назовите
  • У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка.
  • При склонении существительного меняется его окончание.

- Мы ещё не до конца исследовали эту тему, на следующем уроке мы разработаем с вами алгоритм, как определять падеж существительных.

VIII. Домашнее задание

Выучить падежи, вопросы, слова - подсказки.

IX. Рефлексия

- Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

- Но прежде чем вы уйдете с урока, мне хотелось бы, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Приложение 4